Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Еще раз Церковь прославляет Божию
Матерь в праздник Ее Успения, в день Ее
воскресения и вознесения к Божественному
Сыну, где Она восседает одесную Его. Божия
Матерь живет Христом, Ее жизнь – от Него.
Она живет во Христе. Она живет для Христа.
Мы все знаем эти непостижимой силы слова,
которые звучат в Церкви в Пасху Христову,
а также на Рождество и Крещение: «Елицы
во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – «Все вы, во Христа крестившиеся,
во Христа облеклись». Это совершилось в
полноте в Божией Матери. Она всецело облеклась во Христа.
А Христос – это жизнь. Это вечная
жизнь, жизнь, побеждающая смерть, жизнь,
до конца отданная другим, бесконечная
жизнь, не знающая границ, жизнь совершенного приношения ради спасения всего
человечества. И Божия Матерь, оттого что
все Ее существование посвящено Христу, с
самого Своего рождения облеклась в Него,
облеклась в вечную жизнь. Вот почему
Она выше смерти. Потому что смертное
человеческое существо оживотворено в Ней
всецело этой вечной жизнью, которая есть
Христос. Потому что внутренне Она стала
единой с Ним, и уже невозможно приблизиться к Ней, пребывающей в неприступном
свете, совне. И смерть не имеет уже никакой
власти над Ней. То, что происходит с Божией
Матерью в Ее Успении, есть отождествление с победоносной смертью Ее Сына. Она
должна идти до конца с Ним, до конца быть
причастницей Его тайны спасения. Ее пречистое тело не познало в час смерти тлена.
Смерть стала для Нее высшим даром жизни,
совершенным освобождением от хрупкости
земного существования. Эта смерть уготовляет воскресение, торжество жизни, потому
что в ней – торжество любви.
И мы понимаем, что Матерь Сына Божия – и в той же бесконечной мере Сына
Человеческого – могла соединиться с Ним
только изнутри, потому что не существует никакого иного общения с Богом. Она
должна была достигнуть такой совершенной
отдачи Себя, такой евангельской нищеты,
когда уже не остается ничего, кроме всецелой устремленности к Богу. И оттого что
Она вся устремлена к Нему, вся – взгляд,
обращенный к Нему, вся – постоянное приношение Ему, и потому – вся облеченная
в Него, Она поистине облеклась в жизнь
вечную, Она уже победила смерть. И Она
совершенно выразила Бога именно потому,
что могла достигнуть Его таким единением
с Ним. Она – первая из всех чад Божиих,
совершеннейшая из них. Она родилась от
Бога, прежде чем Он родился от Нее. Это
единение с Богом в Ней столь совершенно,
что Она – первая Христианка, первый член
Церкви, первое звено в бесконечной драгоценной цепи святых.
Вот почему мы с такой любовью предстоим перед Ней. Мы любим Ее из-за Него,
из-за того, что Она исполнена Им, из-за
того, что все в Ней – только Он. Но будем
помнить, что означает этот дар. Она –
первая, совершеннейшая из Его учеников,
потому что Она – Матерь Его. Быть Его
Матерью означает для Нее быть Матерью
всех верных, всего человеческого рода, ради
спасения которого пришел в мир Христос.
Она стала Матерью Божией не для того,
чтобы явить Себя, не для того, чтобы дать
Себя и Свою любовь, сколь бы совершенным ни было Ее приношение. Она – Матерь
Бога единственно для того, чтобы дать Его
всему человеческому роду, для которого Он
предназначен, дать Его всем и каждому.
И потому, будучи Его Матерью, Она и наша
Мать. Все Ее служение, оттого что Она Его и
наша Мать, в том, чтобы дать Ему родиться
в нас. И наша любовь к Ней растет по мере
того, как мы узнаем любовь Христову. Если
мы хотим исполнить волю Господа, родившегося от Нее, – научиться безграничной
любви Ее Божественного Сына, мы должны
всегда обращаться к Ней – к Той, Которой
Он дал принять в Себя весь человеческий
род и стать достойной Превечного замысла
Божия о подлинном спасении.
В Богородичную Пасху, как в Пасху
Христову, нам дается узнать Духом Святым,
что только любовь побеждает смерть. Что
Божия Матерь – наша Мать, что Она дает
нам жизнь, которая есть Христос. И мы призваны все победить смерть, мы призваны
все к такому внутреннему приобщению ко
Христу, чтобы смерть не могла больше обладать нами. Нет смерти, в конце концов, для
того, кто соединил свою жизнь со Христом.
Но как страшно отделены мы от Бога и друг
от друга! Каким равнодушием, какой убийственной ненавистью, каким грехом! И это
все есть смерть. Но бывают моменты, как
это стояние перед святой Плащаницей, когда
небо близко к нам, и мы более чувствуем
внутренне друг друга. Потому что все вместе
дышим одним и тем же присутствием Бога и
Божией Матери среди нас. И мы молимся,
чтобы Божия Матерь, Матерь верных и тех,
кто еще не двора сего, собрала со Христом,
как учеников Его в день Своего Успения,
всех, за кого Он умер, все народы земли –
в вечной любви.
Пусть будет воспринята эта любовь, которую Господь дает нам. Начнем осуществлять
в нашей жизни то, что сегодня любовью
Христовой и любовью Божией Матери коснулось нас. Станем больше людьми, более
достойными своего человечества, которому
Своим Воплощением, Смертью и Воскресением приобщился Христос, чтобы дано нам
было молитвами Богородицы преобразиться
в Нем. И на Страшном Суде Он мог сказать
то, что относится только к Нему, о каждом
из нас: «Сие есть тело Мое и сия есть кровь
Моя». Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
|