XIV Всемирный русский народный
собор, рассмотрев тему «Национальное
образование: формирование целостной
личности и ответственного общества»,
обращается к согражданам и соотечественникам с Соборным словом.
2010 год объявлен в нашей стране Годом
учителя, что свидетельствует об особом внимании государства к вопросам образования.
На протяжении XVIII, XIX и большей части
XX веков школа в России была не только
средством передачи знаний, но и ключевым
инструментом нравственного воспитания.
Благодаря энтузиазму и подвижническому
труду российского учительства эта традиция
продолжается и сейчас. Педагогическое наследие русской и советской школы, школы
Магницкого, Ушинского и Макаренко, бережно хранится и приумножается лучшими
учителями России. Во многом именно им
мы должны быть признательны за то, что
подрастающее поколение не до конца утратило способность к восприятию ценностей,
накопленных за предыдущие эпохи.
Вместе с тем общее состояние образовательной сферы по-прежнему внушает
чувство беспокойства и тревоги. Вот почему образовательная политика в нашем
государстве требует перемен, особенно
актуальных в свете разработки нового закона «Об образовании», участие в которой
должно принимать все общество.
Каждодневный труд педагогов, их личные
усилия и самоотверженная преданность своему делу порой не приносят должного плода
из-за системных сбоев и концептуальных
ошибок в работе образовательного процесса, уходящих корнями в 1990-е годы. Именно тогда был провозглашен принципиально
ложный подход, согласно которому школа
и вуз не должны заниматься воспитанием
подрастающего поколения, ограничившись
лишь передачей знаний.
Последствия таких установок сегодня
очевидны для всех. Наша страна, находясь
в условиях глобального экономического
кризиса, все сильнее сталкивается с более
опасным для нее кризисом нравственным,
ведущим к разрушению человеческой личности.
В эпицентре этого кризиса оказалась
молодежь. Рыночные реформы, начавшиеся
после распада ССР , прошли на фоне радикального слома веками складывающейся
в России системы этических принципов,
разрушить которую не смог даже период
официального безбожия. Последствия этого
слома дают знать о себе сегодня, создавая
препятствия для реализации планов построения в России инновационной экономики, экономики знаний. Криминализация
общества, имевшая место в последнее
десятилетие ХХ века, наложила глубокий отпечаток не только на поведение некоторых
предпринимателей и чиновников, но и на
мироощущение многих простых граждан.
Сегодня мы являемся свидетелями того,
как безнравственные и циничные представления о личности человека, его отношениях
с другими людьми, обязанностях перед
обществом и государством все сильнее проникают в молодежную среду, усваиваются
частью студенчества и даже школьников.
Имея перед глазами пример материального преуспеяния людей, перешагнувших
ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести,
находясь в поле воздействия массовой
культуры, пропагандирующей культ потребления и гедонизм, молодежь предстает
духовной ослабленной и нравственно дезориентированной.
В атмосфере порока и греха личность
молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную
массу иждивенчески настроенных эгоистов.
В этих условиях важнейшими факторами,
обеспечивающими целостность личности
молодого человека, направляющими его к
созидательному труду и патриотическому
служению, остаются вера и восходящая к
ней духовная культура.
Собор призывает к тому, чтобы приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям осуществлялось
через преподавание всего комплекса
гуманитарных дисциплин. Высокая миссия
учителей русского языка и литературы состоит в том, чтобы в полной мере раскрыть
нравственный потенциал этих предметов,
построить через них мост к духовному
наследию нашего народа. Столь же важную роль играет и преподавание истории,
которое является важнейшим компонентом
патриотического воспитания и сохранения
народной памяти. Особую актуальность
это приобретает в нынешнем году, когда
отмечается 65-летие Победы в Великой
Отечественной войне.
Разгром фашизма стал возможен благодаря героизму и самопожертвованию
народов нашей страны, в массе своей
оставшихся верными традиционным нравственным и религиозным ценностям вопреки
гонениям.
Сегодня эти ценности, имеющие свой
исток не в нынешнем временном бытии, а
в вечности, прививают надежный иммунитет к криминальному и безнравственному
поведению, служат прочным фундаментом
развитого правосознания и социальной ответственности. Именно из людей, которым
в полной мере присущи такие ценности,
только и могут сложиться крепкие семьи и
ответственное общество.
