Сижу на скамеечке у храма преподобных Кирилла и Марии. У ног дремлет старый кот Брюс – мы с ним первые
поселенцы этого святого места. Когда-то он был забавным, много доставлял радостных минут,
попадая в различные истории. Можно было
бы написать о нем книгу. Но сейчас одряхлел, жизнь стала трудной и, с точки зрения здравого смысла, бессмысленной.
Он не выполняет своих функций, мышей не ловит, своим видом и поведением никого не радует
А в нескольких десятках метров
от скита находится маленькая больница – отделение сестринского ухода. Пациенты этой больницы – старые, больные люди и инвалиды. Нянечки и медсестры кормят их, дают лекарства, меняют памперсы. Ко многим приезжают дети на хороших и дорогих машинах. Слава Богу, не забывают, исполняют свой долг почитания родителей,
благодарные, что те не претендуют на
уход и жилплощадь. Когда я поселился рядом с этой больницей, думалось,
что она станет местом моих священнических трудов. Но ожидания не оправдались. Все реже и реже приглашают
меня туда, к людям, которые никогда
не жили духовной жизнью, понятия о
ней не имеют и не хотят иметь. И невольно напрашивается мысль, что будущее этих людей, чей рассудок поражен
безверием, горше, чем у моего кота. У
него нет перспективы, что с него взять. А у
них перспектива – вечная смерть.
Если бы знали они, сколь многого лишаются!
В День памяти и скорби – 22 июня – я
отмечал пятнадцатилетие своего монашества. Помню, принимал его с сомнениями и
страхом, но понимал, что, если поступать по
правде, то другого выхода нет. Так сложились семейные обстоятельства. И с тех пор
я нахожусь в постоянном благодарении Богу
за то, что эти обстоятельства возникли. Ни
разу я не пожалел о постриге. Словно свалился с меня тогда груз грехов и неразрешимых проблем прежних лет. Словно выбежал
я из замкнутого круга лжи, в котором жил
годы. Внешне я тот же и постепенно ветшаю.
А внутренне обновляюсь и молодею, предвкушая блага жизни будущего века.
…После Литургии, причастившись Тела
Христова – Источника жизни и безсмертия,
я отслужил панихиду за всех вождей и воинов, на поле брани убиенных и от ран скончавшихся. Потом мы потрапезничали с духовно близкими мне людьми, спутниками в
Царствие Небесное, и отправились с протоиереем Романом на встречу. Пригласили
нас к себе люди, которые входят в братство «Дети войны». Отслужили литию, уселись попить чаю за круглым столом. Дети
войны – это те, кто родился в 1941–1945
годах. Как и с больными в отделении сестринского ухода, общий язык с ними удается найти с трудом. Но если между теми
и мной стена, то здесь, скорее, невысокий
бетонный барьер, вроде того, что разделяет
встречные полосы на шоссе. Все они симпатичные, трудолюбивые, уважаемые люди.
Но все их помышления и суждения лишь в
малой степени посвящены настоящему, они
живут славным прошлым. На этом строится их патриотическое воспитание молодежи
и прочая деятельность. Ни слова о Боге. И
вместе с тем будущего для них – того будущего, что ожидает нас в Царствии Небесном, которому посвящены все мои помыслы, куда лежит путь рода христианского, – не существует.
А ведь без этого так трудно, горько
жить! Негде найти то вдохновение, которое
животворит душу. Сверяя себя с Царствием,
мы учимся любить не только ближних своих,
но и врагов, и всякую тварь, и творение.
И, конечно, Родину. Не на футбольных же
стадионах можно научиться любви к ней;
не возбуждая же в себе ярость, не впадая
в уныние, вспоминая об утраченной мощи,
черпать силы к тому, чтобы изменить Россию
к лучшему, привести к согласию ее народы.
Но что удивительно: на том же собрании
«Детей войны» были студенты-поисковики, и
артисты, и еще кто-то из молодых, с которыми мне было легко и просто, как-то сразу
удалось найти общий язык. Это были мои
младшие братья и сестры – христиане. Вот
Александр, который уже отслужил в армии.
Он рассказывал о своем командире, награжденном орденом Мужества за участие
в недавней войне в Осетии. И как-то сразу
он стал мне родным и близким человеком.
Подумалось: у него и его будущего семейства, у его детей будет все крепенько, на
камени. Потому что он знает Бога, знает
Жизнь, Путь, Истину.
В День России, праздник Святой Троицы, в восьмой раз православные люди прошли по улицам Сыктывкара Крестным ходом.
С полудня до шести часов вечера прошли
20 километров. Нас было около тысячи человек, сознающих себя подданными Царя
царей. Настроение – радостное. Царствие
Небесное словно выплеснулось на улицы.
И – ни слова в газетах, на радио, телевидении. Обратите внимание: самое незначительное нестроение в Церкви вызывает огромный интерес. А тут – равнодушное молчание. Инстанция, разрешающая Крестный ход, упорно пыталась
вытеснить нас на тротуары. Хотя как
могут сотни людей с иконой в полтора
метра шириной (ее четверо несли) двигаться в одну сторону по тротуару? Те,
кто додумался загнать нас на тротуар,
просто не ведают, что творят.
Но у каждого есть возможность образумиться, даже в последние дни жизни повернуть на райский путь. Об этом
свидетельствует библейская история с
первым жителем рая – благоразумным
разбойником.
Как-то молился я в одной из палат онкологической больницы. Четверо ее обитателей с радостью назвали свои имена, а пятый, Антоном
его звали, потребовал не молиться за
него. Потом обрушился на меня с неистовой бранью, оскорблениями Церкви и священства. Его кое-как утихомирили, молебен состоялся. А недели через две смотрю – Антон стоит у свечного киоска, разглядывает иконы, берет их в руки, просматривает книги. Я подошел к нему со словами: «Давно бы так!».
Но он, узнав меня, бросил иконки и снова
начал браниться.
Прошло еще три года. Вдруг звонят мне
из одного лесного поселка. Сообщают, что
там есть тяжелобольной человек, который
просит приехать лично меня, поисповедовать
его, пособоровать и причастить. Я не смог,
поехал другой наш священник. Совершил все
необходимое, а буквально через несколько
дней с нами снова связались, сказали, что
этот человек умер, попросив перед кончиной,
чтобы я его отпел. Говорил: «Вот придет
отец Игнатий, помолится, и я попаду к Богу».
Еще в машине, когда мы ехали в поселок,
я рассказал отцу Роману о давнем случае
в больнице и поделился предчувствием, что
едем мы именно к Антонию. В гробу лежало его тело. Но это был другой человек.
Примирившийся с Богом. Как жаль, что не
вкусил он плодов духовной жизни здесь, на
земле, ни разу не был на Литургии, лишил
себя многих счастливых мгновений.
И ты, читатель, избери жизнь вечную.
Как учит Феофан Затворник, если не имеешь
веры, проси ее у Бога с верою, что Он ее
тебе дарует. Обретешь веру – облечешься
в жизнь вечную. Спасешься сам – и вокруг
тебя спасутся тысячи.
Игумен Игнатий (Бакаев)
|