Об интересном
и поучительном опыте духовно-нравственного обучения и воспитания учащихся
общеобразовательных школ г. Сургута размышляет и рассказывает директор
Департамента образования г. Сургута, заслуженный учитель школы РФ Надежда Яковлевна
Стрельцова.
В феврале 2011 года я была участницей
Всероссийской научно-практической конференции «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач», которая
проходила в Тюмени в рамках X Рождественских образовательных чтений.
Все, что мы с моей коллегой, Ириной
Ивановной Сердюковой, увидели и услышали, произвело на нас глубокое впечатление
и еще больше заставило задуматься о нашей культуре, самоценности, самосознании
и образовании. Кто мы? Как мы управляем?
Чему учим? Что есть наша школа? – всю
дорогу от Тюмени до Сургута мы сами задавали себе вопросы и сами отвечали. Разгорелись настоящие дебаты, подтолкнувшие
к новым размышлениям о соработничестве
с Церковью, об огромной роли образования
в воспитании личности гражданина России,
формировании духовного единства народа
и объединяющих нас моральных ценностях.
Самое пристальное и ревнивое внимание общества к образованию было во все
времена, так как на образование возложена
исключительная миссия воспитания, развития, включения молодых людей в контекст
культуры. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая,
источник знаний о природе и обществе.
И важно то, что усвоение культуры – это
взаимонаправленный процесс, для которого
справедливы все основные закономерности
коммуникативной деятельности.
Дмитрий Николаевич Дурыгин, председатель Общества православных врачей
города Тюмени, преподаватель Тюменской
медицинской академии в своей книге
«О духовном и телесном здоровье» пишет,
что «современное общество стоит перед
надвигающейся реальной угрозой антропологической катастрофы». Не согласиться с
этим, значит, не замечать всего того, что
происходит сегодня в жизни людей. Достаточно прочитать любую современную газету или посмотреть несколько программ по
телевидению: драки, убийства, унижение человеческого достоинства (особенно по отношению к старшему поколению), жестокое
обращение с детьми, дедовщина в армии и
многое-многое другое – эти темы сегодня
пестрят на страницах газет и журналов и
заполняют отечественный телеэфир, навязывая молодому поколению новые «культурные горизонты», умножая в обществе количество «глотателей пустот».
Общество переживает тяжелую болезнь,
имя которой – бездуховность; в современном мире культура как категория духовных
ценностей дала сбой. Тюменский врач пишет, что «здоровье человека на 10% зависит от медицины, 50% в структуре здоровья
принадлежит образу жизни, который формируется не медиками, а в семье дома, педагогами в школах, учебных заведениях, журналистами СМИ ». Опасно то, что чем больше дефекта в образе жизни человека, тем
больший хаос он вносит в окружающий его
мир и общество.
Экспансия хаоса в нашу жизнь заставляет соотечественников объединяться в борьбе
с духовным вырождением нации. В последние годы сторонники включения духовнонравственного аспекта в систему образования детей и молодежи изыскивают новые
способы воспитания личности, для которой
основными ориентирами в жизни станут непреходящие человеческие ценности, поиск
нравственных абсолютов, жизнь и труд во
благо Отечества.
Нельзя поспорить с тем, что духовнонравственное воспитание должно осуществляться в единстве с интеллектуальным
развитием. Сокращение интеллектуального
ресурса до той критической массы, за
которой следуют необратимые процессы
морального разрушения, недопустимы. А не
допустить, значит, противопоставить этим
деструктивным процессам новый практический опыт.
Опыт в какой-либо деятельности, сфере
накапливают люди творческие, активные,
которые осваивают и реализуют в практике
законы и принципы жизни с учетом конкретных условий. В городе Сургуте уже не один
год накапливается опыт взаимодействия
власти и Церкви, сотрудничества в сфере образования в рамках духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся. Это
сложный процесс, требующий деликатной
координации действий, решений, партнерских
отношений, солидарности и управленческих
усилий в обеспечении развития духовно-нравственных основ образования.
