Басня «Булыжник и Алмаз» была опубликована в 1825 году. В ней повествуется,
как потерянный Алмаз валялся на дороге
рядом с булыжником. Драгоценный камень
был замечен купцом и подобран. Алмаз
был привезен в столицу и представлен
царю. Правитель сделал его украшением
царского венца. Узнав про это, булыжник
стал возмущаться: почему ему приходится
валяться здесь, никому не нужным. Вот он
просит проезжавшего крестьянина взять его
в столицу, и тот берет, однако там булыжник
пригодился только для мостовой. Эта басня
очень назидательна для людей завистливых
и с высокой самооценкой.
Басня Булыжник и алмаз
Потерянный Алмаз валялся на пути;
Случилось наконец купцу его найти.
Он от купца
Царю представлен,
Им куплен, в золоте оправлен
И украшением стал царского венца.
Узнав про то, Булыжник развозился,
Блестящею судьбой Алмаза он прельстился,
И, видя мужика, его он просит так:
«Пожалуйста, земляк,
Возьми меня в столицу ты с собою!
За что здесь под дождем и в слякоти
я ною?
А наш Алмаз в чести, как говорят.
Не понимаю я, за что он в знать попался?
Со мною сколько лет здесь рядом он валялся;в регионах
Такой же камень он, и мне набитый брат.
Возьми ж меня. Как знать?
Коль там я покажуся,
То так же, может быть, на дело пригожуся».
Взял камень мужичок на свой тяжелый воз,
И в город он его привез.
Ввалился камень мой и думает, что разом
Засядет рядом он с Алмазом;
Но вышел для него случай совсем иной:
Он точно в дело взят,
но взят для мостовой.
Жизнь человека с самого рождения и
до ее завершения – это движения, это
развитие физическое, интеллектуальное и
духовное, это возрастание, это расцвет сил
и раскрытие талантов. За всем этим неминуемо следует и кончина, после которой
человек получает подлинную оценку как итог
своей жизни. В народе принято жизненный
путь именовать судьбой человека. Принято
желать человеку счастливой судьбы. При
этом счастливая судьба может быть внешне
благополучной, но при этом – внутренне
сокровенно трагичной. Это особенно проявляется у людей горделивых, тщеславных и
заботящихся лишь о жизни земной. Человек
верующий, вдумчивый свою жизнь рассматривает не только в земном, временном
измерении, но и в перспективе вечности.
Здесь следует задуматься о том, что означает слово «судьба». Судьба – это суд
Божий, который неминуемо постигает каждого человека за его мысли, слова и дела.
Чтобы жизнь не была предосудительной и
судьба горестной и скорбной, необходимо
свою жизнь устроять по любви к Богу и
людям. Это залог подлинной счастливой
судьбы, благополучного завершения жизни
и суда Божьего.
Судьба человека формируется с первых
дней. С первых дней человек начинает познавать мир. С возрастанием формируется
внутренний и внешний порядок жизни.
Хорошо, если это соотносится с правилами
христианской нравственности на примере
жизни Христа, святых подвижников и благочестивых предков. В раннем возрасте
закладываются корни счастливой добродетельной жизни. Жизнедеятельность души
маленького человека должна основываться
на различении добра и зла, на правильном
осмыслении этих важных понятий. Источником добра является Бог. В человеке это
проявляется в делах любви к Богу и ближнему. Причина зла – диавол. В человеке это
проявляется в делах гордыни или эгоизма.
Эгоизм может быть личностный, семейный
и клановый. Все эти семена добра и зла
попадают в детскую душу. Что произрастет
изобильно – такова и будет судьба.
В юношеский период жизни особо стремительно начинает проявляться личность
человека. Если в детские годы добрый
нравственный порядок, основанный на
любви, надежно заложен родителями, то с
укоренением добра начинается решительная
борьба со злом в себе самом. В земной
жизни юноше предстоит определить, какова
будет его деятельность. И здесь особенно
важно, чтобы побуждающим к действию
была любовь, стремление к добру, к жизни
по правде и истине, а не эгоизм и злонамеренность. Это и определит в дальнейшем
судьбу человека.
С наступлением периода зрелости отчетливо проявляется внутренний настрой
человека на добро или на зло. В этот период
жизни окончательно формируется характер
и пристрастие человека и решается его
судьба. В Священном Писании ясно говорится: Суд Божий постигнет каждого. Мерилом
является чистота любви и ее проявление в
служении ближним. Искажение Божественного дара любви приведет к эгоизму, на
котором вырастет гордыня и множество
недобрых дел. Эгоистичному человеку, ставящему свое «я» на первое место в жизни,
недоступно понятие жертвенной любви. Это
значит, что все его поступки своекорыстны,
отсутствует вдохновенное творческое доброделание. Лишенный радости творчества и
радости бескорыстного доброделания, эгоистичный и тщеславный человек становится
завистливым к успеху других. Завистливый
человек пытается не замечать успеха других, а порой даже принижать окружающих,
теша свое тщеславие. Мудрый и благоразумный христианин всегда скромен в оценке
своих достоинств и отчетливо осознает свои
реальные возможности. Важно христианину
и человеку оберегать себя от нарушения
десятой заповеди Божией, которая гласит:
не пожелай ничего чужого, ни славы, ни
богатства и не завидуй. Зависть – корень
многих недобрых поступков, а порой – греховных злых дел.
+ М.Д.
Июль 2018 года
|