У каждого храма своя уникальная, неповторимая история
…Летом 2000 года дочка татьяны викторовны бормотовой поступала в иконописные
классы тобольской духовной семинарии. мама, конечно, очень переживала за Аню,
хотела, чтобы она выдержала конкурсные испытания. Часто ходила на службы в Знаменский кафедральный собор г. Тюмени, читала
акафисты дома. Как-то среди белого дня из
распахнутой балконной двери в комнату полились ясные, мощные звуки колокольного звона. Удивившись, женщина вышла на балкон,
посмотреть, из какого окна доносятся звуки
аудиозаписи колокольного звона. Угол улиц 30
лет Победы и Моторостроителей в восточном
микрорайоне – это дальняя окраина города,
спальный микрорайон. До ближайшего храма
надо ехать минут 30-40 на автобусе. Да и час
неурочный, середина дня, а между службами
в храме в колокола не звонят. Но звук был
ясный, мощный и раздавался со стороны
перекрестка. С того места, где сейчас стоит
красавец Свято-Никольский храм.
Вот таким чудесным образом за несколько
лет до начала строительства Господь дал
знак, что к радости православных христиан
на этом месте будет стоять храм, до которого
они смогут дойти пешком.
Непосредственным поводом к строительству храма стало обновление абсолютно
черной иконы святителя Николая.
Не стоит село без праведника
И эту историю уж чья душа как примет:
от себя ничего не добавлю. Ведь с верой
как: если она есть, и доказывать ничего не
надо. А если нет – докажешь ли?
Жили в глухой сибирской деревеньке
Скородум Упоровского района две сестры:
Феврусья и Матрена. У родителей их детей
было многонько, а 30-е годы были голодными,
редко кто ел досыта. Про белый хлеб в те годы
в деревне и не вспоминали. Как навернется
случай – сразу девку замуж «определяли».
Люб, не люб – про это и речи не было. Выжить бы. Cтаршая из сестер, Матрена, вышла
замуж за односельчанина Петра Лескова. Народился сынок, тоже Петенька. Да недолгим
оказалось семейное счастье Матрены. Муж
скончался от туберкулеза. Остались они жить с
сыночком в доме свекровки. Поедом ела лютая
баба невестку, словно вымещала на ней свое
материнское горе. Деревня матрену жалела, видя, как измывается над ней свекровь, да чем
тут пособить, разве еще раз женского счастья попытать, сойтись с кем-нибудь.
В войну горемыку просватали. Сергей,
новый суженый, был из себя видный: росту
могучего, лицом светлый, бородка окладистая,
волосы шелковистые, кудрявые. Да одна беда
была у человека, «изъян», как говорили на
деревне. В три годика переболел сережа
оспой и ослеп, съела оспа ему глазки. Вот за такого «темного» и вышла матрена. Сама
махонькая, легонькая, как пушинка по избе
летала. В двухэтажном домине завсегда
чистота, пригоны полны скота, огород немереный,
и на все это хозяйство она – один
работник. На покос отправится – в карман
фартука положит краюху хлеба и огурец.
прокос пройдет, пока обратно идет, откусит
хлебца, пожует и дальше литовкой махать.
Но не ради наживы пластала сибирячка от
зари до зари всю свою жизнь. Сколько родственников
доупокоила Матренушка! Свекра
деда Конона, мачеху мужа бабку Варвару,
своего отца, деда Федора, свою мачеху
бабку Анну, ее сродного брата Филиппка…
Не сосчитать.
Филиппок жил у них с дедом Серегой
дольше всех – лет семь. сковал ревматизм
человека, да так, что передвигаться он мог
только ползком, не было силы в ногах, совсем
их не чувствовал. Дед Серега ему отдельный
«тувалет» соорудил, берегли они бабкины труды
по чистоте в доме и сами старались быть
опрятными, хоть в чем-то да помочь своей
кормилице. А та как начала порхать смолоду,
так до старости и осталась легкой на подъем.
В деревне ее все больше легковушкой между
собой называли. Летом еще туман поутру не
растает, а ее беленький, выцветший платочек
уже мелькает между сосенок. Люди еще
только за грибами в лес отправляются, а она
уже полнехонькие корзины несет. Дома ее
ждут дед Серега на полатях да Филиппок на
голбчике. Грибницы горяченькой похлебают,
да и к зиме приварок будет.