В 1998 году по инициативе Тобольско-Тюменской епархии и при поддержке Департамента образования и науки Администрации
в Сургуте было создано негосударственное
образовательное учреждение «Сургутская
православная классическая гимназия» – современное образовательное учреждение, получившее государственную аккредитацию. В
2010/11 учебном году общее количество обучающихся достигло 230 человек. В последние
годы растет число желающих обучаться в
гимназии, в связи с чем набор учащихся
осуществляется на конкурсной основе.
В гимназии имеются все условия для достойного обучения: оборудованы по самым
современным стандартам учебные кабинеты, тренажерный зал, класс хореографии,
компьютерный класс, лингафонный кабинет,
актовый зал, медицинский кабинет, столовая. В православной гимназии выполняются все требования государственного образовательного стандарта, а также реализуются дополнительные программы по основам
православной культуры, церковной истории,
церковно-славянскому и латинскому языкам,
компьютерному дизайну, графике и сайтостроению. Дополнительное образование в
гимназии включает в себя участие гимназистов в различных кружках и творческих
студиях, насыщено интересными и яркими
праздниками, традиционными и самобытными мероприятиями.
В гимназии обучение и воспитание
объединены в целостный образовательный
процесс на основе единой цели, системы
духовно-нравственных и социокультурных
ценностей. Образовательные задачи непосредственно связаны с воспитанием детей
в православной вере. Основные усилия
православного воспитания направлены на
развитие духовной жизни ребенка, на воспитание личности, способной осуществить
осмысленный выбор добра. Гимназия определяет своей важнейшей задачей подготовку
сознательных, образованных, деятельных,
творческих, патриотически-воспитанных,
культурно развитых и воцерковленных
участников современной жизни. Ценность
гимназического образования заключается
и в том, что оно ориентировано на подготовку учащихся к дальнейшему обучению не
только в духовных, но и в светских учебных
заведениях.
Мы считаем, что гимназия справляется
с этой задачей, подтверждением чему может служить выбор выпускниками своего
жизненного пути. На сегодняшний день
гимназия сделала 4 выпуска – 35 человек.
95% из них обучаются в различных вузах
(Сургутский государственный университет,
Сургутский государственный педагогический
университет, Российский государственный социальный университет, Балтийский
государственный университет (г. Санкт-Петербург), Тюменский нефтегазовый университет, Тобольская духовная семинария,
Московская духовная семинария).
В 2001 году Департамент образования
и науки Администрации города Сургута
поддержал инициативу ректора Сургутского
государственного университета (1993-2009)
Георгия Ивановича Назина и Управляющего
Тобольско-Тюменской епархии Архиепископа
Димитрия открытия в университете кафедры
христианской теологии. Нелегко проходил процесс подготовки документации для открытия
новой специальности, пока в 2002 году не
был назначен заведующий – организатор
кафедры теологии В.Д. Пузанов. Так, в
марте 2003 г. Сургутскому университету
было дано право ведения образовательной
деятельности по направлению подготовки
бакалавров специальности «Теология». В
штате кафедры 4 человека, совместителями являются 11 человек, среди которых
ведущие преподаватели исторического факультета СурГУ и Тобольской православной
духовной семинарии, работники городской
администрации.
На кафедре Теологии СурГУ помимо
общеобразовательных дисциплин изучаются
Введение в христианское вероучение, Религиозная философия, Этика и аксиология
в религии, Наука и религия, История древней христианской церкви, История Русской
Православной Церкви, Государственное
законодательство о религии, Сакральные
тексты, Каноническое право, Догматическое
богословие, Литургика, Церковнославянский
язык, Латинский язык,
Греческий язык, Патрология, История архаических и нехристианских
религий. Каждое лето
студенты 3 курса проходят производственную практику в рамках
Комплексной научно-исследовательской экспедиции «Славянский ход»,
организованной Обществом русской культуры
г. Сургута (руководитель
– Екатерина Владимировна Лоншакова) при
поддержке правительства
ХМАО -Югры и администрации г. Сургута.
