ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№6 2006 г.         

Перейти в раздел [Иконы]

Cвятителю Отче наш Иоанне, моли Бога о нас!


Чудотворная икона свт. Иоанна Тобольского из Вознесенско-Георгиевского храма г. Тюмени (интервью с настоятелем храма)

Святитель Иоанн родился в декабре 1651 г. в Нежине, Черниговской губернии, и принадлежал к дворянскому роду. У отца его Максима Васильковского, жившего в Киеве и употреблявшего свои средства на украшение храмов Божиих, было семь сыновей, из коих Иоанн был старшим. Сын Григорий был протоиерей, а остальные пять служили в малороссийском войске в офицерских чинах. Имя матери было Ефросиния. Иоанн выделялся из среды своих братьев особыми духовными дарованиями и прилежанием к книжному обучению. Закончил свое образование Иоанн в Киевской академии - единственной в то время на Руси школе высшего богословского знания. По окончании учения оставлен был при академии учителем, но душа его от юности стремилось к Господу. Прослужив 8 лет - с 1668 по 1676 г. - в академии, Иоанн, желая посвятить себя иноческой жизни, принял в Киево-Печерской Лавре пострижение с именем Иоанна же, затем был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, за свой выдающийся проповеднический талант получил звание проповедника и был затем любившей его монастырской братией избран на ответственную должность эконома Лавры. В тиши монастырского уединения Иоанн упражнялся в молитвенных духовных подвигах, подготовляясь под воздействием благодати Божией к высшему святительскому служению.

Черниговский архиепископ св. Феодосий Углицкий, зная Иоанна Максимовича как человека строгой подвижнической жизни и предчувствуя близость своей кончины, вызвал его к себе в Чернигов и в половине 1695 года посвятил его в архимандрита Елецкого монастыря, которым до того времени сам управлял, готовя в новом архимандрите достойного себе преемника на святительскую кафедру в Чернигове. Вскоре (5 февраля 1696 г.) Святитель Феодосий почил о Господе. Преемником ему народом и властями единогласно был избран архимандрит Иоанн Максимович, рукоположенный 10 января 1697 г. в Москве патриархом Адрианом в архиепископа Черниговского.

Святитель Иоанн благоговел к памяти Святителя Феодосия, веруя в силу молитвенного его представительства пред Господом. И не тщетна была его вера: он получил благодатное исцеление в тяжкой болезни по молитвам Святителя Феодосия. Святитель Иоанн тяжко заболел, и болезнь быстро усиливалась. Вдруг в самом разгаре болезни Святитель призывает к себе келейника и делает распоряжение немедленно отправить в его покоях вечерню и прочесть для него служебное правило, а наутро приготовить все потребное для его служения в хроме. Окружавшие больного архипастыря подумали, что он бредит, но принуждены были уступить его настоятельному требованию и исполнить его желание. На другой день, к удивлению всех, Святитель, совершенно здоровый, отслужил божественную литургию. Потом он объявил окружающим, что накануне ему явился Святитель Феодосий и сказал: "Служи завтра - и будешь здоров". В благодарность за свое чудесное исцеление от тяжкой болезни, преосвященный архиепископ Иоанн Максимович тогда же составил в честь угодника Божия св. Феодосия написанную по тогдашнему обычаю стихами "похвалу", в которой называет его "земным ангелом и святым, пребывающим в Серафимской пастве". Поразительное чудо исцеления Святителя Иоанна послужило началом чествования Святителя Феодосия, как благодатного чудотворца и угодника Божия. 14 лет управлял Святитель Иоанн Черниговской епархией, снискав себе, как богато одаренному светильнику Христову, благоговейное почитание от паствы.

Святитель Иоанн прилагал особые заботы о распространении духовного просвещения. С этой целью открыл в Чернигове особую школу (коллегиум), по образцу которой впоследствии стали открываться по всем епархиям духовные семинарии.

В марте месяце 1712 года состоялось назначение архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича в Тобольск с возведением его в звание Митрополита Тобольского и всея Сибири. Выбор духовного начальства и Государя Петра I остановился на Черниговском архипастыре Иоанне Максимовиче потому, что еще от 18 июня 1700 г. Петр I, желоя просветить светом Евангелия не только сибирских язычников, но и сопредельные с Сибирью неверующие народы, дал указ о том, чтобы на Сибирскую митрополию возводимы были мужи не только благочестивые, а вместе с тем и ученые. А Иоанн, архиепископ Черниговский, вполне обладал этими качествами, которых Император требовал от кандидатов в архипастыри Тобольские: он сиял и добродетелями христианскими, был образованным человеком и известен был как писатель и переводчик назидательных и душеполезных сочинений.

Кроме того, он умудрен был в делах церковного управления, имея уже более 60 лет от рождения.