Все деревенские старушки тоже тянулись
к этой милосердной женщине. С кем она
посидит-посудачит, ласковым словом согреет,
хоть кружку воды да подаст. А кого в бане
вымоет, голову вычешет, обстирает, обновку
за одну ночь смастерит на дореволюционном
безотказном «Зингере». Настряпает – обязательно
всех одиноких деревенских старичков
и старушек обойдет, попотчует горяченькими
постряпушками. Драгоценная черта русской
души – отзывчивость сердца на чужое горе,
готовность понять и полюбить другого человека
все больше и больше уходит из мира. А
когда-то этим вековечно и держалась Русь.
На моленья деревенские старушки тоже
собирались у Матрены Федоровны. На
втором этаже дома одна из горниц служила
моленной, вся стена была заставлена
старинными иконами. Каждое утро и вечер
старушка творила молитву за всю родню, за
всех деревенских. Ни разу никто в Скородуме
не слышал от нее осуждения или жалобы,
ропота на выпавшее несчастье. Всю жизнь, а
к старости это стало проявляться еще острее,
у нее было мудрое, христианское отношение
ко всему, что выпало на ее долю. В ее глазах
отражались кротость и спокойствие чистой
совести. Лицо с чуть спрятанной в уголках
губ улыбкой было как не от мира сего. Открытая
сердечность и душевная ласка. такой
ее и запомнили скородумцы.
Сынок Петр Петрович тоже не жилец оказался,
в 45 лет, как и отец, сгорел от рака
легких. Невестка Марья Васильевна забрала
четверых детей и уехала к старшему сыну в
Сургут: Он теперь был братьям и сестрам за
отца. Как ни звали бабу Матрену с собой на
Север, Она не решилась оторваться от родных
могилок. Когда не стало деда Сереги, перебралась
к младшей «сестрисе» Феврусье.
Как-то в 1975 году приехал внук бабы Русы Санька на школьные каникулы из Тюмени.
Увидел большую темную доску среди
множества икон баушки Моти и страшно
удивился, когда набожная старушка сказала,
что это тоже икона, только вот не
видно уже чья. Напоследок благословила
ее неверующему внуку-комсомольцу. Взял.
В мешке из-под картошки привез в город.
Не стоит село без праведника места много она не занимает, есть-пить не
просит, пусть стоит себе в уголочке, Все же
память о бабке Матрене.
С детских лет запомнились Саше ее земные поклоны перед
иконами, Да наставление: «как спать-то пойдешь, мнучек, так про себя и говори:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь». Учила, как
персты складывать да осенять себя крестом:
на лобик, на пупок, на правое плечико, на
левое… Аминь! и тихонько склоняла белую
вихрастую головенку внука.
Отошла Матрена Федоровна Лескова к
Господу тихо и незаметно, кротко, как и
жила. В 88 лет неловко ступила, оступилась и сломала шейку бедра. Всю жизнь
за другими ходила, а вынести, что из-под
нее будут горшки убирать, обстирывать да
кормить с ложечки, – не могла. старенькой
«сестрисе» ухаживать за ней было не под
силу, а у невестки Маши горе за горем:
сначала дочка погибла в автокатастрофе,
затем ее саму положили на операционный
стол. Так, от маеты, чтобы кому не досадить
своей беспомощностью, «не залежаться», и
преставилась праведница.
Долго та икона, бабушкино благословение,
в углу стояла. иной раз брал ее Александр,
проводил рукой по доске, чувствовал рельефные мазки краски, а какой святой на ней
изображен – непонятно, до того икона была
темной. Уж и «реставрировать» сам ее пробовал, как друзья подскажут: то гущей квасной
на ночь обмажет, то луком тертым, а утром
сухой тряпочкой протрет… со временем
оставил пустую затею – не поддается черная
доска никакой реставрации! Лет через 15-17
случилось чудо. Солнечный лучик попал на
проступившую позолоту на иконе, и в комнате
словно все заискрилось, заиграло радостным
светом! С этого времени стали замечать,
что за пятнами позолоты стали проступать
рисочки на лике. Тут и увидели – на иконе
изображен святитель Николай.
Нам нужен храм!
В 2000 году Александра Журуна, подполковника МЧС, избрали депутатом Тюменской
городской Думы. Через два года обновившуюся чудотворную икону святителя Николая
Александр Гаврилович передал в часовню
поселка Мыс, который входил в его округ.
«Пусть люди знают, что в первую очередь
они должны уповать на Бога, а не надеяться на человека», – объяснил Александр
Гаврилович свой поступок. Душа тосковала по родной, намоленной святыне, а на другой конец города не наездишься. Все чаще
и чаще приходила мысль о строительстве
храма в Восточном микрорайоне, где он жил.