Есть надежда, что в
скором будущем выпускники СурГУ , получившие
светское образование, грамотно преподающие
мировую художественную культуру, в том числе
религиозную, достойно вольются в коллективы общеобразовательных школ.
Вниз легче спускаться, чем подниматься
вверх. Для приобщения детей к неизменным,
вневременным ценностям и идеалам Российской цивилизации требовались по-новому
подготовленные специалисты. Мы начали
направлять учителей на курсы повышения
квалификации, где предлагались программы
и темы, содержанием которых является
целенаправленное формирование ценностной сферы личности. Педагоги Сургута
осуществляли поиск нового содержания образования и его положительного культурного
влияния на детей и подростков, проводили
научно-практические конференции, Дни
славянской культуры, участвовали в телепередачах, приглашали священнослужителей
в образовательные учреждения, развивали
дополнительное образование.
В муниципальные образовательные
учреждения все чаще стали внедряться
программы гражданского, патриотического,
социокультурного направлений. Так, например, в лицее №1 под руководством директора Павла Владимировича Воронина и его
заместителя по внеклассной и внешкольной
воспитательной работе с детьми Виктории
Ивановны Сердюченко педагогический коллектив реализует программу «Патриотическое воспитание в лицее», один из проектов
которой – «Незабытые заповеди». Именно
в рамках этого проекта проводилась работа
по духовно-нравственному воспитанию совместно с приходом храма в честь иконы
Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Начиная с 2003 года, ежегодно разрабатывались совместные планы работы лицея
и приходов Русской Православной Церкви
города Сургута, которые обязательно рассматривались и утверждались на заседаниях
общешкольного родительского комитета и
Совета лицея. Традиционными для лицеистов
стали посещения храма в праздники «Первого звонка» и «Последнего звонка», встречи
со студентами Тобольской православной
духовной семинарии, участие в межрегиональном фестивале военно-патриотической
песни «Димитриевская суббота», в городских
фестивалях «Рождество Христово» в Сургуте,
«Пасха Красная». Помимо этого для младших лицеистов готовятся театрализованные
представления: «Вера. Надежда. Любовь»,
«Рождественское утро», «День святых чудес»
(Пасха), «Масленичные гулянья», «Праздник
твоего имени». Педагоги совместно с учащимися оформляют выставки литературы о
православном воспитании (в помощь классному руководителю), проводят конкурсы
творческих работ «Пасхальная писанка» и
фоторабот «Россия Православная», классные
часы по патриотическому воспитанию «Честь
имею» О.Н. Дубова (для старших классов).
Для лицеистов, их родителей, педагогов стали привычными классные часы, родительские собрания с участием священников. На таких встречах обсуждались актуальные темы: «Основы семейного согласия,
воспитания», «Почитай родителей своих»,
«О семейном благочестии», «Всему начало – отчий дом», «Цели брака. Брак. Венчание. Целомудрие», «Вера и верность»,
«Служу Отечеству» и т.д.
Эту работу в лицее начинали о. Георгий Кошелев, о. Петр Егоров. С 2007 года
о. Александр Мензелинцев проводил для
одиннадцатиклассников лицея цикл бесед
«На пороге взрослой жизни». С учащимися лицея обсуждались такие темы, на которые учителя не всегда решались говорить
со школьниками: проблемы суицида, что такое настоящая любовь, как правильно сделать выбор и т.д.
Эти встречи носят светский характер и
поэтому независимо от вероисповедания все
ученики с большим интересом присутствуют
на всех мероприятиях.
С 2009 года встречи с учащимися продолжил о. Антоний Исаков. Он принимает
участие в классных часах для старшеклассников, на которых обсуждаются вопросы
нравственности, организуется просмотр
видеофильмов, ведется их обсуждение.
