Вот уже пять лет, как нет с нами великого скульптора и общественного деятеля Вячеслава
Михайловича Клыкова. Это был удивительный человек, деяний которого хватило бы на несколько
жизней. Ушел он рано, на 67-м году жизни, в самый расцвет своих
многосторонних дарований.
В.М. Клыков любил повторять, что «для
каждой творческой работы – я имею в виду
деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и
т.д. – необходим побудительный мотив. Для
меня этот мотив – мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу
историю, люблю Россию, русский народ. Я
сам русский человек. Все, что связано с
нашей Родиной, для меня близко, дорого.
Я переживаю ее судьбу как свою личную…
Вы знаете, как легче всего выйти из болота – по вешкам, оставленным для тебя
добрыми людьми. Так и я ставлю на пути
россиян образы великих предков – чтоб не
сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».
Ему, как русскому человеку, было больно смотреть на все происходящее
в России. Он считал, что должно
укреплять свой дом и отвечать за
каждое свое дело перед потомками
и перед Богом. Именно поэтому
вместе со своими друзьями Николаем Богатищевым и Владимиром
Хариным он построил храм в честь
Покрова Пресвятой Богородицы
на их родине – в селе Мармыжи
в Курской области. На месте, где
сейчас возведен храм, в 1913 году
был построен храм в честь 300-летия дома Романовых, он выстоял в
Великую Отечественную войну, но
был разобран в хрущевское время.
«Встанет храм – возродится село»,
– считал Вячеслав Михайлович.
В.М. Клыков оставил после
себя многие десятки художественных памятников – памятников
великим поэтам, воинам, государственным
деятелям, святым. Вот лишь немногие из
них: художественное оформление Детского
музыкального театра в Москве, памятники
преподобным Сергию Радонежскому в Радонеже и Серафиму Саровскому в Сарове
и в Курской Коренной пустыни, памятники
Петру I в Липецке, П.А. Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Белгороде, князю
Дмитрию Донскому в подмосковном Дзержинском, Илье Муромцу в Муроме, памятник
императору Николаю II в селе Тайнинское
в Подмосковье, Константину Батюшкову в
Вологде, Надежде Плевицкой в селе Винниково в Курской области, звонница на
Прохоровском поле в Белгородской области,
памятник Г.К. Жукову на Манежной площади в Москве, памятники равноапостольным
Кириллу и Мефодию в Самаре и в Москве
на Славянской площади, олицетворяющие
праздник – Дни славянской письменности и
культуры, и многие, многие другие…
Эти памятники ярко и зримо являют
свою воспитательную и гражданскую миссию.
Во многих городах, исковерканных современной застройкой, они стали центром, доминантой, и люди стекаются к ним: сюда приезжают молодожены, здесь проходят парады.
Много уже написано о В.М. Клыкове,
снят фильм, назван в его честь проспект в
Курске, поставлены два памятника ему. Но
самое главное – его идеи – воплощаются в
жизнь. Он успел увидеть, как стал государственным праздником День славянской письменности и культуры, как начали привозить
в Россию Благодатный огонь из Иерусалима,
от которого теперь возжигаются все пасхальные лампады. А впервые (после советского
времени) затеплился Благодатный огонь у
подножия памятника Кириллу и Мефодию на
Славянской площади в Москве. Благодатный
огонь, который возгорается по субботам накануне православной Пасхи у Гроба Господня в Иерусалиме, был пронесен тогда через
славянские страны как бы по стопам Кирилла и Мефодия и по прямому духовному пути
Православия: Иерусалим, Константинополь,
Москва, Троице-Сергиева лавра и обратно
в Москву – и был установлен в постаменте
памятника просветителям словенским на
бывшей площади Ногина, которую тогда же
переименовали в Славянскую.
В 1985 году именно из оргкомитета по
проведению праздника равноапостольных
Кирилла и Мефодия был образован Общественный международный фонд славянской
письменности и культуры (зарегистрирован в 1989 году), который впоследствии
В.М. Клыков возглавил, оставаясь его руководителем до конца своей жизни. Праздник
равноапостольных Кирилла и Мефодия впервые вышел на улицы в Мурманске в 1986
году по инициативе Митрополита Питирима
(Нечаева), возглавлявшего в то время Издательский отдел Московского Патриархата,
его помощника архимандрита Иннокентия
(Просвирина), Н.И. Толстого, русских писателей В. Распутина, В. Белова, В. Маслова, С. Шуртакова и многих других. После
Мурманска праздники проходили в Вологде,
Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве, в Крыму…
Клыков был монархистом. На многочисленные нападки, что его «монархизм»
отрицательно скажется на творчестве, он отвечал: «Жизнь любого человека невозможно
разорвать на составные части: что тебе положено, а что нет. Как можно отстраниться
от проблем экономики, политики, культуры
и замкнуться на своем творчестве? Что
тогда может натворить художник, оторванный от жизни своего народа, не знающий,
не чувствующий его бед? В нашей жизни
все взаимопроникаемо и взаимосвязано.
Только врагу народа придет в голову указывать «свое место» ученому, военному,
художнику…».
В.М. Клыков остро чувствовал то, что
нужно для спасения нашего Отечества. Спасти плодородные земли, спасти крестьянство.
Разрушение крестьянской жизни есть разрушение страны – это хорошо понимал Клыков,
родившийся и выросший в небольшом селе,
затерявшемся на просторах курской земли.
Земля умирает молча, а вместе с ней
и весь живой мир. Поэтому В.М. Клыкову
принадлежит идея регулярного проведения
широких народных собраний, на которых
в едином ключе должны решаться задачи
охраны природы, развития и укрепления
русского Черноземья. Под руководством
В.М. Клыкова прошли первые две научно-практические конференции в Курске (1992)
и на Прохоровском поле (2000). Эти конференции продолжаются и сейчас. Благодаря
огромной работе было принято законодательство об охране окружающей среды,
которым русский чернозем был признан
национальным достоянием.
Но В.М. Клыков всегда прекрасно понимал, что земля – это категория не только
экономическая, но и нравственная. Две фигуры традиционно возвеличены в народном
сознании – пахарь и воин. Пахарь – хозяин
на своей земле, и всегда осуждался перекупщик, торговец землей. Земля принадлежит
одному Богу, а хранителем ее должен быть
крестьянин. Клыков любил народное искусство, народное пение: ежегодное проведение
музыкальных фестивалей имени Надежды
Плевицкой на ее родине в селе Винниково,
которые были начинанием Клыкова, тоже
продолжают свою жизнь.
Надежда Дмитриева,
Михаил Клыков.
Фото из семейного архива.
Фотограф А. Гринякин
|