«Радуйся, Русь Православную возлюбившая; радуйся, Веру истинную в ней утвердившая…
Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная!
Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».
Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Владимирской
Неразрывно и навечно слиты град Москва
и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую
и Владимирскую, а затем Московскую – Третий
Рим, «а четвертому же не
быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав
в себя мистическую связь
с древними империями,
исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом
единения и преемственности стал чудотворный
образ Владимирской.
Эту удивительную икону трудно описать словами,
ибо все они кажутся пустыми перед тем взором,
который смотрит на нас.
В этом взоре все: жизнь,
и смерть, и воскресение,
вечность, бессмертие.
По древнейшему преданию, святой евангелист,
врач и художник Лука
написал три иконы Богородицы. Посмотрев на
них, Пречистая сказала:
«Благодать Родившегося от
Меня и Моя да будет со
святыми иконами». Одна
из этих икон известна нам
под именем Владимирская.
До 450 года этот образ Владычицы пребывал
в Иерусалиме, а затем
был перенесен в Константинополь. В первой
половине XII столетия
Патриарх Царьграда Лука
Хризоверх послал икону
(вместе с другим образом Богородицы, известным как «Пирогощая») в дар великому
князю Юрию Владимировичу Долгорукому,
который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности,
некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году
Вышгород стал уделом князя Андрея, сына
Юрия Долгорукого.
Решив переселиться на родную для него
Суздальскую землю, князь Андрей без ведома отца взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны.
Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего
князя с усердием и радостью; оттуда князь
направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и,
несмотря на понукания, не пожелали идти
дальше. Запрягли свежих, но не пошли и те.
Пораженный, пал князь Андрей пред иконою
и слезно стал молиться. И тогда явилась ему
Богородица со свитком в руке и повелела
оставить образ Свой в граде Владимире, а
на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.
Князь поставил икону во Владимире, и
с этого времени – с 1160 года – она получила наименование Владимирская.
В 1164 икона сия сопровождала князя
Андрея Боголюбского в поход на волжских
булгар. Перед битвой князь исповедался и
причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!». Все воинство вслед
за своим князем со слезами приложилось
к чудотворной иконе и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты.
После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой.
Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет,
озаривший всю местность.
А на другом конце христианского мира,
но точно в тот же день и час византийский
император Мануил узрел свет от Креста
Господня и, подкрепленный сим знамением,
одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго
Рима 1 августа был установлен праздник
Происхождения (изнесения) Честных Древ
Животворящего Креста Господня, известный
в народе как Первый Спас.
Много иных чудес было явлено от чудотворного образа.
В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь
Божию. И тогда великий князь Московский
Василий Дмитриевич повелел принести икону
из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По
обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе,
взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: Крестный ход со всем городским духовенством, семья
великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле,
встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.
Было это 26 августа. «Весь град изыде
противу иконы на сретение ею», – свидетельствует летописец. Митрополит, великий
князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети
и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до
велика, со кресты и иконы, со псалмы и с
песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».
И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в
его шатре явлено было сонное видение: с
высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном
величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее…
Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики
татарские, разъяснили, что виденная им во
сне Жена есть Заступница православных,
Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И
тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.
И татары, и русские поражены были этим
событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!».
Благодарные москвичи выстроили на
месте встречи чудотворной 26 августа 1395
года Сретенский монастырь – «да не забудут
людие дел Божиих». Так после 242-летнего
пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву
и поставлена была в кремлевском соборе
в честь Успения Пречистой. Ее благодатной
силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского
царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана
Седи-Ахмета в 1459 году.
В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры
в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой
сильный и беспричинный страх, что Ахмат
не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться
Крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор
слывет Поясом Богородицы.
В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей
повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской.
Великий князь Василий Иванович едва успел
собрать войско, чтобы встретить татар на
дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая
их натиск, он медленно отходил к Москве.
В самую ночь осады инокиня кремлевского
Вознесенского монастыря увидела, как сквозь
запертые двери Успенского собора выходят
святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и
Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий
Радонежский – и пали ниц пред образом, моля
Пречистую не покидать собора Успенского и
народа московского. И возвратилась тогда
Заступница сквозь двери запертые.
Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм
и стали горячо молиться. А татарам снова
привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.
Так не единожды Отечество наше было
спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память
этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе: 21 мая (3 июня
по н. ст.) – в память спасения Москвы от
нашествия крымского хана Махмет-Гирея в
1521 году; 23 июня (6 июля по н. ст.) – в
память спасения Москвы от нашествия хана
Ахмата в 1480 году; 26 августа – в память
спасения Москвы от нашествия Тамерлана
в 1395 году.
Особый извод Владимирской иконы именуется «Древом государства Московского».
Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским
иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым
для церкви Троицы в Никитниках в Китайгороде. На ней изображены святители Петр
и Алексий, поливающие произрастающее
из-за кремлевской стены пышное древо;
на ветвях – медальоны с сонмом русских
святых, а в центре – овальный образ Владимирской. Как в иконе «Похвала Богоматери»
библейские пророки пишутся с развернутыми
свитками, на коих начертаны слова акафиста,
так и на этом образе Небесные покровители Руси славят и восхваляют Пречистую,
моля Ее о заступничестве за государство
Российское.
Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва,
Яко зарю солнечную восприимши, Владычице,
Чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе
И молящеся Тебе, взываем сице:
О Пречудная Владычице, Богородице,
Молися из Тебе воплощенному Христу
Богу нашему, да избавит град сей
И вся грады и страны христианския
Невредимы от всех навет вражиих,
И спасет души наша, яко Милосерд.
|
|