К о. Антонию старшеклассники обращаются
и со своими личными вопросами. Также
о. Петр и о. Антоний принимают участие
в работе с педагогическим коллективом и
родительской общественностью.
Работа по духовно-нравственному воспитанию, в основном, охватывала старшеклассников, и перед педагогическим коллективом
встал вопрос, как проводить эту работу
с младшими школьниками, как выстроить
систему духовно-нравственного воспитания
образовательного учреждения в целом.
Так в 2008-2009 учебном году появилась
идея внедрения курса «Истоки» и программы
«Воспитание на социокультурном опыте»
(с 1995 года программа реализуется под
эгидой Российской Академии естественных
наук, в июле 1998 года была рассмотрена
и получила поддержку в Комитете по образованию и науке Государственной Думы.
Авторы программы: И.А. Кузьмин, профессор
РАЕН , г. Москва, А.В. Камкин, профессор
ВГПУ , г. Вологда).
Большим сподвижником для нас в этом
деле была и есть Любовь Васильевна Веремеева, помощник старосты прихода храма в
честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», директор магазина «Камея».
Любовь Васильевна помогла нам установить
сотрудничество с учебным центром «Истоки»
(г. Вологда, директор Елена Ярославовна
Смирнова), Издательским домом «Истоки»
(г. Москва, главный редактор Игорь Алексеевич Кузьмин, автор и руководитель программы «Социокультурные истоки»). Любовь
Васильевна оказала спонсорскую помощь в
приобретении учебников, рабочих тетрадей,
методических пособий для учащихся и педагогов лицея (на сумму 170 000 рублей).
Чем привлекли педагогическое сообщество Сургута учебники «Истоки» и
программа «Социокультурные истоки»? В
первую очередь, целью – преобразованием
школы в социальный институт, для которого
важнейшей функцией является гармоничное
развитие и воспитание гражданина России,
способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Введение курса «Истоки» в лицее №1
явилось логическим продолжением многолетней работы по гражданско-патриотическому
и духовно-нравственному воспитанию обучающихся, а также сотрудничества с сургутскими приходами Русской Православной Церкви.
Во втором полугодии 2008-2009 учебного года была начата подготовка к внедрению учебного курса «Истоки» в 1-4 классах,
организованы обучающие семинары для педагогов лицея. Л.В. Веремеева организовала приезд в Сургут директора учебного центра «Истоки» из г. Вологда Елены Ярославовны Смирновой, научного сотрудника государственного научно-исследовательского
института семьи и воспитания РАО (г. Москва) Ольги Михайловны Потаповской, которые проводили обучающие семинары, индивидуальные консультации для педагогов.
Помимо этого выпускники факультета теологии СурГУ проводили занятия по программе «Уроки нравственности» для учащихся
1-4-х классов. На общешкольных родительских собраниях, на заседаниях общешкольного родительского комитета, Совета лицея,
педагогического совета были проведены презентации программы «Социокультурные истоки». В течение учебного года постоянно
велась разъяснительная работа с родителями. Для педагогов регулярно проводились
учебно-методические семинары под руководством Елены Ярославовны Смирновой.
Педагогическая и родительская общественность поддержала инициативу администрации лицея по внедрению программы в образовательный процесс. С сентября 2009 года
в расписание уроков 1-4 классов был введен новый курс «Истоки». Занятия проводят
учителя начальных классов: Т.Г. Матвеева,
Н.А. Лаврова, Е.В. Захарова, О.С. Старикова.
Поскольку лицей в 2008 году работал в
статусе опорного образовательного учреждения по теме «Оптимизация деятельности образовательного
учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию», а в 2009 году – по
теме «Гражданское, патриотическое воспитание
обучающихся в проектной деятельности лицея»
– педагогами лицея были
проведены семинары для
учителей, воспитателей,
руководителей общеобразовательных и дошкольных
образовательных учреждений города, на которых
освещалась деятельность по
внедрению курса «Истоки».