Семья и школа создают для подрастающего поколения духовную среду, в которой
происходит формирование личности будущего гражданина. Кризис, который переживает
ныне система образования, делает все
более актуальным вопрос о восстановлении
традиций семейной педагогики, вплоть до
перевода детей на домашнее обучение в
том случае, если родители могут гарантировать его качество и выполнить все
требования органов образования. Принятие
закона о реформе финансирования сети
бюджетных учреждений позволяет ставить
вопрос о государственной поддержке различных видов и форм образовательной
деятельности, в том числе церковных и
семейных школ. Благодаря этому права
родителей в сфере образования их детей
существенно расширяются.
Вместе с тем, возникновение новых
возможностей для участия Церкви и семьи
в образовательном процессе не следует
рассматривать в контексте конкуренции
с системой государственных общеобразовательных школ, где учится сегодня
большинство российских детей. Памятуя об
их судьбе, участники Собора призывают к
максимальному сохранению сельских школ
и библиотек, являющихся во многих местах единственными очагами образования,
воспитания и культуры. Необходимо также
повышать социальный статус учителя – без
этого качество народного просвещения
будет неуклонно падать. Нужно сохранить
образовательную роль музеев и других
учреждений культуры и науки. Наконец,
страна нуждается в полноценном, общедоступном образовательном телеканале.
Крайне отрицательное влияние на молодежь по-прежнему оказывают наркомания
и пьянство. Мы выражаем благодарность
государственному руководству России за
внимание к рекомендациям XIII Всемирного
русского народного собора, касающимся
защиты от алкогольной угрозы. Просим
принять самые неотложные и эффективные
меры в этом направлении, несмотря на
любое противодействие заинтересованных
групп влияния и структур, вызванное разнообразными, в том числе коммерческими,
интересами. Обращаемся в Министерство
образования и науки России с просьбой
включить в учебную программу общеобразовательных школ, в рамках преподавания
Основ безопасности жизнедеятельности,
специальные уроки, посвященные этой актуальной для нашей страны проблеме. Для
этой цели Церковно-общественный совет по
защите от алкогольной угрозы готов безвозмездно передать девять фильмов и 40
роликов, созданных по инициативе Собора,
и авторские права в отношении них. Епархиальным Преосвященным и духовенству
рекомендуем поддерживать создание региональных отделений Церковно-общественного
совета по защите от алкогольной угрозы и
деятельность этих отделений.
Развитие новых форм образовательной
деятельности должно содействовать обогащению общенационального педагогического
опыта, стать площадкой для внедрения
новых методик духовно-нравственного
воспитания, которые могут затем быть
использованы в масштабе всей страны.
Участники Собора твердо убеждены в
том, что создание оптимальных условий
для нравственного воспитания и духовного
просвещения подрастающего поколения
возможно лишь на основе теснейшего сотрудничества государства, школы, семьи и
Церкви, равно как и других традиционных
религиозных общин России.
Не должны оставаться в стороне от
этого процесса и те, на ком лежит ответственность за военно-патриотическое
воспитание молодежи. Всемирный русский
народный собор считает необходимым возродить широко практиковавшееся в прошлом
взаимодействие школьных образовательных
учреждений с армией, другими силовыми
структурами, учреждениями ДОСА Ф, армейское шефство над школами, широкое
участие воинских частей, ветеранов армии и
флота в воспитательной работе. Важнейшим
направлением патриотического воспитания
молодого поколения является совершенствование и дальнейшее расширение системы
суворовского, нахимовского и кадетского
образования.
Всемирный русский народный собор
считает безосновательными и ложными
утверждения о том, что вовлечение в образовательный процесс традиционных религий
негативно скажется на межнациональных и
межконфессиональных отношениях. Как показывает практика, чем сильнее ощущают
молодые люди приверженность религиозным
и нравственным идеалам, тем больше они
обнаруживают способность к гражданской
самоорганизации, тем лучше находят общий
язык с представителями других национальных и конфессиональных групп.
Диалог студентов и школьников, принадлежащих к числу приверженцев традиционных религий, является важным
инструментом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, предотвращения
конфликтов на этнической почве. Существуя
в близкой всем традиционным религиям нашей страны системе нравственных координат, молодые верующие легко находят общий
язык, стремятся предотвращать конфликтные
ситуации, активно препятствуют распространению агрессивно-националистических,
расистских и экстремистских идей.
Отрадно и символично, что именно
сейчас, в Год учителя, в ряде российских
регионов началось преподавание основ религиозных культур и светской этики. В этом
событии ВРНС видит не только предпосылку
преодоления культурного разрыва молодежи
с традиционной Россией, но и залог формирования гармоничного и ответственного
общества, сочетающего интересы личности,
народа и государства.
|