Согласно учению Церкви, основой семейных отношений служат
брак и любовь в браке. Из этой любви, как от главного корня,
вырастают все прочие виды семейной любви: отеческая и материнская,
детская и братская. Где нет брака, там нет и семьи.
«Пробный брак» давно уже стал реальностью – родители живущих в таком «браке»
даже рады: их дети «не шляются, где попало».
Ввиду величайшей важности брака и
брачной любви в жизни человека, а также
из-за распространенных сегодня неправильных и вредных для нравственности и общественного блага взглядов на брак, необходимо знать, при каких условиях брак служит
к истинному благу человечества.
Как богоустановленное таинство христианский брак и по своим свойствам, и по
тем обязанностям, которые возлагаются на
супругов, отличается чистотой и совершенством, духовностью и святостью. Христианский брак как единство двух людей, прежде
всего, должен быть союзом одного мужа с
одной женой. Каждый должен иметь одну
жену и каждая должна иметь одного мужа,
поучает апостол Павел (1 Кор. 7, 2). Если
бы Бог хотел, говорит святой Иоанн Златоуст, чтобы жену оставляли и брали другую,
то сотворил бы одного мужчину и много
женщин. То, что отличительными свойствами
христианского брака являются его единство и
целостность, подтверждает святитель Григорий Богослов: Сам Бог в недра обоих полов,
влив любовь, побудил их стремиться друг к
другу. Но чтобы не всякая жена стремилась
ко всякому мужу, положил предел вожделениям – супружество, эту узду для незнающего меры вещества. Таким образом, муж и
жена, согласно учению Церкви, составляют
единый живой организм. Как рассеченный
организм умирает, так и супружеский союз,
разъединяемый при многоженстве или при
многомужии, теряет свою жизнь и значение.
Как союз тесный, единый и нерасторжимый, христианский брак налагает на
мужа и жену обязанность самой искренней
христианской любви. В Священном Писании
брак предстает выражением безграничной
радости, полноты счастья. И это – торжество
радости и любви, как отмечает апостол Павел в первом послании Коринфянам. Однако
христианская любовь, по словам святителя
Тихона, Патриарха Московского, в отличие
от влюбленности, – не просто чувство, а
глубокий союз, поддерживаемый волевыми
усилиями.
Христианское значение брака прекрасно
выразил фрацузский философ и драматург
Габриель Марсель: «Сказать человеку «я
тебя люблю» – то же самое, что сказать
ему «ты будешь жить вечно, ты никогда
не умрешь»...». Любовь отождествляется с
вечностью, ей никогда не может наступить
конец. В таком понимании брак для христианина – не частица общегосударственного
аппарата, а состояние, когда двое сливаются
в одно целое, не на короткий период времени, а на всю жизнь. По христианскому
учению брак нерасторжим, так как мужа и
жену соединяет сам Бог.
Говоря о христианском браке, святитель
Николай Сербский пишет, что кроме любви
как ласкового, пламенного и тихого влечения, этим взаимоотношениям еще присущи
доверие и верность друг другу.
В наше время мода на сожительство
мужчины и женщины без заключения брака
становится все более и более усиливающейся
тенденцией. С христианской точки зрения,
это «мода» представляет собой реальную
угрозу институту семьи и способствует всеобщей деградации общества. То, что когда+то называлось жизнью в грех, и даже было
запрещено законом, в большинстве стран
сегодня воспринимается как нечто вполне
естественное.
Среди моделей поведения, рекламируемых современным обществом, – сожительство вне брака. Несмотря на шестерых детей,
Джоли и Питт до сих пор не женаты.
Те, кто решается на простое сожительство, нередко предпочитают не любить своего
партнера всецело, а оставлять пространство
для «маневра», – не желают ограничить свою
свободу и независимость. Это порождает нестабильность семейной жизни и отражается
как на отношениях между партнерами, так
и на детях. Однако в христианском браке,
как пишет протоиерей Артемий Владимиров,
«истинная любовь не порабощает человека,
а стремится уважать в нем ту царственную
свободу, которая является чертой образа
Божия».
Вне брачных союзов дети редко бывают
желанными, рождаясь случайно, «по ошибке», – следует ли говорить, к каким последствиям это приводит, ведь, как минимум, эти
дети будут лишены полноценной родительской
любви. Больше того, беременность неженатых пар чаще всего заканчивается абортом,
то есть убийством ребенка, в то время как
рождение детей у пар, состоящих в браке,
обычно желанно и является «венцом» их
отношений.
Молодые люди, имеющие романтические
представления о совместной жизни без
венчания, должны подумать и о ее последствиях. Митрополит Антоний Сурожский
говорит, что «в мире, где все идет вразброд,
брак – место, где два человека благодаря
тому, что полюбили, становятся едиными,
место, где рознь кончается, где начинается
осуществление единой жизни». Как союз
мужчины и женщины, брак служит началом
взаимной любви, которую супруги должны
развивать и совершенствовать, усиливает
значение семьи и возносит их отношения
на более высокий уровень. Это уже не просто совместная жизнь, а сильная решимость
любить человека, несмотря на все его недостатки и слабости. В этом и заключается
красота брака, что он не допускает сомнений
и обратного пути, а только бережет, сохраняет и доводит до совершенства союз двоих.
На увеличение числа неузаконенных
союзов прежде всего влияет усилившееся
в последнее время негативное отношение
к браку. О нем сегодня говорится как о
старомодном явлении, отнимающем свободу,
как о некой тягости, сковывающей по рукам
и ногам и мужчину, и женщину, – в то же
время свобода сексуального общения вне
брака показывается как вполне нормальное
и даже положительное явление.
Однако, несмотря на сложившуюся в
современном обществе ситуацию, следует
признать, что только брак способствует
развитию морально здоровых отношений
в союзе двоих. Венчание же освящает семейную жизнь, делает ее в высшей степени
полноценной. Брак и семья являются основой здорового общества. Все непонимающие
смысла брака рискуют собственным счастьем
и будущим своей нации.
Священник Миладин Митрович,
21 июня 2012 года
|