Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на Небо относится
к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа
уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником.
Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки
(Лк. 24:50-51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1:9-11; см. также
краткое изложение в Мк. 16:19).
Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель
неоднократно являлся ученикам, удостоверяя
их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая
к принятию обетованного Святого Духа (Ин.
16:7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца
(Лк. 24:49; Деян. 1:4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию,
на гору Елеон (Деян. 1:12) и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал
отдаляться от них и возноситься на небо,
будучи сокрыт облаком. И тогда явились два
мужа в белой одежде, которые возвестили
Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости
и благоговения, вернулись в Иерусалим
(Лк. 24:52), где через несколько дней на них
сошел Святой Дух (Деян. 2:1-4).
Таким образом становится несомненным,
что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно.
Последнее обстоятельство, в свою очередь,
объясняет, почему Вознесение с
древнейших времен
было прочно укоренено в системе богословского знания.
Уже в вероисповедных формулах
I-II веков о Вознесении Господнем
говорится как об
одном из основных
событий земного
служения Иисуса
Христа. В большинстве древних символов веры рассматриваемое событие
упоминается вслед
за Воскресением.
Например, в Никео-Цареградском символе: «И возшедшаго на Небеса и
седяща одесную Отца». Важность
события Вознесения
неизменно подчеркивается и в большинстве
древних евхаристических молитв (анафор).
После Своего Вознесения Христос не
оставил мир, но пребывает в нем в Святом
Духе, Которого Он послал от Отца. Через
действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в Таинствах Церкви.
Об искупительном значении Вознесения
говорится в Послании к евреям (1:3; 9:12).
Искупление завершилось после того, как
распятый и воскресший Христос, вознесшись,
вошел со Своей Кровию в Небесное святилище (Евр. 9:12, 24-26).
Главным следствием Вознесения Господ-
ня стало то, что с отмеченного момента человеческая природа получила полное участие
в Божественной жизни и вечном блаженстве.
Христос пребывает
Богочеловеком вовеки и во второй раз
придет на землю таким же образом, каким взошел на небо
(Деян. 1:11), но уже
«с силою и славою
великою» (Мф. 24:30;
Лк. 21:27). Вознесение Господне имеет
непреходящую роль и
как образ обожения
каждого верующего
во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут
в день Его второго
пришествия, однако вознесены будут
только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство
по Евангелию».
Источники V века однозначно выделяют
Вознесение Господне в отдельный праздник –
на сороковой день после Пасхи, что должно
было подчеркнуть благодатную роль Святого
Духа в домостроительстве спасения. Понятно,
что Вознесение было отнесено с тематической
точки зрения в Господские, с календарной –
в переходящие, а с уставной – в великие,
двунадесятые праздники.
На святой Руси всегда было много храмов в честь Вознесения Господня. Милостью Божией, по благословению Его Высокопреосвященства, Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия я служу в храме
Вознесения Господня в п. Горноправдинск
Ханты-Мансийского района.
Предположительно, село Филинское (Горноправдинск) возникло на берегу Иртыша в
1682 году.В селе Филинском первый храм
был построен в 1714 году по благословению
Митрополита Филофея Лещинского, а в период первых поселенцев жители обходились
деревянной часовней. Храм часто перестраивали, так как он стоял вблизи обваливающегося берега Иртыша. Согласно архивным
данным (Справочная книга Тобольской епархии, с. 25 (3-е благочиние Тобольского уезда)) известно, что в 1755 году был построен
и освящен храм в честь Вознесения Господня. В 1835 году из-за ветхости здание старой
церкви снесли, и прихожанами была построена новая каменная одноэтажная церковь, которая чудом уцелела до наших дней.
Согласно приказу Департамента культуры
и искусства Ханты-Мансийского автономного
округа храм Вознесения Господня п. Горноправдинск внесен в список объектов, представляющих историческую, художественную
и иную культурную ценность с наименованием «Каменная церковь». В 2008 году за
счет средств, предусмотренных программой,
было произведено предпроектное обследование состояния конструкций храма и определены объемы работ по реконструкции. В настоящее время подготовлен проект реставрации. Проект благословлен Высокопреосвященнейшим Димитрием, Архиепископом Тобольским и Тюменским.
К сожалению, ввиду сокращения программы, вызванного кризисной ситуацией в
стране, в настоящее время реставрационные
работы не ведутся. Прихожане со смирением и надеждой молятся, уповая на помощь
властей, и верят, что придет время, когда
засияют купола храма и зазвонят колокола
на Горноправдинской земле.
Иерей Александр Мензелинцев,
настоятель храма Вознесения Господня,
п. Горноправдинск
|