Нужно опасаться малых грехов, и нельзя пренебрегать малыми добрыми делами.
Это прописная истина. О ней сказано немало, причем людьми праведными, такими как
архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в слове «О малом доброделании». Но можно ведь, можно
и должно говорить об одном и том же разным людям, в разное время. Не нужно думать,
что все самое важное уже сказано, например, людьми святыми. Во-первых, не все сказано.
Во-вторых, сказанное однажды требует многократного повторения. В-третьих, в мире не существует чистого плагиата. Даже дословно повторяя чужие мысли, я, пропустив их через себя, превращаю эти мысли в свои собственные. Итак, вернемся к грехам и добродетелям.
В мире нравственности затруднен счет.
Иногда счет в мире нравственности просто
невозможен. То есть качество в этом мире
есть, а о количестве говорить не всегда получается. Вот пример.
Человек бросил на пол кусок хлеба. Бросил и не поднял. Не обдул, не поцеловал, не
сказал: «Господи, помилуй». Такой человек
тяжко согрешил. Он проявил черствость, глупость, неблагодарность своей души, свою непричастность к повседневному труду как нельзя ярче. Можно ли здесь вести речь о размере
хлебного куска? Есть ли разница, кусок этот
велик или это только корочка? Конечно, нет.
Грех совершен в принципе, и неважно, сколько граммов в хлебе, которым пренебрегли.
Граммы могут стать фактором нравственности в других условиях. В блокадном
Ленинграде человек, отрезавший ниткой от
своей пайки ничтожный кусочек для ближнего,
достоин называться именем святого. Вот там
граммы входят в область нравственности и
подсчитываются. А в обычном быту что буханка, что горбушка – разницы нет. Нет разницы,
и когда ребенок при родителях бросает на
землю недоеденный бублик, а взрослым до
этого дела нет. Чтобы назвать грех грехом,
здесь граммы подсчитывать не надо.
По телевидению не раз показывали, как
возмущенные своими правительствами фермеры в разных странах Запада устраивают
демонстрации. Они съезжаются на площади городов на тракторах, запруживают техникой магистрали. Нередко демонстративно
выливают на асфальт сотни бидонов молока в знак того, что производить его невыгодно. Всегда больно смотреть на это безумие, у которого есть «экономическое оправдание». Каждый пятый человек Земли голодает на всякое время и на всякий час.
А где-то и кто-то находит более выгодным
с точки зрения рентабельности высыпать в
море сотни тонн зерна с неразгруженной
баржи. Прибыль бесчеловечна, как Молох.
У нее своя – идолопоклонническая – логика. И вот я думаю: бросивший наземь кусок
бутерброда человек и бизнесмен, уничтожающий тонны продуктов ради рыночной целесообразности, сильно ли отличаются? Баржа
с зерном относится к горбушке хлеба, как
слон – к мухе. Но вот люди, совершающие
эти поступки, могут быть друг другу равны.
«Украл рубль» и «украл миллион» – это
выражения, между которыми можно ставить
знак равенства. Миллион отличается от рубля. Но и там, и там стоит «украл». От этого слова, как от умножения на ноль, исчезает разница между величинами. Величины
становятся равны.
Кстати, раз мы вошли в область математики, пребудем в ней еще ради одного
примера.
Мораль причастна Богу и прикасается к
вечности. Это все равно что выйти в область бесконечного, у которого совсем иные
математические законы.
Возьмем множество натуральных чисел
от 1 до 100. Теперь возьмем множество
натуральных чисел от 1 до 100, которые
делятся на 2. Какое из этих множеств будет
больше? Естественно – первое. Оно больше
ровно в два раза.
Теперь возьмем бесконечное множество
натуральных чисел, с одной стороны, и бесконечное множество натуральных чисел,
делящихся на два, – с другой. Какое из
этих множеств будет больше? Никакое! Они
равны! Бесконечность и там, и там. И это
значит, что в бесконечности часть равна
целому. Обычный счет закончился.
И как математика, говоря о бесконечности,
попадает в область иных законов, так же и человек, говоря о морали, о грехах и добродетелях, попадает в иную область, туда, где маленькое стоит столько же, сколько и большое.
Вот теперь можно приблизиться к пониманию катастрофы, бывшей в раю, – к
грехопадению.
Судя по-мирски, что такого страшного
сделали эти первые люди? Такой ничтожный
грех – и такое суровое наказание! Где же
возвещаемая любовь, если Бог так суров?
Но дело как раз в том, что малое равно
большому там, где речь идет о грехах. В
грехе прародителей, как дуб в желуде, уже
были скрыты все грехи последующего человечества.
Понятен и евангельский максимализм,
называющий прелюбодеем уже того, кто с
вожделением смотрит на женщину. Грех, незримо совершаемый в духе, равен греху, вырвавшемуся наружу и ставшему видимым.
Поэтому судимы мы будем не по делам, а
по тайне сердца. «В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные
дела человеков через Иисуса Христа» (Рим.
2:16), – так об этом говорит апостол Павел.
Понятно, почему плакали о себе как о
последних грешниках ушедшие подальше от
мирских жилищ подвижники. Видя в себе
семена греха, они прозревали в этих семенах жуткие плоды, просящиеся наружу, и
это зрелище рождало нескончаемые слезы.
Итак, малое равно большому, и это смиряет нас при разговоре о грехах.
Но эти же мысли утешают нас при разговоре о добродетелях. Утешают, поскольку
понятными становятся слова Господа о стакане
воды, подав который, человек не потеряет
своей награды. Становится понятной похвала
бедной вдовице, положившей в сокровищницу
церковную две мелкие монетки. В отношении
добродетелей закон тождества между малым
и большим работает с той же безотказностью.
Выводы из сказанного всяк человек
способен сделать для себя сам.
Это может быть решение не браться за
великие дела, но с большой любовью делать
дела маленькие.
Это может быть пересмотр своей жизни
на предмет обнаружения привычных греховных «мелочей» и попытка с ними расстаться. В любом случае это должно быть
увеличение серьезности в отношении к жизни
и внимания к себе.
Не нужно творить ничего великого,
чтобы спастись. Не нужно творить ничего
циклопически страшного, чтобы отпасть от
Бога. И для того, и для другого довольно дел
бытовых, незаметных, маленьких. Маленьких
для нашего повседневного испорченного зрения и обретающих истинные масштабы при
улучшении зрения под действием благодати.
Протоиерей Андрей Ткачев
|