8 июля Святая Церковь празднует память двух святых – Петра и
Февронии: он был князем Муромским, а она – дочерью крестьянина. Петр
заболел проказой. Бог открыл, что исцелить его может только Феврония.
Послали за ней, и она действительно исцелила. Петр, князь, предложил
ей руку и сердце. Феврония согласилась выйти за него замуж, но бояре
забеспокоились, что крестьянка станет княгиней. Сказали: либо ты с ней
разводись, либо бросай княжество. Петр выбрал второе, он отказался от
княжества и ушел за женой. И что же в результате? Господь сам
вмешался в это дело, и весь Муром был наказан. Тогда жители поняли причину
наказания, пошли, пали в ноги Петру и Февронии и вернули их.
Петр и Феврония не сразу пришли к
святости, а постепенно, всей жизнью. Петр
болел проказой, страшной болезнью, и достиг смирения, понял ценность жизни и ее
смысл. Поэтому он так легко отказался от
власти. Другие сколько совершают преступлений, чтобы эту власть иметь? А Петр сам
добровольно отказался от нее ради жены.
Потому что власть – временна, а любовь
имеет вечный смысл. Господь требует от
нас высшей мудрости, духовной, т.е. всегда
предпочитать пользу духовную пользе материальной. Он призывает нас к высшим
духовным поступкам. Святость начинается
с малого, надо постепенно готовить свою
душу, тренировать ее, укреплять.
Страшное поругание любви происходит
сегодня в мире. Грех называют любовью.
Блудницу называют невестой, а развратника – женихом.
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть
человеку одному» (Быт. 2, 18). Поэтому и
благословляет Святая Церковь брак. Семья
так много значит для нашего спасения, что
ее называют малой Церковью, поэтому создание столь важного союза должно серьезно
обсуждаться. Церковь надеется видеть новобрачных чистыми и целомудренными.
Символ чистоты невесты – ее белое платье, свадебная фата. Добрачная связь – препятствие для нормальной совместной жизни.
Трудно супругу перенести рассказ о добрачном
опыте своей половины. Тень этой связи никогда не будет снята. Будущая мать – фундамент
семейной нравственности, а если она была
«доступна» до брака, о каком воспитании
может идти речь?
Чтобы брак был счастливым, он ни в
коем случае не должен строиться на принципе добрачного пробного сожительства. В
браке необходимы большие усилия взаимной
уступчивости, снисхождения, самоотдачи,
жертвы, решимости жить для другого. Это
подвиг. И каким жалким в сожительстве выглядит эгоистическое оценивание партнера.
Как далек такой «брак» от любви! Ведь
любовь – это стремление отдать всего себя
другому, желание сделать другого счастливым, ради любви настоящей, единственной,
вечной и всецелой. Кто вступает в брак чистым, тот впервые постигает тайну телесного
единства чувств, рождение нового благоговейного отношения к телу другого человека.
Оно (тело) становится как бы священным.
От телесного сближения в браке расцветает
глубокое чувство любви, чувство неразрывности. Муж и жена принадлежат только друг
другу, чувствуют себя частью одного целого.
В семьях, где есть девицы на выданье
и юноши, готовые к браку, хорошо иметь
обычай чтения акафиста святым Петру и
Февронии. Всякое дело лучше делать с Господом, с молитвой.
Юность – самая замечательная, но и самая ответственная пора. Это время первых
важных решений и выборов. И самый главный
из них – выбор супруга. Для православного
человека такой выбор совершается один раз.
Можно сменить институт, профессию, поменять
работу, дом, страну, но супруг выбирается
окончательно и навсегда. «Что Бог сочетал,
того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), –
отвечает Спаситель на вопрос о разводе.
Если вы хотите больше узнать о своей
суженой до вашей с ней свадьбы, не пренебрегайте знакомством с ее родителями. Главным
условием брака для православных является
тождество веры жениха и невесты. Брак есть
прежде всего единство двух во Христе.
Юноша! Не обольщайся красотой девушки,
лучше посмотри на ее обращение с родной
матерью. Если ты увидишь, что дочь услужлива,
почтительна с мамой, – перед тобой ангел!
Но если ты заметишь недовольство в тоне,
дерзость или хамство в обращении с матерью –
беги вон из этого дома. Горе мужу, если жена
его окажется белоручкой. Жена, не умеющая
толком ни готовить, ни шить, ни работать по
хозяйству, мужа сделает несчастным.
Свечи, которые держат в руках новобрачные во время венчания, – символ готовности
отдавать друг другу свет и тепло, а самим
медленно таять ради сохранения мира в семье. Кто умнее, тот пусть первый и уступает.
Венчанный брак, будучи Таинством, низводит на брачующихся Божие благословение и
поставляет их на служение друг другу. Господь
принимает через священника обещание жениха
и невесты хранить взаимную верность и нести
крест супружества до смерти. Сама кончина не
разлучает преданных друг другу мужа и жену.
В словах апостола Павла, читаемых на
венчании, заключено все, что можно порекомендовать брачующимся для сохранения
дара любви. Слова эти хорошо бы помнить
всем семейным людям. «Жены, повинуйтесь
своим мужьям, как Господу, потому что муж
есть глава жены, как и Христос глава Церкви,
и Он же Спаситель тела. Но как Церковь
повинуется Христу, так и жены мужьям во
всем» (Еф. 5, 22-24). Мужчина сотворен ранее
женщины, как самостоятельное лицо, женщина сотворена как помощница ему. Женщина
никак не ниже достоинством, но она иная.
На послушании жены и зиждется домашний
мир. Послушание не означает бесправие.
Жена – первый помощник мужу, участник
семейного совета.
Что же говорится мужу во время венчания? «Мужья, любите своих жен, как и Христос
возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.
5, 25). Обязанность мужа – любить свою жену.
И не только любить, но и заботиться о ней,
«питать и греть», а кроме того, муж отвечает
за жену перед Господом.
И не нужно размышлять: достоин ли муж
послушания, достойна ли жена любви. Сказаны
эти слова всем мужьям и женам, хорошим и
плохим, – всем без исключения.
Главный секрет супружеского счастья
заключается в том, чтобы мужу обращаться
с женой всегда так же бережно и с такой
же любовью, как в день венчания.
Девушке немощной, болезненной и
хрупкой необходимо заранее иметь полное
представление о тяготах замужества, потому
что вынашивание, рождение детей – это настоящий подвиг.
Христианский брак, чистый и святой,
вовсе не знает никаких злоумышлений против зачатия и жизни утробных младенцев,
убиение которых составляет главное преступление нашего времени, вопиющее на Небо
об отмщении за него.
Брак – чудо на земле. В мире, где все
идет вразброд, брак – место, где два человека, благодаря взаимной любви, становятся
едиными. Место, где рознь кончается, где
начинается осуществление единой жизни во
Христе Иисусе.
Иерей Владимир ЯЗОВ,
настоятель прихода храма Святой
Троицы, с. Нижняя Тавда
|