Святитель Иоанн прибыл в Тобольск 14 августа 1712 года и остановился сначала в Знаменском монастыре на берегу реки Иртыша. На другой день, в праздник Успения Божией Матери, утром, он торжественно, с крестным ходом, сопровождаемый многочисленным народом и войском, вступил в нагорную часть г. Тобольска, отслужил сначала на площади молебен и, благословив народ, вошел в кафедральный собор и совершил Божественную литургию. Так начал свое служение Святитель Иоанн в новой для него обширнейшей тогда Сибирской епархии, в состав которой входили нынешние епархии: Екатеринбургская, Омская, Томская, Иркутская и части других. И здесь он, как и в Чернигове, сразу же приобрел себе народную любовь. Проводя тихую и скромную жизнь, старец-Святитель подвизался в усердной молитве, особенно в ночное время, когда становился свободным от епархиальных.дел и когда уже ничто земное не могло оторвать его помыслов от неба и духовного мира. Народ не видел этих уединенных, келейных подвигов Святителя, но знал, что он - истинный подвижник Христов, ибо Митрополит Иоанн отличался необыкновенным милосердием и щедростью, благотворя беднякам, особенно вдовам и сиротам. Иногда он сам объезжал в городе бедных людей и оказывал им необходимую помощь, иногда же совершал дела христианской благотворительности и милостыни через своих служителей или близких лиц. Бывали по временам в Тобольске и такие загадочные случаи: в ночную темную пору вдруг в доме бедняка раздается стук в двери или окно. Встревоженный хозяин убогого домика приотворяет дверь и слышит необычные для себя слова:

- Примите во имя Иисуса Христа.

Недоумевающий бедняк не успеет еще сообразить, в чем дело, а загадочный посетитель уже исчезает во мраке ночи, оставляя у окна или двери бедняка деньги или какие-нибудь вещи.

Долгое время не знали, что за таинственный благодетель появляется неожиданно то там, то здесь. Наконец, узнали: это был Митрополит Иоанн. Часто видали Святителя среди узников в местных тюрьмах, куда вместе с милостынею приносил он заключенным и духовное утешение. Вообще любвеобильное сердце Святителя Митрополита Иоанна сильнее стремилось туда, где было больше бедности и скорбей и, пламенея любовью к Богу, радостно занято было всецело человеколюбием и состраданием. Указывая путь жизни другим, как истинный евангельский пастырь, он шел впереди, научая свою паству словом и делом и представляя собою живой пример добродетелей.

Летописец о Митрополите Иоанне замечает и ту особенность, что он во все время пребывания своего в Тобольске ни у кого не бывал в гостях и что только один раз ездил на обед к сибирскому губернатору, князю Гагарину, да и то по особенно усиленной просьбе последнего. Так предан был уединению и исполнению пастырских своих обязанностей и дел благочестия Святитель Христов Иоанн. Несмотря на кратковременное управление Тобольской епархией, Святитель Иоанн много помог здесь делу умножения святых храмов Божиих и особенно делу проповеди света Христова учения среди многочисленных инородцев местного края - вогулов, остяков и татар. Особливые заботы приложил Святитель к просвещению юношества. Существовавшую в Тобольске славяно-латинскую школу, в которой обучались кандидаты на священно-церковно-служительские места и на содержание которой от казны совсем не отпускалось средств. Святитель Иоанн обеспечил обращением на ее содержание части монастырских доходов. Немало тратил на эту школу Святитель и своих личных средств.

Святитель Митрополит Иоанн погребен был, как было выше сказано, у северной стены Успенского собора, в алтаре придельного храма в честь преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев. Но в 1741 г. этот придел пришел в крайнюю ветхость и потому был разобран. Могила Святителя Иоанна оказалось под открытым небом. Жители г. Тобольска, благоговейно чтившие память Святителя Иоанна, были недовольны этим обстоятельством. К тому же Святитель Иоанн, кок существует в Тобольске предание, несколько раз являлся Тобольским Митрополитам Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Гловацкому) и со скорбью говорил им: "Могила моя оставлена в пренебрежении, и псы бегают над гробом моим. Успокойте меня и возобновите придел".

Тогда на собранные пожертвования почитателями памяти праведного Святителя воздвигли новый придельный храм, освященный в 1753 г. во имя Иоанна Златоуста, как ангела Святителя Митрополита Иоанна. Могила Святителя Иоанна пришлась на правой стороне алтаря, а теперь, по перенесении алтаря на другое место, могила находится не в алтаре, а в средней части храма, видна всем приходящим в придельный Златоустовский храм для молитвы.

Окончив чреду своего земного служения, Святитель Иоанн не оставил своей паствы, возлегши своим нетленным телом в соборный храм, не оставил своим благословением всех, прибегающих к его помощи, низводя благодать Божию в обильных чудесных исцелениях ищущим его молитвенного пред Богом предстательства. Долгое время не записывали этих чудотворений.

В первый раз было записано чудо, совершившееся в 1798 г. В тот год приехали в Тобольск из Барнаульского уезда Томской губернии две крестьянские женщины - мать и дочь - и просили соборный причт служить в Златоустовском приделе литургии ежедневно в продолжение 6 недель.

