ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№6 2010 г.         

Перейти в раздел [Проповедь]

«Илиотропион» – сокровище духовное

Книга «Илиотропион, или Сообразование воли человеческой с Божественной волей» является главным богословским трудом великого сибирского святого – святителя Иоанна (Максимовича), Митрополита Тобольского и всея Сибири. Вышедши по благословению (в то время архиепископа) Иоанна в 1714 г. в Чернигове, эта книга сразу привлекла к себе интерес как читателей, так и издателей. За короткое время она выдержала несколько переизданий. В XIX в. профессором Иваном Андреевичем Максимовичем был выполнен перевод книги с церковнославянского на русский язык.

Святитель Иоанн Тобольский в качестве оригинального латинского текста пользовался текстом произведения немецкого писателя и проповедника монаха Иеремии Дрекселя (1581–1638), еще в 1627 г. в Мюнхене издавшего сочинение «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina» (Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной) в пяти книгах. В 1630 г. «Илиотропион» Дрекселя был переведен на польский язык, а в 1688 г. в Москве издан перевод с польского на русский, выполненный иеродиаконом Феофаном. Святитель Иоанн (Максимович) использовал для своего перевода оригинальный латинский текст, несколько переработав его и адаптировав для православного и, в частности, русского читателя.

Приводим здесь выдержки из «Илиотропиона».

Сообразование с Божественной волей

Как горести греховные (частного человека), так и мирские, обыкновенно называемые естественными, бедствия, как то: голодовки, засухи, моровые поветрия и тому подобные, часто не имеющие непосредственного отношения ко греху (частного лица), происходят по воле Божией. А потому все человеческие бедствия и горечи положительно происходят по воле Божией ради достижения праведных целей промысла Божиего. Один только грех противен Богу (подобно тому, как зло противно добру, или ложь противна истине), но попускается Богом ради не нарушения личной человеческой воли или его свободы.

…Тот, кто старается погасить пожар, победить своего врага, уврачевать болезнь, – тот сопротивляется не воле Божественной, наказывающей нас за неправды наши, но противопоставляет себя той причине (вине), которая преследует его и которую ненавидит сам Бог. Дом подожжен по злобе или ненависти, корыстолюбию – все эти побуждения к поджогу виновны и грешны, но сопротивляться им не возбранено всякому. Кто врачует болезнь, тот не воле Божьей сопротивляется, но человеческому страданию, ибо едва ли приключается какая-либо болезнь, которая бы не была последствием нарушения правил гигиены (обжорство, невоздержание, неопрятность и т.п.), следовательно сопротивляется болезнетворным причинам. Также: кто оружием сопротивляется врагу, сопротивляется не Богу, но тому, кто несправедливо начинает войну.

Почему Бог попускает то или другое

Бесконечная благость Божия никогда бы не попустила быть на земле беззакониям, если бы отсюда она не производила величайших благ и сделанное по злобе не обращала бы во спасение.

Если бы Бог не попускал грехопадения, и не исправлял допущенных, и через это не производил бы от злых деяний добрых последствий, то едва ли бы могли мы узнать присущую Богу правду, карающую злых и награждающую добрых.

Как узнать волю Господню

1) Все то, что отвлекает нас от Бога, – противно воле Божией, все же, что приводит нас к Богу, – согласно с волей Божией. «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1 Фесc. 4:3), но не только от блуда плотского, но и от всякого заблуждения, тем более – противозаконного. Кто почувствует в себе такое заблуждение, должен сказать самому себе: это дело (предполагаемое мной), эта дружба, это приобретение (купля – продажа или что-либо другое), такой образ жизни – не сделает меня нравственно лучшим, потому что отвлекает от Бога.

2) Воля Божия вразумительно и определенно изъясняется для нас законом Божиим и Церковными постановлениями. А потому мы должны при встретившемся нам каком-либо сомнении изыскивать: чего заповеди Божии и Церковные предания требуют от нас, и не только то, чего они требуют, но и то обдумать, что соответствует им (хотя точно и не определено) и сходно с их духом.

3) За все (как за доброе, так и неприятное) благодарите; ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Наша благодарность Богу за все, чтобы ни приключилось с нами, весьма благотворна для нас в положениях наших, в тревогах и скорбях, тем более тогда, когда мы что-нибудь доброе получаем. Прекрасно выразился об этом святой Иоанн Златоуст: «Потерпел ли ты нечто злое – если не желаешь, чтобы оно было злом для тебя, – благодари Бога, и вот уже это зло превратилось в добро – в этом высокая мудрость».

4) Для разрешения своих сомнений, как поступить согласно с волей Божиею в том или другом деле, проси совета и вразумления у своих духовных отцов и начальников наших, которым мы поручили свою совесть и всю нравственную деятельность своей жизни. Говоря вообще, обращайся за разрешением своих недоумений ко всем предержащим властям, воля которых (исключая воли на дела греховные) есть воля Божия. Все, что они советуют (кроме греха), должны мы принимать как переданное нам чрез них самим Богом и должны исполнить.

5) Если же время или место не позволяют испросить совета, человек сам в себе должен рассудить о своем сомнении относительно уразумения воли Божественной – как поступить ему согласно с ней в предстоящем ему деле. Бог не оставит молитвенного его желания – во всем исполнять волю Божию – и неожиданно разрешит его сомнение.

6) Познанию воли Божественной весьма много способствует молитвенное обращение святого Павла к Богу с вопрошением: «Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6).

Примечание. Если кто, долго моля Бога об исполнении какой-либо его просьбы, не получает просимого, то пусть знает он, что Милосердный Отец Небесный не спешит исполнить его просьбу или потому, что просимое не в пользу послужит просителю, или же отлагает исполнение просьбы для того, чтобы заставить просителя почаще молиться и приучить его к терпению для большей награды.

7) Никто из находящихся в живых не может вернее узнать волю Божию относительно преднамереваемых им поступков, кроме того, кто искренне, сердечно желает во всем поступать согласно воле Божией. Такое желание его будет истинно служить ему руководящей нитью в лабиринте к устранению встречающихся ему на пути неудобств и заблуждений в уразумении воли Божией в предпринимаемом деле.

Сообразование человеческой воли с Божественной

…Только долготерпеливая воля человеческая так крепко соединяет человека с Богом, что чем более скапливается над ним невзгод и печали, тем более утверждается его надежда на помощь Божию. При этом он всегда взывает к Богу: по святой воле Твоей, по множеству благости и милосердия Твоего поступай со мною, Господи! «Если десять лет, двадцать, тридцать и более стану повторять Тебе мою просьбу, то не прекращу ее и не назначу Тебе никакого срока для удовлетворения ее. Если бы даже несомненно было мне известно, что прошение мое не будет услышано, и тогда уверенность моя в Твоей благости, вера моя в Тебя, Господи Боже мой, учит и утверждает меня в том, что я не буду отпущен Тобой без ничего. Если не дашь просимого мной у Тебя, то наградишь меня лучшим, нежели просимое». В этом удостоверяет нас пророк Аввакум, говоря: «Хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Аввак. 2:3).

Бог предвидит всю жизнь каждого из нас во всей ее совокупности настоящего, прошедшего и будущего времени, в полном ее движении, со всеми ее обстоятельствами в каждое время, как бы жизнь каждого совершалась на Его (Божией) длани, перед Его глазами. И Он содействует к спасению каждого невидимо, но разумно, или точнее сказать – премудро, распоряжаясь многоразличными средствами или событиями, сладкими для нас или же горькими, приятными или противными

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.