Следующие выборы в городскую Думу
в 2004 году проиграл, недобрал всего 27
голосов. «переживал, конечно, сильно, –
вспоминает Александр Гаврилович, – задел
для работы в третьем созыве был сделан неплохой, и очень хотелось завершить начатое,
помочь людям. Но ничего не поделаешь. когда
успокоился, понял, что сейчас для меня самое
важное совсем иное дело. Все действующие
на то время церкви в Тюмени были расположены только в центре, а, по слову покойного
святейшего Патриарха Алексия II, расстояние
до храма должно быть такое, чтобы человек
мог дойти до него пешком».
Nюменцы поддержали решение Александра Гавриловича. D марте-апреле 2004
года более трех тысяч человек подписались
под обращением к депутату по восточному
микрорайону Cергею Vихайловичу Vедведеву, председателю Nюменской городской
Думы о помощи в выделении участка земли
под храм. B этот наказ избирателей Cергей
Vихайлович выполнил.
Почти два десятка камзовов с мусором
вывезли с территории будущей стройплощадки. 31 мая 2004 года состоялось освящение
места под храм и установка поклонного
креста. В феврале следующего года была
зарегистрирована местная православная
организация, Александра Гавриловича Журуна избрали старостой. Вскоре нашлось
небольшое помещение в ЖЭУ-22, где расположился приходской совет. На долгие
годы он стал душой и мозгом строительства
храма. 25 марта 2005 года был создан
попечительский совет, который возглавил
председатель тюменской городской Думы
С.М. Медведев. Решение самых трудных
задач в организации строительства храма
Сергей Михайлович всегда брал на себя.
28 июля 2006 года наместник тюменского
Свято-Троицкого монастыря архимандрит Тихон (Бобов) совершил чин освящения места
под строительство храма во имя святителя
Николая Чудотворца. Накануне Дня города,
27 июля 2006 года залили фундамент и забили свайное поле на стройплощадке.
Rогда мечтали о новом храме, трудно
было представить, каким значительным событием в жизни города станет стройка. Можно
сказать, вся тюменская область строила Никольский храм.
Благотворящим благосотвори
Храм сам себя строит, говорят в народе,
а народ не ошибается, у него ведь
тысячелетний опыт. Только через
кого-то, а деньги Господь даст. Так
вышло и при строительстве Свято-Никольского храма. По всему миру
разнеслись именные свидетельства
о приобретении 340 тысяч кирпичей, и каждый куплен каким-то
конкретным человеком. Более 50
тысячи человек внесли посильную
жертву: кто на приобретение кирпичей, кто на купола, кто на кровлю
или на изготовление иконостаса.
Десятки людей по всей стране собирали средства на строительство
храма. Добровольные помощники Е.Н. Романова, Г.Е. Решетникова,
А.Н. Боровская, В.А. Шаполова, А.А. Калугина, В.Г. Алешина,
Л. Борисова, Л. Долгова, Г. Морозова, В. Кукарская, Д. Сыщенко и многие-многие другие распространяли комплекты именных свидетельств среди
своих родных и близких, в домах,
где проживают, в организациях, где работают.
Для сбора средств на строительство Никольского храма в Тюмени
прихожане храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» вместе с настоятелем иереем Валерием Басакиным организовали благотворительный концерт детских
коллективов и воспитанников воскресной школы. 600 имен лангепасцев занесены в «книгу
вечной памяти строителей и благотворителей
Свято-Никольского храма». Народная молва о
строительстве в Тюмени Дома Божия для обновившейся иконы любимого русского святого
разнеслась по всей Сибири. Трижды приезжали
ходоки из соседнего Омска, привозили собранные православными жителями 243 тысячи
рублей. Пакет с деньгами отдадут, посидят часа
два, попьют чайку с дороги и обратно домой.
Очень многие жертвователи не сообщали
свои фамилии. Запомнился раб Божий Станислав, оплативший поставку двух вагонов
кирпича и вагон цемента. Он появлялся в
приходе в самое трудное время, как будто
его сам святитель Николай посылал. Кто-то
приходил в свое свободное время поработать
на стройке «во славу Божию». Участвовали
в строительстве национальные диаспоры
г. Тюмени – украинцы, белорусы, грузины.
