В апреле 1903 года начал свое церковное служение в Тюмени священник Василий
Миртов. Сначала на вакансии диакона при
градо-Тюменской Спасской церкви, а через пять лет – настоятелем Симеоновской
церкви при Владимирском сиропитательном
заведении.
Несмотря на молодой возраст (в 1908
году отцу Василию исполнился тридцать один
год), он был вдов и в семействе никого не
имел, то есть собственных детей у него не
было. Все свои силы молодой священник
отдавал своим питомцам. Как большинство
священнослужителей того времени, он преподавал Закон Божий в тогдашних учебных
заведениях. В характеристике законоучителя
отца Василия Миртова сообщается, что свои
обязанности он исполнял добросовестно,
уроков не пропускал, вел скромный образ
жизни, пользовался любовью и уважением детей.
Отец Василий был
законоучителем в приютском смешанном училище, а также в смешанном училище и частном
коммерческом училище
Колокольниковых. Последнее, до переезда в
новое здание на вершине
Затюменского мыса, находилось в доме Попова
на углу улиц Успенской и
Подаруевской.
Однако, в новом здании коммерческого
училища отцу Василию послужить не довелось.
Резолюцией Преосвященнейшего Варнавы, епископа Тобольского и Сибирского,
от 5 января 1914 года, настоятель градоТюменской Симеоновской церкви при сиропитательном заведении Василий Миртов, был
перемещен на вакансию диакона к Троицкой
церкви села Половинского Курганского уезда. Затем опальный священник несколько
раз за полгода перемещался с места на
место, пока в августе 1914 года не был
принят в Омскую епархию.
Причиной столь сурового наказания послужило то, что отец Василий вместе со
своими воспитанниками посетил тюменский
кинематограф, - тогда он назывался электротеатром.
Ближе всего к коммерческому училищу
Колокольниковых был «Вольдемар», находившийся в доме Гилева на углу Царской и
Подаруевской. Там имелись два киноаппарата, пианино с канделябрами, фойе освещали
люстры. Картины шли под музыку тапера,
иногда под струнный оркестр.
Но, может быть, учащиеся коммерческого училища во главе со своим законоучителем пошли в более демократичный «Весь
мир»? Тем более, что тематика фильмов
была там подходящей. Его хозяин, известный
тюменский фотограф и кинооператор Иосиф
Шустер, снял несколько документальных
фильмов из церковной жизни Тюмени: «Закладка придела Спасской церкви», «Крестный ход в часовню на Базарной площади по
случаю переименования Знаменской церкви
в соборную» и другие.
Как бы то ни было, для священнослужителя того времени поход в кинематограф
был поступком очень смелым, если не сказать, безрассудным.
В 1898 году Священный Синод выпустил
специальное постановле¬ние, «запрещающее показ изображения Христа Спасителя,
Пресвя¬той Богородицы и святых угодников Божиих». Позднее были разра¬ботаны
«Правила инсценировки и документальных
съемок религи¬озных обрядов». Были случаи наказания духовных лиц, посещавших
кинематогра¬фы. И очень немногие рисковали использовать кинематограф в повседневной религиозной жизни.
… С тех пор прошло чуть более ста лет.
Для современного человека этот случай
может показаться невероятным, потому что
сегодня посещение кинотеатра – явление
рядовое. Да и в кино ходят редко. Люди
переместились к другим экранам, технические характеристики которых стремительно
меняются.
Новые времена – новые проблемы. Достижения научно-технического прогресса
- вещь обоюдоострая. Поэтому, например,
к интернету, как глобальной информационной сети не подходят оценки «хорошо» или
«плохо». Это важное явление современной
действительности, с которым надо научиться
жить и работать. И, в зависимости от нашего отношения и умения, Интернет может
обернуться и огромным благом, и смертельным ядом…
Галина Викторовна КОРОТАЕВА,
город Тюмень
|