На расспросы соборян о том, что побудило их предпринять такое далекое путешествие, мать рассказала следующее. 20-летняя дочь ее была в течение пяти лет сумасшедшей. В первые годы своей болезни она бегала по лесам, билась, кричала, дралась, неистовствовала так, что приходилось сажать ее на цепь. Потом изредка стала приходить в себя. И вот однажды, во время такого просветления, она неожиданно стала просить свою мать, чтобы та ехала с ней на богомолье в Тобольск. Мать в недоумении спрашивает: для чего же это? "Мне явился какой-то архиерей, - отвечала дочь. - Он сказал мне, что я до тех пор не выздоровею, "пока не помолюсь в Тобольске на его гробе". Отец и мать, никогда не видавшие архиереев, подумали, что дочь их бредит в припадке своей болезни и не придали ее словам никакого значения. Между тем дочь снова впала в сумасшествие, а когда пришла в сознание, опять рассказала своим родителям о бывшем ей видении. Но и на этот раз они оставили слова дочери без внимания. Наконец, после нового припадка сумасшествия дочь в третий раз заявляет своим родителям о явлении ей архиерея, который уже стал грозить ей наказанием, если она не поедет в Тобольск. После этого она опять подверглась страшным припадкам сумасшествия. Тогда родители решились наконец отправить ее в Тобольск.

В дальний путь с больной отправились мать и работник. Вывезли ее из деревни связанною, так как она была в состояний буйного помешательства. Но по мере приближения к Тобольску больная становилась спокойнее и наконец совсем пришла в сознание, только чувствовала себя весьма слабою. В Тобольске обе женщины усердно молились, посещая каждый день Златоустовский придел, где по их просьбе служили в течение шести недель литургии. Болезненные припадки у дочери в Тобольске не возобновлялись, и домой она отправилась уже совершенно здоровой. Прошло около восьми лет, и одному из соборян, бывших свидетелями исцеления сумасшедшей девицы (протоиерею Василию Кузнецову), пришлось проезжать по Барнаульскому уезду и случайно остановиться в той сомой деревне, где жила исцелившаяся. Она находилось в полном уме и цветущем здоровье, была замужем и имела уже детей. Вместе со своими родителями она благодарила Бога за дарованное ей исцеление, прославляя в то же время и Угодника Его Святителя Иоанна.

Дивен Бог во святых Своих...

С 1826 г. честные мощи Святителя Иоанна почивают в новом месте - в том же придельном соборном Златоустовском храме, но у левой стороны его придела. Над могилою Святителя от фундамента и далее вверх по сводом образовалась трещина, от времени увеличивавшаяся. Являлась необходимость в капитальном ремонте. При ремонте стены пришлось бы потревожить почившего Святителя. Тогда архиепископ Тобольский Евгений заблагорассудил переложить гроб Святителя в новый каменный склеп, устроенный возле левой наружной стены придела. 5 сентября 1826 г., в день воскресный, после литургии состоялось перенесение гроба Святителя в новый склеп. В память того, где прежде покоились св. мощи, на стене собора изображен Святитель Иоанн красками, в рост, в белом клобуке и голубой мантии, с крестом в правой руке и жезлом в левой.

Прошло после этого перенесения мощей Святителя Иоанна почти 75 лет, и преосвященный епископ Тобольский Антоний (Коржавин) в твердой надежде на будущее открытие и прославление мощей блаженного Святителя устроил в 1900 г. над могилой его красивую серебряную раку. Средства на заведение этой раки изысканы открытым тем же Архипастырем Попечительством о нуждах кафедрального собора. Рака поставлена на мраморный пьедестал под резною золоченою сенью. С 16 октября 1914 г. нетленные и благоуханные мощи Святителя уже покоятся в этой серебряной раке: Преосвященный епископ Тобольский Варнава, движимый чувством особенного благоговейного почитания Святителя Иоанна, как избранного сосуда благодати Божией, с подобающей честью, сопровождаемой усердною молитвою, переложил св. мощи Святителя Иоанна из склепа в указанную серебряную раку. Текут к сей раке со своими болезнями, горестями, печалями, невзгодами житейскими богомольцы из разных мест Сибири и Европейской России. В лице праведного Митрополита Иоанна горит светильник Христов, и текут к сему светильнику из мрака греховной земной жизни труждающиеся и обремененные с верою и надеждою и получают исцеление, облегчение и утешение.

Радуйся, страна Сибирская, удостоившаяся, по великой милости Божией, явить миру новый светильник Христов - Святителя и чудотворца Митрополита Иоанна, силу молитвенного предстательство которого свидетельствует сам Батюшка-Царь. На всеподданнейшем докладе Святейшего Синода о причислении Святителя Иоанна к лику угодников Божиих и о признании честных его останков святыми мощами Государь Император 21 января 1916 года собственноручно изволил начертать: "'Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича в эту годину испытаний за Русь Православную".

Слава Богу, дивному во святых Своих!

Протоиерей Григорий Тутолмин, 1917 год.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.