Но все единодушны в том, что, несмотря на
всенародный сбор средств, храм не построился
бы так быстро, если бы Господь, по молитвам
святителя Николая, не послал приходу такого
благотворителя, как ЗАО «Промжелдортранс-Тюмень» во главе с генеральным директором
Владимиром Петровичем Саломатиным. Это
предприятие стало генеральным подрядчиком
строительства и главным его благотворителем.
90 процентов затрат на строительно-монтажные
работы приходятся на его долю. Строительство
Свято-Никольского храма стало особым событием в жизни коллектива ЗАО. «Мы строим
храм по решению всего коллектива, – сказал В.П. Саломатин, – от чистого сердца,
от всей души. Так, как относились к этому
наши предки». На стройплощадке трудились
опытные, грамотные специалисты, использовались самые качественные материалы,
передовые технологии.
19 декабря 2007 года протоиерей Николай
Егоров, настоятель храма Архангела Михаила, совершил первый молебен в цокольном
этаже здания, еще не имевшего куполов.
27 июля 2008 года в день празднования
422-летия тюмени и 1020-летия крещения
Руси в храме был отслужен первый водосвятный молебен, освящен иконостас. Над
восточным микрорайоном впервые зазвучали
церковные колокола, извещая о действующем
храме и приглашая на службу…
Окончание строительства пришлось на разразившийся всемирный экономический кризис.
Лопались банки, банкротились предприятия, но
на строительстве храма люди рук не опустили.
19 декабря 2008 года, в день память святителя Николая, состоялась первая божественная Литургия, которую отслужил иерей Олег
Квашнин. Прозвучала долгожданная молитва
«…еще молимся о создателях святого храма
сего». теперь всегда, пока будет стоять Свято-Никольский храм на земле, будут испрашивать
Божию помощь вам, дорогие строители, жертвователи, благотворители.
При входе в храм люди видят мемориальный стенд, на котором перечислены все до
одной организации, участвовавшие в этом
богоугодном деле.
Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас!
Сердечная молитва Богу – вот самое главное в христианской жизни. И начинается
молитвенное стояние перед Богом задолго до
того, как вырастает здание храма. Не счесть,
сколько акафистов было отслужено у креста
на месте будущей церкви. каждый четверг
в 7 часов вечера люди собирались, чтобы
помолиться Николаю Чудотворцу,
попросить у него помощи в строительстве храма и своих житейских
нуждах. Летом акафист читали у
поклонного креста около строящегося храма, зимой – в приходском
совете по ул. Моторостроителей, 9.
На акафист любимому святому тюменцы съезжались со всего города.
Николай Владимирович Козлов
вместе с супругой к великой радости
всего прихода съездил помолиться
о помощи в строительстве к мощам
святителя Николая в итальянский город Бари. В подарок привезли дорогие святыни – чудотворное маслице
и освященные на мощах святителя,
фотографии обновившейся иконы.
В январе 2007 года староста
Александр Гаврилович Журун побывал на родине великого святого.
Город Миры, где служил святитель
Николай, уже не сохранился, лежит
в руинах, но чудом уцелел храм,
в котором всю жизнь прослужил
епископом святой Николай. «в храме я бывал ежедневно с утра
до закрытия. Эти стены слышали
его голос, по этим плитам ходили его ноги…
Здесь святитель Николай был похоронен, и
семь веков его мощи почивали в гробнице,
которая сохранилась до сих пор. На жертвенном столике посреди храма писал свои
записки святому Николаю – о трудностях в
строительстве, о наших нуждах, передал все
просьбы наших прихожан. Думал, размышлял,
молился. много подсказок получил я в храме
от святого, – признается Александр Гаврилович. – многое, о чем я тогда просил святого,
исполнилось».
Возрождая храмы, возрождаем Россию
Главное богатство любой страны – это
люди. Не тот безликий электорат, про которого вспоминают перед выборами и по праздникам, а отзывчивые, терпеливые, добрые
верующие люди, верующие во христа. рождаясь, мы не выбираем ни день появления на
свет, ни родителей, ни страну – все от Бога.
Испокон века храмы на Руси строили, чтобы
соединить людей в вере в Бога, воспитать
любовь и уважение к людям и отечеству. А
где учится человек быть христианином? В храме. Поэтому веками православие было
надеждой и опорой государства. Из истории
видно: опорой и надеждой нашей Державы
в самые трудные времена были верующие
люди, христиане.
… теплятся свечи у чудотворной иконы
святителя Николая Угодника, украшенной
знаками людской благодарности за полученную помощь. Несут люди свои горести
и печали к любимому русскому святому,
ходатаю перед Богом за нас.
Татьяна Тепышева,
г. Тюмень
|