Первые иностранные путешественники,
побывавшие в Сибири в XVII – XVIII веках,
в своих отчетах о посещении восточных
земель Российской империи обязательно
писали, что у русских в Сибири два Бога:
Иисус и Святой Николай. И их выводы были
небезосновательны. Действительно, в Сибири
уже в те далекие годы сложился совершенно
особый культ почитания этого святого. К
нему обращались за помощью и путники,
заблудившиеся в непогоду, и торговые люди
при заключении торговых сделок. Обращает
на себя внимание появление и распространение в Сибири огромного количества производных от имени этого святого: Святой
Николай, Никола Угодник, Никола (Микола)
Милостивый, Никола Заступник и многие
другие. Практически в каждом сибирском
регионе было свое собственное имя у Николая Чудотворца.
Что же способствовало появлению и
развитию особого отношения сибиряков к
святому Николаю Чудотворцу? Причин много,
но мы назовем только две из них, давшие
начало этому явлению. Прежде всего, еще
первые мореходы – поморы*, освоившие
берега Обской губы в XV веке, свято чтили
святого Николая как помощника и защитника
моряков. На мачте почти каждого коча**
была прикреплена икона с изображением
этого святого. Впоследствии дело поморов
продолжили купцы и промышленники, приплывавшие на Обской Север по Оби и Иртышу и осваивавшие реки Надым, Пур и Таз.
Они также несли с собой на Крайний Север
свет Православия и веру в заступничество
Николая Чудотворца.
Во-вторых, первыми русскими людьми,
осевшими на постоянное жительство в Сибири, были последователи атамана Ермака –
сибирские казаки, а они тоже очень почитали
святого Николая. Общеизвестно, что в первом
походе казачьей рати Ермака Тимофеевича
находился походный храм во имя Святителя
Николая Чудотворца, при котором служили
три священника и монах. Фактически с этим
храмом и образом Святителя православный русский народ в лице казаков пришел
и утвердился в Сибири. И свой войсковой
праздник – день создания Сибирского казачьего войска – сибирцы отмечают 19 декабря
в день святого Николая Чудотворца.
Особое отношение сибиряков к Николаю
Чудотворцу проявилось в строительстве
большого числа храмов и часовен, освященных на Обском Севере в честь этого
святого. Самая первая обдорская церковь
была построена в 1602 году и освящена в
честь святителя Кесария Каппадокийского,
более известного в народе под именем
Василия Великого. Далее, в 1751 году, в
Обдорске была построена новая церковь
взамен первой обветшавшей. Освящена она
была в честь святого Василия Великого,
но с приделом во имя Святителя Николая
Мирликийского. Впоследствии в 1823 году
она была перестроена и освящена во имя
святых апостолов Петра и Павла, а приделы
по левую и правую сторону сохранили имена
прежних святителей – Василия Великого и
Николая Чудотворца.
В сентябре 1894 года в Обдорске была
открыта новая, каменная, церковь. Свое
название она унаследовала от прежней,
деревянной, и была освящена епископом
Тобольским и Сибирским Агафангелом во
имя первоверховных апостолов Петра и
Павла. Старый храм перешел в полное
владение Обдорской духовной миссии, был
переосвящен в честь иконы Божией Матери
«Всех Скорбящих Радость» и полностью задействован в деле распространения христианства среди коренного населения.
В 1904 году к старому деревянному
храму были пристроены два придела: правый – в честь святого Василия Великого и
левый – в честь святителей Николая Мирликийского и Гурия Казанского. До тридцатых
годов прошлого века храм первоверховных
апостолов Петра и Павла был действующим.
В 1991 году его возвратили верующим, а
26 апреля 1998 года восстановленный храм
был освящен Архиепископом Тобольским
и Тюменским Димитрием в честь святых
первоверховных апостолов Петра и Павла,
правый придел – в честь преподобного Сергия Радонежского и левый – в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
В самом северном оплоте Православия
на севере Тобольского края – Кондинском
монастыре, внесшем большой вклад в дело
миссионерства среди коренного населения
севера западной Сибири, – в 1731 году по
благословению митрополита Тобольского и
Сибирского Антония (Стаховского), при настоятеле монастыря игумене Иоанне был заложен
каменный храм во имя Пресвятой Троицы с
двумя приделами – Казанской иконы Божией
Матери и Святителя Николая Чудотворца,
который освятили 22 февраля 1758 года.
В первой половине XVIII века на правом
берегу реки Таз, примерно в сорока километрах выше по течению от современного
районного центра Красноселькуп была построена Тазовская Николаевская церковь.
Точную дату основания названной церкви
установить сложно. Но факт ее существования в 1740 году неоспорим. Одной из
целей строительства Тазовской Николаевской
церкви было ведение миссионерской деятельности среди кочующего населения рек
Таз, Пур, Турухан и Вах. Для совершения
крещения и исполнения православных треб
священнослужители Тазовской Николаевской
церкви совершали поездки по всем, даже
самым отдаленным, стойбищам, используя
для передвижения летом лодки, а зимой –
оленьи упряжки.
