1 (14) августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует
происхождение (изнесение) Честных Древ
Животворящего Креста Господня. С того
времени, как Сын Божий освятил Крест
Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О
ее проявлении свидетельствует и история
праздника. Празднование было установлено
в Константинополе по причине болезней,
часто бывавших там в августе.
Начало этого праздника относится к IX
веку, а в XII-XIII веках он утвердился во
всех Православных церквях во всем мире.
В Константинополе был обычай, по которому
ежегодно 1 августа по старому стилю, а по
новому 14 августа, часть Животворящего
Древа Креста, на котором был распят Иисус
Христос, хранившаяся в церкви во дворце
византийских императоров, износилась в
храм святой Софии, где совершалось освящение воды.
Затем две недели эту святыню носили по
городу и служили молебны «для освящения
мест и отвращения болезней». 14 августа, а
по новому стилю 27 августа, Животворящее
Древо Креста переносили обратно в царские
палаты.
Русское название праздника «происхождение» – неверный перевод греческого
слова, которое означает торжественную церемонию, Крестный ход. Поэтому в название
праздника добавлено слово «изнесение».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в летописях XVI века: «Крестися
князь великий Владимир Киевский и вся
Русь августа 1».
В этот праздник в храмах полагается
вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое
освящение воды 14 августа по новому
стилю совершается до или после литургии.
По традиции вместе с освящением воды
совершается освящение меда.
Празднество Всемилостивому Спасу и
Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот
же день, установлено по случаю знамений
от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и
Святого Креста во время сражений святого
благоверного князя Андрея Боголюбского с
волжскими булгарами. В 1164 году Андрей
Боголюбский предпринял поход против поволжских булгар, теснивших угнетенных
жителей Ростовской и Суздальской земли.
Уповая на помощь Царицы Небесной, князь
взял с собой Ее чудотворную икону, которая
была принесена им из Киева и впоследствии
получила наименование Владимирской.
Два священника в облачении несли перед
войском святую икону и Честный Крест
Христов. Перед сражением благочестивый
князь, приобщившись Святых Тайн, обратился
с горячей молитвой к Богородице: «Всяк
уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я
грешный имею в Тебе утверждение и покров». Вслед за князем пред иконой пали на
колени полководцы и воины и, приложившись
к образу, пошли против врага. Булгары были
разбиты и обращены в бегство.
По преданию, в тот же день греческим
императором Мануилом была одержана
победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед
послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя,
Божией Матери и святого Креста. Эти лучи
покрывали полки благоверных правителей
Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея
и императора Мануила и по благословению
представителей высшей церковной власти,
и был установлен праздник Всемилостивому
Спасу и Пресвятой Богородице.
Празднование в честь Всемилостивого
Спаса гораздо глубже, чем воспоминание о
военных победах. Это прежде всего праздник
веры в безграничное милосердие Божие, в
то, что Бог по Своей благости необычайно
близок к человеку и готов защитить его от
всяких бед и напастей. Эта мысль оказалась
весьма близка верующим сердцам русских
людей. Отсюда и убеждение, что нравственная, духовная сила превосходит силу грубую
физическую. С самого начала христианства
на Руси русские люди знали силу горячих
молитв, искреннего покаяния и подвигов
благочестия, и заповедь о милосердии старались сделать законом жизни.
Совершая празднество в честь креста
Господня, Святая Церковь возносит Свои
усердные молитвы к Самому Господу о том,
чтобы Он силою Креста Своего и нас ограждал от всех врагов видимых и невидимых
на всех путях нашей жизни.
|