ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№6 2010 г.         

О почитании Святителя Николая на Обском Севере

Первые иностранные путешественники, побывавшие в Сибири в XVII – XVIII веках, в своих отчетах о посещении восточных земель Российской империи обязательно писали, что у русских в Сибири два Бога: Иисус и Святой Николай. И их выводы были небезосновательны. Действительно, в Сибири уже в те далекие годы сложился совершенно особый культ почитания этого святого. К нему обращались за помощью и путники, заблудившиеся в непогоду, и торговые люди при заключении торговых сделок. Обращает на себя внимание появление и распространение в Сибири огромного количества производных от имени этого святого: Святой Николай, Никола Угодник, Никола (Микола) Милостивый, Никола Заступник и многие другие. Практически в каждом сибирском регионе было свое собственное имя у Николая Чудотворца.

Что же способствовало появлению и развитию особого отношения сибиряков к святому Николаю Чудотворцу? Причин много, но мы назовем только две из них, давшие начало этому явлению. Прежде всего, еще первые мореходы – поморы*, освоившие берега Обской губы в XV веке, свято чтили святого Николая как помощника и защитника моряков. На мачте почти каждого коча** была прикреплена икона с изображением этого святого. Впоследствии дело поморов продолжили купцы и промышленники, приплывавшие на Обской Север по Оби и Иртышу и осваивавшие реки Надым, Пур и Таз. Они также несли с собой на Крайний Север свет Православия и веру в заступничество Николая Чудотворца.

Во-вторых, первыми русскими людьми, осевшими на постоянное жительство в Сибири, были последователи атамана Ермака – сибирские казаки, а они тоже очень почитали святого Николая. Общеизвестно, что в первом походе казачьей рати Ермака Тимофеевича находился походный храм во имя Святителя Николая Чудотворца, при котором служили три священника и монах. Фактически с этим храмом и образом Святителя православный русский народ в лице казаков пришел и утвердился в Сибири. И свой войсковой праздник – день создания Сибирского казачьего войска – сибирцы отмечают 19 декабря в день святого Николая Чудотворца.

Особое отношение сибиряков к Николаю Чудотворцу проявилось в строительстве большого числа храмов и часовен, освященных на Обском Севере в честь этого святого. Самая первая обдорская церковь была построена в 1602 году и освящена в честь святителя Кесария Каппадокийского, более известного в народе под именем Василия Великого. Далее, в 1751 году, в Обдорске была построена новая церковь взамен первой обветшавшей. Освящена она была в честь святого Василия Великого, но с приделом во имя Святителя Николая Мирликийского. Впоследствии в 1823 году она была перестроена и освящена во имя святых апостолов Петра и Павла, а приделы по левую и правую сторону сохранили имена прежних святителей – Василия Великого и Николая Чудотворца.

В сентябре 1894 года в Обдорске была открыта новая, каменная, церковь. Свое название она унаследовала от прежней, деревянной, и была освящена епископом Тобольским и Сибирским Агафангелом во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Старый храм перешел в полное владение Обдорской духовной миссии, был переосвящен в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и полностью задействован в деле распространения христианства среди коренного населения.

В 1904 году к старому деревянному храму были пристроены два придела: правый – в честь святого Василия Великого и левый – в честь святителей Николая Мирликийского и Гурия Казанского. До тридцатых годов прошлого века храм первоверховных апостолов Петра и Павла был действующим.

В 1991 году его возвратили верующим, а 26 апреля 1998 года восстановленный храм был освящен Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, правый придел – в честь преподобного Сергия Радонежского и левый – в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

В самом северном оплоте Православия на севере Тобольского края – Кондинском монастыре, внесшем большой вклад в дело миссионерства среди коренного населения севера западной Сибири, – в 1731 году по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Антония (Стаховского), при настоятеле монастыря игумене Иоанне был заложен каменный храм во имя Пресвятой Троицы с двумя приделами – Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца, который освятили 22 февраля 1758 года. В первой половине XVIII века на правом берегу реки Таз, примерно в сорока километрах выше по течению от современного районного центра Красноселькуп была построена Тазовская Николаевская церковь. Точную дату основания названной церкви установить сложно. Но факт ее существования в 1740 году неоспорим. Одной из целей строительства Тазовской Николаевской церкви было ведение миссионерской деятельности среди кочующего населения рек Таз, Пур, Турухан и Вах. Для совершения крещения и исполнения православных треб священнослужители Тазовской Николаевской церкви совершали поездки по всем, даже самым отдаленным, стойбищам, используя для передвижения летом лодки, а зимой – оленьи упряжки.

