Успенский пост дошел до нас с древних
времен христианства. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание
на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени
предписан свой особый закон воздержания.
Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу
(Петров пост), для осени осенний – в седьмом
месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)».
Святой Симеон Солунский пишет, что
«пост в августе (Успенский) учрежден в честь
Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое
преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной,
и не имела нужды в посте; так особенно Она
молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее
блаженная душа имела чрез Божественного
Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы
должны поститься и воспевать Ее, подражая
житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за
нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот
пост учрежден по случаю двух праздников,
то есть Преображения и Успения. И я также
считаю необходимым воспоминания обоих
этих двух праздников, одного – как подающего
нам освящение, а другого – умилостивление
и ходатайство за нас».
Успенский пост не такой строгий, как
Великий, но более строгий, чем Петров и
Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает
питаться сухоядением, то есть соблюдать
самый строгий пост, без отваривания пищи;
во вторник и четверг — «с варением пищи,
но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается
вино и елей.
До праздника Преображения Господня,
когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от
этих плодов. По преданию свв. отцов, «если
же кто от братии снесть гроздие прежде
праздника, то запрещение за непослушание
да приимет и не вкусит гроздие во весь
месяц август».
В праздник Преображения Господня по
церковному Уставу разрешается на трапезе
рыба. С этого дня по понедельникам, средам
и пятницам в питание обязательно входили
плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа
наша соединяется с телом, проникает его,
оживляет и составляет с ним одно целое,
как душа и тело составляют одного живого
человека. И потому, постясь телесно, в
то же время необходимо нам поститься и
духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь. В
посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой
пищи; в посте духовном – воздержание от
страстных греховных движений, услаждающих
наши чувственные наклонности и пороки.
Там – оставление пищи скоромной – более
питательной и употребление пищи постной –
менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение
в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей
церковной песне: «Постясь от брашен, душа
моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно
утешаемся неядением: ибо – если пост не
принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
И Великий, и Успенский посты особенно
строги к развлечениям: в императорской
России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов
публичные маскарады, зрелища, спектакли.
Успенский пост начинается с праздника
Происхождения (Изнесение) Честных Древ
Животворящего Креста Господня. Впрочем,
таинственное выражение «происхождение
древ Креста» обозначает просто Крестный
ход.
В греческом часослове 1897 года так
объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто
бывавших в августе, издревле утвердился
в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для
освящения мест и в отвращение болезней.
Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой
Церкви (в честь Святой Софии –Премудрости
Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по
всему городу, предлагали его потом народу
для поклонения. Это и есть предъисхождение
Честного Креста».
В Русской Православной Церкви этот
праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне
Крещения Руси сохранилось в Хронографах
XVI века: «Крестися князь великий Владимир
Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя
и апостольский великия церкви Успения»,
составленном в 1627 году по повелению
Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Филарета, дается такое объяснение
праздника 1 августа: «А на происхождение в
день Честного Креста бывает ход освящения
ради водного и просвещения ради людского,
по всем градам и весем».
В этот день же установлен праздник
Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164
году великого князя Андрея Боголюбского в
походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.
По принятому в Православной Церкви
чину в этот день совершается поклонение
Кресту (по чину Крестопоклонной недели
Великого поста) и малое освящение воды.
Вместе с освящением воды освящается
также мед нового сбора (отсюда народное
название праздника – медовый Спас).
Патриархия.ru
|