ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№7 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Булыжник и Алмаз

Басня «Булыжник и Алмаз» была опубликована в 1825 году. В ней повествуется, как потерянный Алмаз валялся на дороге рядом с булыжником. Драгоценный камень был замечен купцом и подобран. Алмаз был привезен в столицу и представлен царю. Правитель сделал его украшением царского венца. Узнав про это, булыжник стал возмущаться: почему ему приходится валяться здесь, никому не нужным. Вот он просит проезжавшего крестьянина взять его в столицу, и тот берет, однако там булыжник пригодился только для мостовой. Эта басня очень назидательна для людей завистливых и с высокой самооценкой.

Басня Булыжник и алмаз


Потерянный Алмаз валялся на пути;
Случилось наконец купцу его найти.
Он от купца
Царю представлен,
Им куплен, в золоте оправлен
И украшением стал царского венца.
Узнав про то, Булыжник развозился,
Блестящею судьбой Алмаза он прельстился,
И, видя мужика, его он просит так:
«Пожалуйста, земляк,
Возьми меня в столицу ты с собою!
За что здесь под дождем и в слякоти
я ною?
А наш Алмаз в чести, как говорят.
Не понимаю я, за что он в знать попался?
Со мною сколько лет здесь рядом он валялся;в регионах
Такой же камень он, и мне набитый брат.
Возьми ж меня. Как знать?
Коль там я покажуся,
То так же, может быть, на дело пригожуся».
Взял камень мужичок на свой тяжелый воз,
И в город он его привез.
Ввалился камень мой и думает, что разом
Засядет рядом он с Алмазом;
Но вышел для него случай совсем иной:
Он точно в дело взят,
но взят для мостовой.

Жизнь человека с самого рождения и до ее завершения – это движения, это развитие физическое, интеллектуальное и духовное, это возрастание, это расцвет сил и раскрытие талантов. За всем этим неминуемо следует и кончина, после которой человек получает подлинную оценку как итог своей жизни. В народе принято жизненный путь именовать судьбой человека. Принято желать человеку счастливой судьбы. При этом счастливая судьба может быть внешне благополучной, но при этом – внутренне сокровенно трагичной. Это особенно проявляется у людей горделивых, тщеславных и заботящихся лишь о жизни земной. Человек верующий, вдумчивый свою жизнь рассматривает не только в земном, временном измерении, но и в перспективе вечности.

Здесь следует задуматься о том, что означает слово «судьба». Судьба – это суд Божий, который неминуемо постигает каждого человека за его мысли, слова и дела. Чтобы жизнь не была предосудительной и судьба горестной и скорбной, необходимо свою жизнь устроять по любви к Богу и людям. Это залог подлинной счастливой судьбы, благополучного завершения жизни и суда Божьего.

Судьба человека формируется с первых дней. С первых дней человек начинает познавать мир. С возрастанием формируется внутренний и внешний порядок жизни. Хорошо, если это соотносится с правилами христианской нравственности на примере жизни Христа, святых подвижников и благочестивых предков. В раннем возрасте закладываются корни счастливой добродетельной жизни. Жизнедеятельность души маленького человека должна основываться на различении добра и зла, на правильном осмыслении этих важных понятий. Источником добра является Бог. В человеке это проявляется в делах любви к Богу и ближнему. Причина зла – диавол. В человеке это проявляется в делах гордыни или эгоизма.

Эгоизм может быть личностный, семейный и клановый. Все эти семена добра и зла попадают в детскую душу. Что произрастет изобильно – такова и будет судьба.

В юношеский период жизни особо стремительно начинает проявляться личность человека. Если в детские годы добрый нравственный порядок, основанный на любви, надежно заложен родителями, то с укоренением добра начинается решительная борьба со злом в себе самом. В земной жизни юноше предстоит определить, какова будет его деятельность. И здесь особенно важно, чтобы побуждающим к действию была любовь, стремление к добру, к жизни по правде и истине, а не эгоизм и злонамеренность. Это и определит в дальнейшем судьбу человека.

С наступлением периода зрелости отчетливо проявляется внутренний настрой человека на добро или на зло. В этот период жизни окончательно формируется характер и пристрастие человека и решается его судьба. В Священном Писании ясно говорится: Суд Божий постигнет каждого. Мерилом является чистота любви и ее проявление в служении ближним. Искажение Божественного дара любви приведет к эгоизму, на котором вырастет гордыня и множество недобрых дел. Эгоистичному человеку, ставящему свое «я» на первое место в жизни, недоступно понятие жертвенной любви. Это значит, что все его поступки своекорыстны, отсутствует вдохновенное творческое доброделание. Лишенный радости творчества и радости бескорыстного доброделания, эгоистичный и тщеславный человек становится завистливым к успеху других. Завистливый человек пытается не замечать успеха других, а порой даже принижать окружающих, теша свое тщеславие. Мудрый и благоразумный христианин всегда скромен в оценке своих достоинств и отчетливо осознает свои реальные возможности. Важно христианину и человеку оберегать себя от нарушения десятой заповеди Божией, которая гласит: не пожелай ничего чужого, ни славы, ни богатства и не завидуй. Зависть – корень многих недобрых поступков, а порой – греховных злых дел.

+ М.Д.
Июль 2018 года

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.