С того момента, когда люди узнают и поймут, что ты православный, любой твой дурной или добрый поступок будет рассматриваться как поступок христианина, и по нему будут судить о всей Церкви.
Чтобы тебе быть православным миссионером, не обязательно ехать в тундру или в Африку - достаточно жить в Москве или Вологде или еще каком-нибудь русском городе или селе. Ты можешь по-прежнему совершенно спокойно работать или учиться вместе с иноверующими и неверующими людьми.
И тебе абсолютно не обязательно, выходя на улицу, призывать прохожих к покаянию и рассовывать бумажки с приглашением на воскресную службу. Достаточно чувствовать боль за то, что происходит с твоими ближними и переживать от того, что столько твоих родных и друзей каждый день проходят мимо Христа, не замечая Его в себе и вокруг.
А сделать тебе нужно всего лишь три вещи:
- оставаться православным не только в храме, но также и дома, и на работе (стараясь молиться, почитая иконы, соблюдая посты и праздники) - и при этом уважать иной выбор тех, с кем рядом живешь и работаешь;
- искренне говорить о Православии с любым человеком - но как можно понятней и проще. И только в том случае, когда человек готов это внимательно выслушать;
- помнить, что с того момента, когда люди узнают и поймут, что ты православный, любой твой дурной или добрый поступок будет рассматриваться как поступок христианина, и по нему будут судить о всей Церкви.
* * *
Суть православной миссии, в отличие от протестантской, уличной, - в умении ждать вопроса. Не кричать на ухо, а убедиться, что человек сам жаждет понять, почему и зачем он живет.
* * *
Миссионер-мирянин может быть сколь угодно талантливым и убедительным. Но тот поворот, какой переживает человек при встрече со священником, своим будущим духовником, он произвести просто не в силах. Храмов открывается много, священников не хватает. Священники в вечном ремонте - безвылазные прорабы. Но для множества не пришедших к вере людей ничего не изменится до тех пор, пока священник не появится перед ними вне церковных стен.
* * *
Настоящий подъем церковной миссии произойдет тогда, когда священники смогут уже без боли за незаконченный ремонт оставлять стены храма, обходить прихожан, навещать семьи, везде встречаться с людьми.
* * *
Делать свою работу надо самому и самому нести за нее ответственность. У духовника обязательно надо просить совета и благословения, но если бегать за одобрением на каждую строчку, встречу и разговор, то дело встанет.
* * *
Верующая женщина, у которой погиб сын, молодой, удивительно талантливый человек. Она не могла понять, почему так получилось, и все повторяла: раньше и в радостный, и в трудный момент я всегда знала, что в происходящем есть свой смысл и что рано или поздно Бог даст мне понимание. Теперь я одна. Я не понимаю, почему ушел мой сын и не понимаю, почему и зачем я еще живу. Где же Бог?.. Однако, ведь ощущение осмысленности бытия - не свойство, а чудо, которое появляется и исчезает. Надо помнить из Евангелия, слова Спасителя на Кресте: "Боже, Боже, почто Ты Меня оставил!" Мы предупреждены не о том, что все в нашей жизни будет разъяснено чудесами, а о том, что когда чудес не будет, мы должны оставаться верными.
* * *
Большинство из приходящих в церковь скоро переживают период развоцерковления, когда хождению в храм находится тысяча помех. Тогда борется два чувства: ощущение духовной опустошенности и тоски по Таинствам, и с другого бока - неукорененность любви к Богослужению, отсутствие привитой с детства потребности молиться, и еще лень и ложное самобичевание.
* * *
Говоря о вреде привязанности к животным, зачастую не оговаривают нескольких важных вещей:
- о пользе заботы о маленьких животных для воспитания чувства любви и ответственности у детей;
- о том, что у животных иногда стоит кое-чему поучиться - например, достойному удивления смирению многих животных в тяжелых болезнях.
Наконец, о том, что христиане, которые решают не иметь животных ради молитвенного подвига, вовсе не отбрасывают мир. Они молятся о спасении сынов Адама, по вине которых страдает и вся природа. Вымолят человечество для Христа - значит и весь живой мир возликует вместе с людьми.
* * *
Из святого Василия Великого о животных:
"О Боже, расшири в нас чувство товарищества со всеми живыми существами, с нашими меньшими братьями, которым ты дал эту землю как общий дом с нами. Да уразумеем, что они живут не для нас только, но для себя самих и для Тебя, что они наслаждаются радостью жизни так же, как и мы, и служат Тебе на своем месте лучше, чем мы на своем."
* * *
Отвечая на вопрос о животных, мы забываем, что нас "подслушивает" и весь нехристианский мир. И потом обличает в Православии черствость и безразличие к нашим меньшим братьям. А ведь в церковной истории столько примеров общения святых и животных в любви и согласии! И об этом должны знать и верующие, и неверующие. Для последних это особенно важно.
* * *
Главное правило: когда говоришь или пишешь, представляй себе, как будто твой труд предназначен конкретному твоему знакомому, который не знает и не принимает Православия. Общаться с ним при помощи церковных слов и понятий - дело бессмысленное, так его можно только запутать и оттолкнуть. Найди слова именно и только для него, и тогда окажется, что тебя поймут многие.
* * *
Толстовское непротивление злу силой внешне - такая нравственно великая вещь... А на практике будет потакание злу. Церковь намного глубже понимает существо проблемы: греховность нашей природы не дает творить "дистиллированное" добро. Иногда на меньшее зло закрывают глаза - если ложная принципиальность станет источником большего зла (потому и благословляют солдат на войну, потому и признают разводы, которых вообще-то быть не должно). Церковь не учит, что есть "доброе" зло. Но она умеет быть трезвой и, спасая людей, не лукавит, что "все просто".
* * *
Постоянно видишь людей, говорящих о противоречиях в Православии. А жизнь и любовь живы в противоречии. Почему-то никто не спорит с тем, что житейская мудрость парадоксальна и что человек прямолинейный оказывается особенно жесток и неумен...
Владимир Гурболиков
|