Персонаж одной сказки горько сетовал: «Ах, увы, увы, увы… я утратил
вкус халвы!». И действительно, проблема нешуточная: вот она, халва, пожалуйста, ешь, но вкуса-то нет!
Беда нашего времени в тотальном духовном «нечувствии». Мы утратили не
только вкус духовной жизни, но и само понятие о ней. И ладно, если бы только
утратили, а то ведь зачастую и не приобрели даже, так что содержание собственной
веры для нас непонятно и темно, как кодекс Хаммурапи или китайская грамота.
Но есть проверенное средство для обретения вкуса духовной жизни – это пост.
Петропавловский, или Апостольский, пост
установлен Церковью в память первоверховных апостолов Петра и Павла. А поскольку
слово «Петропавловский» довольно длинное,
то в народе этот пост стал называться просто
и сокращенно – Петровым.
Апостолы постом и молитвой подготавливали себя к всемирной проповеди Евангелия.
Кто-то, возможно, подумает: а какое это
имеет отношение к нам? Да самое непосредственное. Благовествование Царствия Божиего – это не только обязанность христианина,
но и его естественное свойство, если можно
так выразиться. «Горе мне, если я не благовествую!» – говорит апостол Павел, имея в
виду, конечно, не только словесную проповедь,
но и саму жизнь, поступки, которые должны
свидетельствовать о чистоте и святости нашей
веры. Конечно, без поста и молитвы такое
благовествование не возможно.
Считается, что Петров пост не строгий,
«легкий», но если мы заглянем в Типикон
(Церковный устав) – окажется, что все не
так просто.
По Типикону в Апостольский пост во
вторник и четверг рыбу мы не едим, но
только вкушаем вареную пищу с маслом и
выпиваем вина (естественно, «сухого» и в
самом умеренном количестве). В понедельник, среду и пятницу до трех часов дня не
едим вовсе, а затем вкушаем сырые овощи,
фрукты и хлеб (сухоядение), да и то не досыта. В субботу и воскресенье разрешается
рыба. Если в понедельник, вторник и четверг
служится славословная служба, то разрешается вареная пища с елеем, рыба и вино.
Если славословная служба приходится на
среду или пятницу – рыба не разрешается,
но только вареная пища с елеем. Если же
на среду или пятницу приходится служба
бденная, то разрешается и рыба. Кроме того,
рыба разрешается и в дни храмовых праздников, на какой бы они не пришлись день.
Вот так все непросто. Но по устойчивой
приходской традиции правила Петрова поста в отношении пищи озвучиваются так: в
этот пост мясо, молочные продукты и яйца
есть нельзя, но во все дни, кроме среды и
пятницы, можно вкушать рыбу (вареная пища
с елеем тоже не возбраняется).
И все. И вот, что удивительно: одинаково правомерно и то и другое правило. Они
как бы устанавливают верхний и нижний
«пределы» Петрова поста. Первое правило
имеет силу закона «писанного», второе –
устойчивой, а стало быть, законной традиции.
Кроме того, надо помнить, что Типикон
является не столько правилом и нормой,
сколько идеалом и образцом. Что это значит?
А то, что Типикон нам дан не для безусловного и буквального исполнения, а для смирения;
для того, чтобы мы, сравнивая свою жизнь
с высотой жизни святых отцов, приходили в
сокрушенное состояние духа. А это и есть
ценнейшая жертва перед Господом: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и
смиренно Бог не уничижит». Более того, соблюдая пост во всей строгости и в согласии
с Типиконом, на фоне всеобщей «расслабленности», человеку почти невозможно удержаться от помыслов самомнения и гордости. А
помыслы эти лишают пост всякого смысла,
потому что «Бог гордым противится». Так
что если кто и намерен блюсти пост во всей
строгости – пусть особо трезвится и помнит
слова апостола Павла: «Кто думает, что он
стоит, берегись, чтобы не упасть».
Но ведь пост заключается не только в
воздержании от мяса. В принятии постной
пищи тоже надо быть воздержанным, и от
любимого телевизора хорошо бы отлучить
себя хотя бы на время, и от патологической
болтовни по телефону, и от выпивки, и от
супружеской близости… словом, от всего,
что так привычно скрашивает горечь житейских будней.
Кто-то скажет – сурово… Да нет же…
Наш пост, даже самый «суровый», с точки
зрения канонов и правил монастырского,
подвижнического жития, – это просто «сладкая жизнь». То, что нам кажется суровым
постом, для рядового монаха XVI – XVII
веков, пожалуй, показалось бы отпуском,
отрадой, отдохновением от трудов.
Есть закон духовной жизни, обойти который не удавалось никому и никогда. Закон
этот звучит пугающе: «Дай кровь – прими
Дух». Но если мы не хотим себя хоть немного ущемить в плотской жизни, – каждый
в свою меру, конечно, – то нечего удивляться, что мы «ничего не чувствуем», нечего
удивляться, что нет у нас живого общения
с Богом. Потому что нужно сначала «дать
кровь». Не «сдать», заметьте. Речь идет не
о донорской акции, а о труде, о необходимости добровольного ущемления себя ради
приобретения, «стяжания» Святого Духа. А
ведь это наша цель, и если мы к ней не
стремимся, то, спрашивается, в чем наше
христианство?! В ношении крестика только?
Как же жить по Заповедям Божиим в
этом безбожном мире? Ведь это и есть наш
главный скорбный, но и радостный крест,
крест, который надо нести, спасая терпением
душу! Ведь в безропотном, сознательном и
благодарном терпении скорбей и трудностей,
не только телесных, но и душевных, заключена великая возможность приобретения
благодати. И не надо нам искать «утешения»
в развлечениях, как мы это все обычно
делаем, и вообще никакой «награды» искать
не надо, а только считать себя «рабами
неключимыми» по слову Господа. То есть
что бы мы ни делали доброго – это всего
лишь то, что мы должны были сделать, и
не более того.
Смысл поста в том, чтобы воздерживаться от всего, что удаляет нас от Бога, от того,
что мешает в созидании духовной жизни. И
все мы на самом деле хорошо знаем, что
именно нам мешает, у каждого есть свои
«препоны». Для одного – это склонность
к чревоугодию, для другого – гневливость,
для третьего – привычка к осуждению, для
четвертого – самолюбие, гордость… Вот на
эти-то личные препятствия и нужно обратить
особенное внимание, определить собственное поле борьбы. Наша цель не просто
соблюсти необходимые правила, диету, нет.
Наша цель – приблизиться к Богу, войти в
живое, покаянное, но и радостное общение с Ним, стать причастником Его благости… И радость, реальная радость такого
общения с лихвой покрывает все тяготы
поста. Не зря ведь Господь говорит, что
«иго Мое благо и бремя Мое легко есть».
Ради сердечного сокрушения, ради чувства
живого присутствия Божиего стоит ведь
хоть немного себя смирить. И туга, скука,
пустота сердечная, происходящие поначалу
от такого смирения, свидетельствуют лишь
о рабстве души, о ее покорности плоти. А
мы как истинные хозяева души покорим ее
духу, напитаем Словом Божиим, наполним
молитвой, очистимся в таинстве Исповеди,
приобщимся Тела и Крови Христовой… Душа
преобразится, возрадуется, оживет. Только
так мы опытно можем узнать, что же такое
духовная жизнь. И объяснить это никакими
словами невозможно. Нужно просто взять
и попробовать.
Христос есть, вкусите и видите!
Священник Димитрий ШИШКИН,
Православие.ru
|