В.И. Сердюченко представляла опыт работы образовательного учреждения по
данному направлению на
разных уровнях: городских
и окружных семинарах, Всероссийских конференциях, региональных и Всероссийских
образовательных чтениях.
С 2011 года лицей является городской
инновационной площадкой по теме «Социокультурные истоки в контексте духовно-нравственного воспитания при введении
ФГОС ».
В 2010-2011 учебном году в образовательном учреждении учебный курс «Истоки» реализуется в 1-5 классах (550 чел.).
Классные руководители 6-11 классов используют материал учебников «Истоки» для
проведения классных часов, родительских
собраний. В лицее оборудован кабинет, в
котором формируются библиотека, видеотека, оформлены информационные стенды,
имеется необходимая мебель и современные
информационно-компьютерные технологии.
В феврале 2011 года в лицее был создан
клуб для родителей «Истоки», проведено два
заседания, нашедших живой отклик в родительской среде: «Духовно-нравственное воспитание семьи. Проблема ранней сексуаль-
ной жизни детей», «Духовно-нравственное
воспитание семьи. Виртуальная агрессия».
Департамент образования не остался в
стороне от этой большой работы: к августовской педагогической конференции 2010 года
в контексте нового федерального государственного стандарта были подготовлены рекомендации «Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени
начального общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях
города Сургута».
В рекомендациях представлен опыт
дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и
учреждений дополнительного образования,
государственно-общественного управления
в сфере образования, опыт работы с родителями, семьей, инновационные проекты,
традиционные творческие мероприятия
духовно-нравственной направленности,
сформулированы цели, задачи, принципы, содержание духовно-нравственного воспитания
на новом качественном уровне, с учетом
региональных особенностей многонационального, многоконфессионального населения
Сургута, в настоящее время социально резко
дифференцированного.
Мы все разные, но… Сегодня, как никогда, необходимо каждому россиянину осознать, что «общество лишь тогда способно
ставить и решать масштабные национальные
задачи, когда у него есть общая система
нравственных ориентиров, когда в стране
хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти
своих предков, к каждой странице нашей
отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для
укрепления единства и суверенитета страны,
служит основой нашей повседневной жизни,
фундаментом для экономических и политических отношений».
Реализация программы «Социокультурные истоки», обладающей большим воспитательным потенциалом, позволит приобщить
в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях
многоконфессиональности и поликультурных
контактов современного общества.
В феврале 2011 года в Сургуте были
приняты два важных документа, ориентированные на совершенствование социально-культурно-образовательного пространства
в городе.
Распоряжение главы г. Сургута «Об
утверждении положения об экспертноконсультативном Совете по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями
при Главе города» принято в целях совершенствования взаимоотношений органов
местной власти с религиозными объединениями и содействия укреплению общественного
согласия. Второй документ – Постановление
Администрации города Сургута «Об утверждении ведомственных целевых программ
департамента образования на 2011-2013
годы» – предписывает введение и реализацию программы по духовно-нравственному
развитию, воспитанию обучающихся «Социокультурные истоки» в 24-х образовательных
учреждениях в 2011 году, в 43-х – в 2012
году, и в 100% образовательных учреждений
в 2013 году. Муниципалитет выделяет более
2,5 млн. рублей на приобретение учебников
и учебно-методических пособий «Истоки» для
образовательных учреждений города.
Однако никакие постановления не могут
заменить живого общения и плодотворной
дискуссии. Так, в марте 2011 года для педагогов города была организована встреча с
автором, руководителем программы «Социокультурные истоки», профессором, членом-корреспондентом РАЕН И.А. Кузьминым.
Опыт жителей г. Сургута обогатился новыми
идеями и открытиями, а систематизирующая
ценностная основа «Истоков», содержащая
мощный интегративный потенциал, нашла
свое новое пространство – город Сургут.
