ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№7 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Тобольск и царская семья: соединены навеки

Много славных титулов носит град Тобольск: он и врата Сибири, и ее жемчужина, центр просвещения, духовности и культуры, город-ангел, город-сказка, город богохранимый…

Но есть еще один, очень важный и дорогой. Вот уже сто лет Тобольск знают как город, не убивший царя. Восемь месяцев венценосная семья провела в нашем городе, и это заточение не было совсем безрадостным.

Далекий сибирский городок, который уже посещал цесаревич Александр – в память об этом Александровская часовня и сад, в котором предстоит побывать и царственным узникам - избран местом ссылки не случайно. И удаленность от политических баталий, и труднодоступность, и неизвестность – все было в пользу города Тобольска.

И все-таки хочется верить, что решающее значение имели хлопоты Тобольского епископа Гермогена, который надеялся спасти венценосную семью. Ведь за два года до этого печального события Тобольск прогремел по городам и весям своей Царской Пасхой. Так назвали дни прославления митрополита Тобольского, святителя Иоанна. Именно Николай II принял решение о его канонизации, выражая уверенность в непременном предстательстве святителя Иоанна за Россию в тяжкую военную годину.

К сожалению, поклониться мощам последнего прославленного в царское время святого царская семья не сможет. Но дорогими подарками станут освященные на его мощах иконки святителя, которые великие княжны привезут в Екатеринбург родителям. И в праздник Святой Троицы в 1918 году, который совпадет с днем памяти Иоанна Тобольского, в Ипатьевском доме будет отслужена последняя в земной жизни царственных мучеников литургия. Их вера не будет сломлена, их стойкость будет изумлять их мучителей, память о них остается благословенной. Восемь икон с ликом святого Иоанна – больше, чем иных святых – было в Ипатьевском доме. Его предстательством царственные узники остались невредимыми в Тобольске и сохранили веру, проявили смирение, прощая своих мучителей; его присутствие давало силы и укрепляло готовность принять смерть за Россию.

Мученическую смерть царственных страстотерпцев Пьер Жильяр, близкий друг семьи, назовет непобедимой силой нравственного искупления. Даже в своих лишениях и страданиях они сохранили удивительное душевное спокойствие, достоинство и нравственную чистоту, против которых бессильной оказалась и сама смерть.

Вернемся же в город, сохранивший царственных пленников. В Тобольске им была предоставлена относительная свобода: распорядок дня оставался привычным и включал в себя утреннее и вечернее молитвенное правило; дети продолжили образование, обучаясь на дому; государь пилил дрова или гулял в саду, читал книги или занимался фотографией, общался с детьми или людьми из своего окружения; раз в неделю всей семьей они посещали церковь. Сохранилось немало свидетельств о пребывании царской семьи в Тобольском изгнании, и самые точные из них – письма.

В письме великой княгине Ксении Александровне государь писал: «Живем тихо и дружно». Сколько достоинства и нравственного величия в смиренных и простых словах. В письме А.А. Вырубовой государыня Александра Федоровна напишет: « …Все в общем здоровы, исключая мелких простуд. Сердце болело последнее время. Читаю много, живу в прошлом…Надеюсь на лучшее будущее. Бог не оставляет тех, кто Его любит и верит в Его безграничное милосердие, и когда мы меньше всего ожидаем..». Переписка царских узников – это убедительное свидетельство их силы и мужества, непоколебимой веры и чуткий барометр их настроений. Любовь, Надежда и Вера – в каждой строчке посланий царственных узников.

На страстной неделе в 1918 году Государь, его жена Александра и великая княжна Мария были отправлены в Екатеринбург.

Символично, что путь на свою голгофу государь начал в дни Страстей Христовых. Но и в это время их не покидала надежда: верили в заступничество Иоанна Тобольского, уповали на милость Божию. Цесаревич Алексей с тремя сестрами оставался в Тобольске. Это была вторая Пасха, которую семья государя проводила в разлуке. В 1916 году Николай второй, как главнокомандующий, находился в действующей армии и считал своим долгом в дни пасхальной радости поддержать солдат. А годом позже царская семья встретит Светлое Христово Воскресение в Царском селе, скромно и уединенно…

Последний Великий пост царской семьи остался запечатленным в личном дневнике Николая II. Пост начался буднично, в кругу семьи, за трудовыми занятиями и привычными для узников хлопотами. В третий день поста, после двухмесячного перерыва, было разрешено идти в Благовещенскую церковь к преждеосвященной Литургии.

В дни Великого поста по-прежнему проводились службы, жизнь протекала размеренно и буднично. Прогулки во дворе, привычная физическая работа, беседы за чаем, учебные занятия наполняли каждый день испытаний. Государь много читал: в списке прочитанных «Вешние воды» И.С. Тургенева, «Волхвы» Вс. Соловьева, «Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле» С.А. Нилуса… О своем будущем царственные узники ничего не знали, старались сохранять выдержку и спокойствие, не поддаваться на провокации со стороны охраны. На Крестопоклонной неделе Великого поста в дневнике Николая второго появятся записи о запрещении выходить на улицу и принятом в Москве решении о переводе семьи в Екатеринбург. 26 апреля государь с женой и дочерью Марией отправятся из Тобольска навстречу своей мученической кончине.

В дневнике Николая II есть описание первого дня пути: «Погода была холодная с неприятным ветром, дорога очень тяжелая и страшно тряская от подмерзшей колеи. Переехали Иртыш через довольно глубокую воду. Имели четыре перепряжки, сделав в первый день 130 верст. На ночлег приехали в село Иевлево. Поместили в большом чистом доме; спали на своих койках крепко». На следующий день, в Лазареву субботу (27 апреля 1918 г.) прибыли в Тюмень. Сопровождало царский поезд в общей сложности человек двадцать. Следующий день – Вербное воскресенье (28 апреля 1918 года) – провели в вагоне литерного поезда, путь лежал в сторону Омска, но о конечной остановке узникам ничего не сообщалось.