В 1899 году на реке Надым в национальном поселении Хэ*** был построен и освящен в честь Николая Мирликийского Хэнский молитвенный дом. Впоследствии в долине реки Надым кроме Хэнского стана были выстроены часовня и два молитвенных дома в местности Пуйко и Нанги. Надымская часовня, построенная в 1901 году на личные средства настоятеля Обдорской духовной миссии иеромонаха Иринарха, находилась в восьмидесяти километрах южнее селения Хэ и была освящена в честь святых покровителей Обдорского края Николая Мирликийского и Гурия Казанского.

Для активного распространения слова Божиего среди коренного населения, проживающего на полуострове Ямал и в районе рек Надым, Пур и Таз, в 1854 году была создана первая походная церковь. Освящена первая походная церковь была в честь святых апостолов Андрея Первозванного и Петра Первоверховного, а для нужд ее архиепископом Тобольским и Сибирским Евлампием (Пятницким) была подарена икона Николая Чудотворца. Позже были созданы еще несколько походных церквей, действовавших на Обском Севере, и в каждой из них обязательно были иконы Николая Чудотворца.

В наше время множество храмов на Ямале по-прежнему освящено в честь Николая Чудотворца. Например, жители городов Надым, Губкинский и Тарко-Сале благодарят Бога за то, что в их городах храмы освящены в честь одного из самых почитаемых в Сибири святых – Николая Чудотворца.

К Николаю Чудотворцу у коренных северян – ненцев, ханты и селькупов – совершенно особое отношение. Он является одним из немногих христианских святых, которые были сразу признаны коренным населением и включены им в собственный божественный пантеон. Это важный факт, поскольку на первом этапе христианизации и после принятия крещения коренные северяне еще долго оставались фактически двоеверцами: они поклонялись и своим старым языческим богам, и Иисусу Христу. Как ни удивительно, но в лесных жилищах народов ханты и чумах ненцев и селькупов легко и свободно «уживались» языческие идолы и православные иконы Николая Чудотворца, глубоко чтимые и бережно хранимые ими по сей день.

У многих северных народов, например, у лесных и тундровых ненцев, встречаются детские сказки, где добрым героем выступает Николай Чудотворец. Ненцы называют его Луса-Вэсако – Русский Старик или Старик-Миколай (Миколай-Вэсако). Жители тайги и тундры считают, что Старик-Миколай ведает вопросами установления хорошей погоды и помогает на охоте и промыслах. По всей видимости, основой для создания этих сказок стали молитвы и житие святого, услышанные ненцами от священнослужителей и вошедшие в национальный ненецкий фольклор. Во всех ненецких сказках Русский Старик всегда приходит на помощь тем, кто в ней нуждается, борется с несправедливостью, помогает детям и побеждает злых духов. В некоторых сказках Русский Старик даже имеет жену – хранительницу семейного очага, которая всегда и во всех делах помогает ему добрым советом. Несмотря на своеобразную адаптацию жизни Николая Чудотворца под местные условия, Святитель Николай остается носителем доброты, справедливости и мудрости.

И в наше время, посетив национальные поселения, стойбища или рыбацкие станы коренных северян, вы обязательно увидите в их жилищах иконы и встретите горячих почитателей Святителя Николая Чудотворца. Он является им на помощь в нуждах и опасностях их сложной жизни: выводит на дорогу гибнущих от бурана; выводит, как крепкий кормчий, из бурь, когда лодки их попадают под власть рассвирепевшей стихии. Помня милосердие и помощь своего помощника, они, посещая города и поселки Обского Севера, в которых стоят православные храмы, обязательно заходят в них и, с умилением найдя икону Николая Чудотворца, признают в ней являющегося им Чудотворца, ставят перед его иконой свечи и благодарят за помощь и покровительство.

Петр Колесников.
г. Тарко-Сале, ЯНАО


* Поморы – русское население современной Архангельской области, потомки новгородцев. В поисках богатых промыслов уже в XIV – XV веках ими был освоен «морской ход» в устье Оби и в Мангазею.

** Коч – уникальное русское полярное судно, созданное поморами, жившими на берегу Белого моря. Особенности конструкции этого судна делали его максимально приспособленным к плаваниям в ледовой обстановке. Русский коч – один из символов освоения Северного морского пути.

*** По одной из версий, название селения Хэ дословно переводится с местного диалекта ненецкого языка как «глубоководное, святое место». Впоследствии в 30-х годах прошлого века в этом селении был в ссылке митрополит Петр Крутицкий (Полянский Петр Федорович).

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.