С 14 августа (1 августа по церковному
стилю) начинается Успенский пост. В народе
его называли «Госпожинками» и «Спожинками», смешивая два понятия «госпожа» и
«жну». Он продолжается две недели, до 27
августа (14 августа по церковному стилю). 28
августа – день Успения Божией Матери – дал
название всему посту, который был установлен ради праздников Успения Пресвятой
Богородицы и Преображения Господня.
Установлением Успенского поста Церковь, с одной стороны, руководствует нас
к духовному преображению, с другой – побуждает подражать Богоматери, которая всю
жизнь провела в подвигах поста и молитвы.
По строгости этот пост приближается к
Великому. Он послабляется по субботним и
воскресным дням и в день Преображения
Господня. 33 глава Типикона указывает нам
на то, что в субботу и неделю позволяется
варение (постная вареная пища) с елеем и
вином. Во вторник и четверток – варение
без елея. В понедельник, среду, пяток –
сухоядение. «Рыбу же не едим до Успения
Пресвятой Богородицы, но токмо на Преображение Христово едим рыбу дважды в
день», – так повелевает Устав.
Церковь всегда рассматривала Успенский
пост как древнее установление, сохраняющееся в ней по неписаному преданию. Древнейшее упоминание о нем под именем поста
осеннего, положенного в седьмом месяце,
находится у Льва Великого, папы Римского. В
беседе, произнесенной им около 450 года, мы
находим ясное указание на Успенский пост:
«Церковные посты расположены в году так,
что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний
– в Пятидесятницу (Петров пост), для осени
осенний – в седьмом месяце (Успенский), для
зимы – зимний (Рождественский)».
Однако в древней Церкви были разногласия касательно продолжительности этого
поста. Поводом к ним служил праздник Преображения, так как в этот день некоторые
разрешали себе употребление мясной пищи.
Причем иные продолжали разрешение от
поста на четыре, иные – на восемь дней.
Наконец, древнее предание относительно
этого поста из-за сомнения о количестве
дней было заключено в соборное определение в 1166 году при Константинопольском
патриархе Луке Хрисоверге. С этого времени
установился однообразный порядок Успенского поста в восточных церквях.
Мужественный защитник Православия
святой Симеон Солунский (+1429 г.) пишет:
«Пост в августе (Успенский) учрежден в
честь Матери Божия Слова, которая, узнавши
Свое преставление, как всегда подвизалась
и постилась за нас, хотя, будучи святой и
непорочной, и не имела нужды в посте;
так особенно Она молилась о нас, когда
намеревалась перейти от здешней жизни к
будущей и когда Ее блаженная душа имела
возможность чрез Божественного духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны
поститься и воспевать Ее, подражая житию
Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас.
Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост
учрежден по случаю двух праздников, то
есть Преображения и Успения. И я также
считаю необходимым воспоминания об этих
двух праздниках, одного – как подающего
нам освящение, а другого – умилостивление
и ходатайство за нас».
Диакон Димитрий Майоров,
г. Тюмень
|