В 1899 году на реке Надым в национальном поселении Хэ*** был построен и
освящен в честь Николая Мирликийского
Хэнский молитвенный дом. Впоследствии в
долине реки Надым кроме Хэнского стана
были выстроены часовня и два молитвенных
дома в местности Пуйко и Нанги. Надымская
часовня, построенная в 1901 году на личные
средства настоятеля Обдорской духовной
миссии иеромонаха Иринарха, находилась в
восьмидесяти километрах южнее селения Хэ
и была освящена в честь святых покровителей Обдорского края Николая Мирликийского
и Гурия Казанского.
Для активного распространения слова
Божиего среди коренного населения, проживающего на полуострове Ямал и в районе
рек Надым, Пур и Таз, в 1854 году была
создана первая походная церковь. Освящена первая походная церковь была в честь
святых апостолов Андрея Первозванного
и Петра Первоверховного, а для нужд ее
архиепископом Тобольским и Сибирским
Евлампием (Пятницким) была подарена
икона Николая Чудотворца. Позже были
созданы еще несколько походных церквей,
действовавших на Обском Севере, и в каждой из них обязательно были иконы Николая
Чудотворца.
В наше время множество храмов на
Ямале по-прежнему освящено в честь Николая Чудотворца. Например, жители городов
Надым, Губкинский и Тарко-Сале благодарят
Бога за то, что в их городах храмы освящены в честь одного из самых почитаемых в
Сибири святых – Николая Чудотворца.
К Николаю Чудотворцу у коренных
северян – ненцев, ханты и селькупов – совершенно особое отношение. Он является
одним из немногих христианских святых,
которые были сразу признаны коренным
населением и включены им в собственный
божественный пантеон. Это важный факт,
поскольку на первом этапе христианизации
и после принятия крещения коренные северяне еще долго оставались фактически двоеверцами: они поклонялись и своим старым
языческим богам, и Иисусу Христу. Как ни
удивительно, но в лесных жилищах народов
ханты и чумах ненцев и селькупов легко и
свободно «уживались» языческие идолы и
православные иконы Николая Чудотворца,
глубоко чтимые и бережно хранимые ими
по сей день.
У многих северных народов, например,
у лесных и тундровых ненцев, встречаются
детские сказки, где добрым героем выступает Николай Чудотворец. Ненцы называют его
Луса-Вэсако – Русский Старик или Старик-Миколай (Миколай-Вэсако). Жители тайги и
тундры считают, что Старик-Миколай ведает
вопросами установления хорошей погоды и
помогает на охоте и промыслах. По всей
видимости, основой для создания этих сказок
стали молитвы и житие святого, услышанные
ненцами от священнослужителей и вошедшие
в национальный ненецкий фольклор. Во всех
ненецких сказках Русский Старик всегда приходит на помощь тем, кто в ней нуждается,
борется с несправедливостью, помогает
детям и побеждает злых духов. В некоторых
сказках Русский Старик даже имеет жену
– хранительницу семейного очага, которая
всегда и во всех делах помогает ему добрым советом. Несмотря на своеобразную
адаптацию жизни Николая Чудотворца под
местные условия, Святитель Николай остается носителем доброты, справедливости и
мудрости.
И в наше время, посетив национальные
поселения, стойбища или рыбацкие станы
коренных северян, вы обязательно увидите
в их жилищах иконы и встретите горячих
почитателей Святителя Николая Чудотворца. Он является им на помощь в нуждах и
опасностях их сложной жизни: выводит на
дорогу гибнущих от бурана; выводит, как
крепкий кормчий, из бурь, когда лодки их
попадают под власть рассвирепевшей стихии. Помня милосердие и помощь своего
помощника, они, посещая города и поселки
Обского Севера, в которых стоят православные храмы, обязательно заходят в
них и, с умилением найдя икону Николая
Чудотворца, признают в ней являющегося
им Чудотворца, ставят перед его иконой
свечи и благодарят за помощь и покровительство.
Петр Колесников.
г. Тарко-Сале, ЯНАО
* Поморы – русское население современной Архангельской области, потомки новгородцев. В поисках богатых промыслов уже
в XIV – XV веках ими был освоен «морской
ход» в устье Оби и в Мангазею.
** Коч – уникальное русское полярное
судно, созданное поморами, жившими на
берегу Белого моря. Особенности конструкции этого судна делали его максимально
приспособленным к плаваниям в ледовой
обстановке. Русский коч – один из символов
освоения Северного морского пути.
*** По одной из версий, название селения
Хэ дословно переводится с местного диалекта ненецкого языка как «глубоководное,
святое место». Впоследствии в 30-х годах
прошлого века в этом селении был в ссылке
митрополит Петр Крутицкий (Полянский Петр
Федорович).
|