"Творить должно известное из известного,
творение неизвестного из неизвестного
невозможно".
Епископ Игнатий (Брянчанинов)
Ценности Православия еще не осмыслены и не
востребованы в отечественной культурологии, по
инерции, ориентированной секулярно.
Кратко определить культуру Православия можно
как жизнь и творчество по вере. "Тако живеши, како
веруеши", - говорили наши отцы.
Ярким примером истинно православной культуры
явилось наследие жизни и творчества Ольги
Александровны Романовой, представленное в залах
ТМИИ перед Рождеством.
Ольга Александровна, рожденная Великой
Княгиней, несмотря на то что провела большую
часть жизни и скончалась в эмиграции, а по
материнской крови была датчанкой, в своем
творчестве выразила самый дух Православия и
утвердила его своей жизнью. Особенно то, что не
в иконописных образах явился дух Православия,
а в реалистической живописи, в жанре пейзажа
и натюрморта.
В интересах последующих рассуждений, кратко
обратимся к истории русского пейзажа конца XIX
- начала XX вв. Как зачинателя самого лирического,
душевного отношения к природе, чтим мы художника
Саврасова. Почитаем И. Левитана как певца
"пейзажа настроения". С поисками <национального
духа" были связаны новые веяния в пейзажной
живописи художников кружка С. Мамонтова. Под
влиянием английской и французской школ развивается
пленэрная живопись, т.е. живопись на открытом
воздухе.
Когда багрянородной Ольге исполнилось 5
лет, но уже появились первые ее рисунки в 4 года,
Валентин Серов писал: "Я хочу отрадного и буду
писать только отрадное". Вторил ему Константин
Коровин: "Нужен свет: побольше отрадного, светлого.
В пейзаже должна быть история души, он должен
быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это
похоже на музыку".
С прекрасными музыкальными миниатюрами-ноктюрнами
С. Рахманинова, Ф. Шопена, К. Дебюсси
можно было бы сравнить пейзажи художника
царского рода. Но в них есть нечто, видимо, большее.
В таких работах, как: "Весенний пейзаж с цветами" (1930 г.); "Деревня Видора" (1920 г.); "Дубы"
(1938 г.); "Стадо на пастбище" (1933 г.); "Птички
на снегу" (1920 г.) и других, - всматриваясь, мы
можем увидеть, что отрада света, к которой так
стремились Серов и Коровин на чувствительном
уровне, здесь, преобразуясь в духе, приближает
нас к благодати Света Невечернего, заполняющего
все пространство.
В Богословии Православия есть понятие "нетварного
света". О нем свидетельствует духовный
опыт подвижников. Этот свет постоянно неизменен
и не имеет материальных преград. К изображению
такого Света можно приблизиться только в иконописи.
О том, что практика иконописания была
в жизни Ольги Александровны, свидетельствуют
факты ее биографии, а еще больше - особенное
отношение к свету в ее пейзажах. Здесь свет всегда
ясный, почти всегда дневной, солнечный, но почти
не дающий теней. Таковы работы: "Феодоровский
Царский собор в Царском Селе зимой" (1917 г.),
"Летний полдник" (1925 г.), "Пейзаж" (1930 г.) и
другие.
Цвет, его характер, соответствует освещенности,
приобретает особую прозрачность и чистоту.
Кроме того, цвет вызывает конкретные ощущения
его символики. В работах: "Цветы на подоконнике", "Пасхальный стол" (1936 г.), а также "Тихон
за пасхальным столом" (1936 г.) пламенеющий
цвет красной герани свидетельствует о Любви,
Благодати, преодолевающей материальность, о
даре Видения. Сиренево-фиолетовое облачение
духовного отца Ольги Александровны говорит о
вере, о религиозном чувстве. Этот цвет присущ одеяниям
святых в иконописи. Символический цветовой
ряд можно еще продолжать, но важно перейти к
новому качеству.
Эмоциональность русской души, присущая русскому
пейзажу, также преобразуется в творчестве
Ольги Александровны в особый мир души, мирное
ее состояние, в котором только и возможно настоящее
прозрение, откровение истины, духовное
видение. Здесь присутствуют духовные очи, приобретенные
по благодати в духовной практике.
Такое впечатление мы получаем от работ: "Сестра
милосердия на прогулке" (1916 г.), "Церковь. Осень
в деревне" (1920 г.), "Вечерний звон" (1900 г.).
Показателен тот факт биографии Ольги Александровны,
когда она сознательно утратила достоинство
царского рода, повенчавшись с горячо
любимым человеком, но простолюдином. При этом
был выдержан семилетний срок, поставленный ей
венценосным отцом - Александром III.
В творчестве этой умалившей свое царское
рождение человеческой души весь мир вместе с
человеком является великим творением Великого
Творца - Бога. Человек в ее пейзажно-бытовом
жанре есть органическое и гармоническое вместилище
этого мира, который одновременно является
и органической и гармонической средой его обитания.
"Девочки с подсолнухами" (1920 г.), "Девушка
с ведром" (1944 г.), "Деревня" (1933 г.), "Жизнь в
деревне" (1930 г.) - в этом мироощущении и мировосприятии
реального единства, неразрывной связи
природы и человека, человека и Бога, до обожения
и святости точно и полно выражается Православный
дух России.
Особое впечатление радости и восторга
вызывают изображения цветов. Народу православному
известно отношение к цветам, как
к "остатку рая на земле", святого праведного
Иоанна Кронштадтского. В работах Ольги Александровны
они - предвестники блаженства. На
вас проливаются ароматы цветущей вишни и
яблони, вас завораживают дивными формами и
цветом: "Васильки и Маки" (1940 г.), "Нарциссы
и Анютины глазки" (1950г.), "Ирисы и Васильки" (1950 г.).
Такое благодатное восприятие изображения
цветов усиливается, поистине, виртуозной манерой
владения рисующей кистью в технике акварели.
В истории русской живописи есть страница
натюрмортов-обманок, где предмет изображается
с предельной иллюзорностью. Близки к ним гуаши
Федора Толстого, иллюстрировавшего труд
Карла Линнея по классификации растений и насекомых.
Однако иллюзия останавливает жизнь
изображения. Медленная, тщательная техника
гуаши тому способствует. Но истинно живая
натура, живой нрав Ольги Александровны с ее
девизом: "Быть, а не казаться", оживляет и каждый
объект ее внимания. Драгоценна эта острая,
мгновенная реакция на красоту мира Божьего,
погружающая верующего зрителя в жизнь вечного
блаженства.
Перед нами пример реализма, непосредственно
связанного с религиозной духовной практикой
Православия. Явленный синтез духовного и
материального открывает горизонты не только в
художественном творчестве, но и вообще в русской
культуре и жизни. На этом пути разрешаются
вопросы искания "русской идеи", "национального
духа" и самосознания России.
Нам бы хотелось определить творчество Ольги
Александровны Куликовской-Романовой как
духовный реализм или как реализм Благодати,
приближающийся не по форме, но по сути к иконописанию.
Земной поклон Ольге Николаевне КуликовскойРомановой,
совершающей подвиг устроения такой
выставки в России.
Светлана КОСТЕНЕЦКАЯ, 2007 г.
|