Не знали Романовы и о попытке комиссара В.В. Яковлева, сопровождавшего государя, спасти царскую семью от расстрела: его переговоры с омскими большевиками и Москвой были тщетны. Изменить ничего уже было нельзя.

Великий вторник (30 апреля 1918 года) также запечатлен в дневнике государя: «Тоже чудный теплый день. В 8:40 прибыли в Екатеринбург. Часа три стояли у одной станции. Происходило сильное брожение между здешними и нашими комиссарами.

В конце одолели первые, и поезд перешел к другой – товарной станции. После полуторачасового стояния вышли из поезда. Яковлев передал нас здешнему областному комиссару, с которым мы втроем сели в мотор и поехали пустынными улицами в приготовленный для нас дом – Ипатьева. Мало-помалу подъехали наши и также вещи, но Валю (В.А. Долгорукова) не впустили. Дом хороший, чистый. Нам были отведены четыре большие комнаты: спальня угловая, уборная, рядом столовая с окнами в садик и с видом на низменную часть города и, наконец, просторная зала с аркою без дверей. Долго не могли раскладывать своих вещей, так как комиссар, комендант и караульный офицер все не успевали приступить к осмотру сундуков. А осмотр потом был подобный таможенному, такой строгий, вплоть до последнего пузырька походной аптечки Аликс. Это меня взорвало, и я резко высказал свое мнение комиссару. К 9 часам, наконец, устроились. Обедали в 4 1/2 из гостиницы, а после приборки закусили с чаем. Разместились следующим образом: Аликс, Мария и я втроем в спальне, уборная общая, в столовой – Н. Демидова, в зале – Боткин, Чемодуров и Седнев. Около подъезда комната караульного офицера. Караул помещался в двух комнатах около столовой. Чтобы идти в ванную и W. С., нужно было проходить мимо часового у дверей кар[аульного] помещения. Вокруг дома построен очень высокий досчатый забор в двух саженях от окон; там стояла цепь часовых, в садике тоже».

Спокойно и буднично, без осуждений и раздражения описывает царь происходящее. Скупые дневниковые записи не высказывают беспокойства, но остаются свидетельством достойного поведения царственных узников, наполнены заботой и нежностью их друг о друге. Великая среда (1 мая 1918 года) так описана государем: «Выспались великолепно. Пили чай в 9 часов. Аликс осталась лежать, чтобы отдохнуть от всего перенесенного. По случаю 1 мая слышали музыку какого-то шествия. В садик сегодня выйти не позволили! Хотелось вымыться в отличной ванне, но водопровод не действовал, а воду в бочке не могли привезти. Это скучно, так как чувство чистоплотности у меня страдало. Погода стояла чудная, солнце светило ярко, было 15 в тени, дышал воздухом в открытую форточку».

Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери (2 мая 1918 года). Погода с утра стояла солнечная, к обеду похолодало. Колокольный звон вызывал грусть: пойти в церковь на службу было невозможно. Читали Библию и 12 Евангелий.

Великий пяток. Воспоминание Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа (3 мая 1918 года) также прошло в разговорах и чтении Библии.

Великая суббота (4 мая 1918 года). Из дневника государя: «Проснулись довольно поздно; день был серый, холодный, со снежными шквалами. Все утро читал вслух, писал по несколько строчек в письма дочерям от Аликс и Марии и рисовал план этого дома. Обедали в час с 1/2. Погуляли 20 минут. По просьбе Боткина, к нам впустили священника и дьякона в 8 час. Они отслужили заутреню скоро и хорошо; большое было утешение помолиться хоть в такой обстановке и услышать «Христос воскресе». Украинцев, помощник коменданта, и солдаты караула присутствовали. После службы поужинали и легли рано».

Пасха наступит тихо и даже буднично. И только в памяти останутся традиции христосоваться с подданными, вручать им подарки, готовить сюрпризы детям. Наполнены любовью весточки из Тобольска. Дети умеют радоваться даже малому, находить себе занятия в заточении, помнить о родителях, стараться их не огорчать. Из письма великой княжны Анастасии родителям в Екатеринбург: «Мы завтракаем с Алексеем по очереди. Заставляем его есть, хотя бывают дни, когда он без понукания ест.

Мысленно все время с вами, дорогими. Ужасно грустно и пусто, прямо не знаю, что такое. Крестильные кресты, конечно, у нас, и получили от вас известие, вот Господь поможет и помогает. Ужасно хорошо устроили иконостас к Пасхе… Я продолжаю рисовать, говорят недурно, – очень приятно. Качались на качелях вот кода я падала такое было замечательное падение!... Вчера мы ходили смотреть свиней маленьких. В нашем садике грязь, но сейчас подмерзло. Так скучно от Кати нет известий ужас как давно. Вот был смех с дороги… Это надо лично рассказывать и посмеяться. Только что пили чай. Алексей с нами и мы съели столько пасхи, что собираюсь лопнуть. Пока до свидания всех благ желаю вам, счастья и всего хорошего, постоянно молимся за вас и думаем помоги Господи. Христос с Вами золотыми. Обнимаю очень крепко всех…и целую…» (орфография сохранена по текстам.)

Царская семья воссоединится 23 мая 1918 года. До их мученической кончины оставалось всего два месяца. И случится это не в Тобольске…

Галина Петровна Кардашова,
зам. директора Тобольской
православной гимназии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.