Из церковного предания мы знаем, что,
после Вознесения Господа нашего Иисуса
Христа, Матерь Божия осталась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его
отсутствие жила в доме его родителей близ
горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и преданием.
Беседуя с ними, Матерь Божия поведала
о чудесных событиях Благовещения, бессемянном зачатии и нетленного рождения
от Нее Христа и всей Его жизни. Подобно
апостолам, Она насаждала и утверждала
Христианскую Церковь Своим присутствием,
словом и молитвами. Многие из новопросвещенных верою приходили даже из дальних
стран, чтобы видеть и слышать Ее.
Ко времени своего преславного Успения
Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим
из поездки на Афон и на остров Кипр к
воскресшему Лазарю. Слава Ее как Матери
Божией уже распространилась по земле, и
многих завистливых и гордых вооружила
против. Враги покушались на Ее жизнь, но
Бог хранил Пресвятую Деву. Дни и ночи Она
проводила в молитве. Нередко Пресвятая
Богородица приходила ко Святому Гробу,
воскуряла здесь фимиам и приклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя
препятствовать Ей посещать Святое место и
выпросили у первосвященников стражу для
охраны Гроба Спасителя. Но святая Дева,
никем не зримая, продолжала молиться
перед ним.
В одно из таких посещений Голгофы
Архангел Гавриил предстал перед Ней и
возвестил о Ее скором переселении из этой
жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную.
В залог Архангел вручил Ей пальмовую
ветвь. С небесной ветвью возвратилась
Божия Матерь в Вифлеем.
Затем Она вызвала праведного Иосифа
из Аримафеи и учеников Господа и возвестила им о Своем скором Успении. Пресвятая
Дева просила также, чтобы Господь послал
к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем
местом, где возлежала Матерь Божия.
После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос
с Неба, заключавший Ее молитву словом
«Аминь». Божия Матерь заметила, что этот
голос означает скорое прибытие апостолов
и Святых Сил Бесплотных.
Апостолы, число которых и исчислить
нельзя, слетелись, говорит св. Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы
послужить Матери Божией. Увидев друг
друга, апостолы радовались, но в недоумении спрашивали, для чего Господь собрал
их в одно место? Святой Иоанн Богослов с
радостными слезами приветствуя их, сказал,
что для Божией Матери пришло время отойти
ко Господу.
Пресвятая Дева прославляла Бога, что
Он услышал Ее молитву и исполнил желание
Ее сердца и начала беседу о предстоящей
кончине.
Всех апостолов собрал Святой Дух, чтобы
они сподобились благословения Пречистой
Девы и благолепно устроили погребение
Матери Господа. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и
хвалила веру и их труды в проповедании
Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире
и благосостоянии всего мира.
Настал третий час, когда должно было
совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с
песнопениями окружили благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пресвятая
Дева Богородица. Она молилась в ожидании
исхода и пришествия Своего вожделенного
Сына и Господа.
Внезапно облистал неизреченный свет
Божией Славы, при котором померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх
помещения как бы исчез в лучах необъятного
Света, и сошел Сам Царь Славы Христос,
окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными
душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавщих о Пресвятой Деве. Увидев
Своего Сына, Божия Матерь воскликнула:
«Величит душа Моя Господа, и возрадовася
дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре
на смирение Рабы Своея». И поднявшись
с ложа для встречи Господа, поклонилась
Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни.
Без всякого телесного страдания, как бы
в приятном сне, Пресвятая Дева предала
душу в руки Своего Сына и Бога.
Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и
исполнялись благодати и духовной радости.
Для большего прославления Пресвятой
Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию прикасавшихся к священному одру.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией
на земле, апостолы приступили к погребению
Ее пречитого тела. Святые апостолы Петр,
Павел и Иаков с другими из 12-ти апостолов
понесли на своих плечах одр, на котором
возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн
Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество
верных сопровождали одр со свечами и
кадилами, воспевая священные песни. Это
торжественное шествие началось от Сиона
через весь Иерусалим в Гефсиманию.
Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями,
воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том
первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало
им Христа, они послали своих слуг, чтобы
те разыскали сопровождавших и само тело
Матери Божией сожгли.
Возбужденный народ и воины с яростью
устремились на христиан, но облачный венец,
сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и, как бы стеною,
оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из
провожавших не видели. Многие из
них были поражены слепотой.
Иудейский священник Афония
из зависти и ненависти к Матери
Иисуса Назорея хотел опрокинуть
одр, на которой возлежало тело
Пресвятой Девы, но Ангел Божий
невидимо отсек его руки, которые
прикоснулись к гробу. Видя такое
чудо, Афония раскаялся и с верою исповедовал величие Матери
Божией. Он получил исцеление и
примкнул к сонму, сопровождавшим
тело Богоматери, став ревностным
последователем Христа.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием
началось последнее целование
пречистого тела. Лишь к вечеру
святые апостолы могли положить
его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они
не отходили от места погребения,
совершая непрестанные молитвы и
псалмопения.
По премудрому усмотрению
Божию апостолу Фоме не суждено
было присутствовать при погребении Матери
Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред
гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего
благословения Матери Божией и прощания с
Ней. Апостолы в сердечной жалости о Нем
решились открыть пещеру и доставить ему
утешение – поклониться святым останкам
Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в
нем одни только Ее погребальные пелены
и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы
собрались в доме для подкрепления себя
пищей, им явилась Сама Матерь Божия
и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все
дни». Это так обрадовало апостолов и всех,
бывших с ними, что они подняли часть
хлеба, поставляемую на трапезу в память
Спасителя («часть Господа») и воскликнули:
«Пресвятая Богородица, помогай нам!». Этим
было положено начало чину возложения
панагии – обычаю возношения часть хлеба
в честь Матери Божией, который и доныне
хранится в монастырях.
Пречистое тело Матери Божией было погребено в Гефсимании на семейном кладбище. Там построен храм, в котором хранятся
драгоценные пелены, которыми было повито
пречистое и благоухающее тело.
«Со дня Успения Божией Матери, или, лучше сказать, с минуты переселения Ее от земли
на небо, для всякого христианина настало «новое счастье», - так говорит об этом празднике
схиигумен Савва (Остапенко). – Христианин,
гонимый всеми бурями земной судьбы, получил верную Заступницу на Небесах. Среди
Легионов Ангелов и Небесных Сил с того времени у него есть Одна, Которая более, нежели
кто-либо из небожителей, уразумеет и вздох, и
слезу, и горестный, и часто неразумный вопль
сердца, растерзанного борением внутренним
или сокрушительными налетами обуреваний
внешних. Она все разумеет: «Ей неизвестны
все немощи человеческия».
Матерь Божия - единая несомненная
Надежда и Споручница грешных. Она спасает и милует всех, кто притекает под Ее
Материнский покров.
Но недостаточно только любить Пресвятую Деву, необходимо и подражать Ее
святейшей жизни, Ее чистоте, Ее непорочности, кротости, милосердию, смирению, Ее
совершенной преданности воле Божией –
только тогда можно дерзать именовать Ее
Матерью своею и только тогда мольбы наши
Ей благоприятны и нам спасительны».
По милости Божией в нашем городе
имеется храм, один из приделов которого
назван в честь и память этого священного
события – Успения Пресвятой Богородицы.
Мы счастливы, что это событие празднуется в Ялуторовске с особой радостью
и торжеством. Для ялуторовчан это досточтимый престольный праздник древнего
Успенско-Никольского храма.
Приглашаем неравнодушных братьев
и сестер принять участие в праздничном
Богослужении.
Настоятель Успенско-Никольского храма
иерей Георгий Санников,
диакон Евгений Бобков
|