В Тюменское благочиние регулярно поступают просьбы построить храм в каком-то
селе или районе города. На первый взгляд
может показаться, что достаточно заявить о
потребности, найти средства, сделать проект,
купить материалы, построить храм, то есть
решить финансово-строительные задачи.
Но в строительстве храма ключевым
моментом является готовность верующих
объединиться в молитвенной жизни, а в
конечном итоге в Евхаристии. Если этого
стремления нет, то построенный храм может
оказаться пустым. Поэтому принимая просьбы о строительстве храма, благочинные не
просто фиксируют такую потребность, но и
побуждают людей уже сейчас объединяться:
начать вместе регулярно молиться: читать
акафисты, молебны и т.д..
Что же происходит дальше?
Для некоторых людей становится
открытием такой поворот событий,
срабатывает убеждение – «сначала
нужно построить храм, потом в нем
молиться». Такие инициативы здесь же
и заканчиваются.
Но для тех, кто готов идти дальше, начинается путь объединения в
общину. Сначала она представляет
собой просто группу инициативных
граждан, в которой только зреет
желание вести вместе молитвенную
жизнь, причащаться от одной Чаши
Христовой, строить храм, учить детей
вере и прочее.
Если желание крепнет, не ослабевает,
и таких людей набирается 10 и более человек (не меньше), то они организуются в
религиозную группу. Для этого проводится
собрание во главе со священником, выбирается руководитель группы из мирян. Все
намерения и решения группы фиксируются
в протоколе, прилагается полный список
всех членов группы, которые и подписывают
протокол собрания. Далее протокол вместе
с прошением окормляющего священника
направляется правящему Архиерею для
благословения и утверждения. В момент
утверждения протокола группа в обязательном порядке приписывается Владыкой
к какому-либо из действующих приходов,
который уже имеет статус юридического
лица. Религиозная группа не регистрируется в Минюсте, но в обязательном порядке
(через окормляющий приход) уведомляет это
учреждение о начале своей деятельности.
У религиозной группы не бывает постоянного настоятеля, пока она не станет
самостоятельным приходом (юридическим
лицом). Как правило, она окормляется
священниками из того прихода, к которому приписана. Община верующих может
существовать в статусе религиозной группы
довольно продолжительное время и бывают
ситуации, когда ей лучше оставаться именно
в этом статусе. Например, небольшие сельские общины, с малым количеством прихожан, преимущественно преклонного возраста,
которым тяжело в полной мере нести заботы
о приходе: решать юридические, финансово-хозяйственные вопросы и прочее. Такие
общины находятся под окормлением городских или более крупных сельских приходов,
на которых возлагается ответственность о
благопопечении приписанных к ним общин.
А есть примеры, когда возможности и
сплоченность инициативной группы уже на
первоначальном этапе позволяют ей, с благословения правящего Архиерея и решением
Епархиального совета, сразу зарегистрировать приход - юридическую религиозную
организацию.
Бывает и обратная ситуация. Приход благословлен и зарегистрирован, но единодушие
людей слабое, готовность молиться вместе
и развивать приход не созрела в полной
мере, или другие условия приводят к тому,
что сплоченность людей падает, численность
прихожан снижается ниже критического уровня, приход распадается как община, а
затем и ликвидируется как юридическая
организация.
Поэтому при решении строительства
храма перед священноначалием и верующими стоят не только и не столько
финансово-строительные вопросы, но и
более глубокий вопрос: готовы ли мы
объединиться, ради чего и как мы это
делаем, и зачем мы в итоге строим храм?
Как гласит народная мудрость: Церковь не в бревнах, а в ребрах.
Юлия ПЕТРЕНКО,
секретарь Тюменского благочиния
СПРАВКА: На сегодня в Тюменском
благочинии официально зарегистрировано
37 приходов, активно действующих из них
33. Религиозных групп - 20. Из них 2 - в
г. Тюмени, 9 - в Тюменском районе, 8 - в
Нижнетавдинском районе. Инициативные
группы разной степени активности зафиксированы
в 4 населенных пунктах Тюменского благочиния.
|