Три дня руководители образовательных
учреждений, воспитатели детских садов и
учителя общеобразовательных школ города
обсуждали и осмысливали новые ориентиры
в сфере образования в контексте программы «Социокультурные истоки».
Монологи, диалоги, дебаты, работа в
группах и опять дебаты – в таком формате
проходила эта встреча. Педагогам не хотелось расходиться, так как обсуждаемые
темы никого не оставили равнодушным.
Приходили к выводам, что ЕГ Э, создавая
видимость инновации в сфере образования,
выполняет прежде всего функцию тотального
контроля за качеством учебных достижений
по общеобразовательным дисциплинам выпускников общеобразовательных учреждений, закрывая возможность осуществления
в образовании позитивных изменений,
начиная с изменения его содержания.
Сетовали на то, что подготовка к ЕГ Э для
учителя, к сожалению, становится главной
ценностью в школах, а ценности развития,
образованности каждого ученика, создания
социокультурной среды, формирующей социально значимые ключевые компетентности
обучающихся, уходят на второй план.
Участники семинара утвердительно заявили, что школа сегодня – единственный
институт, который может объединять усилия общественности на основе социокультурного и духовно-нравственного воспитания, и должна стать системообразующей
единицей, консолидирующей положительный
опыт в муниципальном образовании. Речь
идет об укреплении статуса образовательного учреждения как социального института, способствующего стабилизации и консолидации общества вокруг настоящей ценностной идеи инновационного развития организации, а не надуманной и отвлекающей
педагогов и учеников на формализованные
формы и виды деятельности.
23 марта 2011 года, в дни работы семинара, мы были приглашены на расширенное заседание комиссии Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам семьи, женщин, детства и демографической политике. Председатель комиссии Общественной палаты Галина Николаевна Галимова, изучив опыт
города Сургута, сочла необходимым проинформировать членов Общественной палаты
о необходимости внедрения социокультурной программы «Истоки» в образовательный
процесс как «способа формирования у подрастающего поколения базовых ценностей,
в том числе и таких традиционных, как семья, любовь к детям и ответственность родителей за их воспитание».
Сказанное открывает возможность конструктивного диалога между представителями различных социальных групп о воспитании и развитии подрастающего поколения, а значит – будущем нашего Отечества.
А школа по-настоящему станет открытой,
окруженной истинной заботой взрослых и
сможет называться «Нашей новой школой».
Завершу свои размышления словами
В.Г. Кинелева и В.Б Миронова: «У каждого
народа свой путь в истории. Пути народов,
как и жизнь отдельных людей, отнюдь не
безошибочны. Всем свойственны заблуждения и просчеты. Но нельзя преступать
законы чести, разума и совести. Представляется, что духовно-личностная сфера как раз
и является наиболее точным и конкретным
выражением цивилизации».
Н.Я. Стрельцова,
директор Департамента образования
администрации г. Сургута,
заслуженный учитель школы РФ,
к.п.н., доцент,
член-корреспондент МАНПО
Литература:
1. Дурыгин Д.Н. О духовном и телесном здоровье. – Русская неделя, 2010.
2. Закон «Об образовании РФ».
3. Истоковедение. Серия «Социокультурные истоки». – М.: Издательский дом «Истоки», 2005, 2007.
4. Конституция Российской Федерации.
5. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, Воспитание, Культура в истории цивилизаций. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владас», 1998.
6. Педагогический энциклопедический
словарь. Научное издательство «Большая
Российская энциклопедия», М.:2008.
7. Рекомендации по применению Программы «Социокультурные истоки» в ФГОС
начального общего образования в качестве
основы программы духовно-нравственного
воспитания образовательного учреждения.
– М.: Издательский дом «Истоки», 2011.
8. Слободчиков В.И. Антропологическая
перспектива отечественного образования. –
Екатеринбург: Информационно-издательский
отдел Екатеринбургской епархии, 2010.
9. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро создания общего образования. /Под редакцией В.В. Козлова,
А.М. Кондакова. – М.: «Просвещение», 2009
|