Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая
Церковь празднует, и мы с ней торжествуем
пресветлый праздник Преображения Господня на горе Фаворской и прославление нашего человеческого естества в лице Господа
Иисуса Христа
Спаситель взял с Собой ближайших, самых
преданных и сильных в вере, надежде и любви
к Нему учеников – Петра, Иакова и Иоанна,
поднялся с ними на гору Фавор и предался
молитве. Во время Его молитвы совершилось
чудное преображение: лицо Его просияло, как
солнце, одежды сделались белыми, как снег;
и явились по сторонам Господа два великих
ветхозаветных пророка – законодатель Моисей
и пророк Илия, взятый на огненной колеснице
живым на небо; причем явились они также в
славе, то есть в небесном свете, и беседовали с Господом о наступающих страданиях и
крестной смерти Его в Иерусалиме. Находясь
со Христом повседневно, апостолы видели
только человеческую природу Иисуса Христа.
На Фаворе Он явил им Свое божество, показал им Свою божественную славу, «якоже
можаху», то есть насколько они, смертные,
грешные люди, способны были воспринять
своим человеческим взором непостижимую
тайну, величие и блистание Божества.
В славе преображения Христа Спасителя
предвозвещалась слава Его воскресения из
мертвых и та слава, в которой Он придет
на землю судить живых и мертвых. Господь
преобразился перед учениками, чтобы еще и
еще раз после бесчисленных чудес показать
им очевиднейшим образом Свое божество и
Свое единосущие с Отцом, чтобы они не поколебались в вере во время страданий Его,
которые уже приближались, но уразумели и
поняли, что Он страдал и умирал за грехи
мира добровольно, и с дерзновением проповедовали о Нем людям, что Он истинно
Единородный Сын Божий, Вечный, Творец
мира видимого и невидимого.
Ветхозаветные пророки Моисей и Илия
явились со Христом, чтобы засвидетельствовать апостолам, что Иисус Христос есть предвозвещенный издревле пророками истинный
Мессия, Спаситель мира, обладающий живыми
и мертвыми, а также для убеждения учеников
в настоятельной необходимости страданий и
смерти Его для искупления мира. Они явились
в небесной славе для того, чтобы уверить
учеников и всех последователей Христовых,
что за их любовь к Богу и людям, за подвиги
на земле их ожидает такая же слава, как
учеников и друзей Христовых.
Когда пророки беседовали с Господом,
апостол Петр, не ведавший, что говорил,
хотел наслаждаться блаженством на Фаворе
в присутствии Христа. «Господи, хорошо нам
здесь быть, – сказал он, – сделаем три кущи,
то есть палатки из зеленых ветвей: Тебе одну
и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17,4).
Петр не знал, от великой радости и счастья,
что говорит. Надо было вразумить свыше его
и прочих учеников. И еще не окончил Петр
своих слов, как с неба послышался голос Бога
Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в
Котором Мое благоволение; Его слушайте»
(Мф. 17,5), то есть не следуйте тому, что вам
нравится, что вам приятно, а слушайте Его,
Сына Моего Возлюбленного. А Он говорил
еще совсем недавно: «Если кто хочет идти
за Мною, отвергнись себя, и возьми крест
свой, и следуй за Мною»(Лк. 9, 23.). Вот в
чем надо слушаться Его.
И нам, дорогие братия и сестры, не должно искать на земле радостей и блаженства:
здесь не место и не время для блаженства,
а место и время для слезного покаяния и
очистительных скорбей. Блаженство будет
там, на небе, в вечности, для истинно веровавших и подвизавшихся здесь.
Перед Преображением Своим Господь молился и вся земная жизнь нашего Спасителя
сопровождалась молитвой к Отцу Небесному.
Давая нам пример и образец молитвы, Спаситель показывает тем самым, что и для нашего духовного преображения нужны прежде
всего: молитва и помощь Божия, собственные
усилия и благодать Божия.
Преображение – это зримое явление
Царства Божия на земле, явление Божественных энергий, Света Божества. Святитель Григорий Палама, развивая учение о
невещественном Фаворском Свете,
писал: «Мы веруем, что Он явил в
Преображении не другой какой-либо
свет, но только тот, который был
у Него под завесой плоти; этот же
Свет Божеского естества, поэтому
и Несотворенный, Божественный,
так и по учению богословствующих
отцов Иисус Христос преобразился
на горе, не восприявши что-либо и
не изменившись во что-либо новое,
чего до этого не имел, но показал
ученикам Своим только то, что у
него уже было, отвержи очи их и
сделавши их из слепцов зрячими».
Своим преображением Спаситель
позволил людям лицезреть Преображение, которое ожидает человек
в Царствии Божием. Этот свет
преображенного человеческого
естества изображается на иконах
святых нимбами. Слова апостола
Иоанна о том, что «Бог есть Свет»,
– опытное знание, приобретенное
на горе Фавор.
Созерцание учениками славы
Божией на Фаворе предвозвещало людям ту высокую радость, то
блаженство, какое дает человеку
приближение к Богу и духовное
общение с Ним. Не только апостолы испытали
небесное блаженство на горе Фавор, но и
многие угодники Божии сподобились этой небесной радости, например преподобный Сергий
Радонежский, когда посетила Его Царица Небесная, и преподобный Серафим Саровский,
который во время беседы с Мотовиловым
просиял и преобразился. В духовном общении
и созерцании Господа состоит блаженство праведных, для которых все земные суетные блага
утрачивают всякую цену и привлекательность.
Чтобы достичь этого, нам христианам нужно
стремиться изменяться к лучшему глубоким
и нелицемерным покаянием, усердным деланием добрых дел, терпеливым перенесением
постигающих скорбей. Мы должны любить друг
друга, как и Христос возлюбил нас и предал
Себя за нас ради нашего спасения. Нетварный
Фаворский Свет должен светиться и в наших
сердцах и делах, но чтобы этот свет не был
поглощен человеческой греховной тьмой, мы
должны жить в соответствии с Евангелием,
и через наши добрые дела, через преображенный облик люди узнавали бы Христа. О
христианстве и о Христе люди судят, видя
праведную жизнь каждого члена Церкви.
В праздник Преображения Господня мы
просим Своего Спасителя: «Да воссияет и
нам грешным Свет Твой присносущный».
Пусть эта просьба соединится у нас с нашим
личным усилием и стремлением быть способными видеть очами веры блистание Божества
и достойно лицезреть Славу Божию.
Аминь.
Протоиерей Петр Егоров,
настоятель храма Преображения
Господня, г. Сургут.
|