Басня Ивана Андреевича Крылова «Муха
и дорожные» впервые была опубликована в
1808 г. Аналогичный сюжет изложен в басне
Федра «Муха и Ослица». У Эзопа есть басня
«Комар и Вол». У Жана де Лафонтена есть
басня «Рыдван и Муха». Особенность басни
Ивана Андреевича – повествование о внутреннем укладе и манерах в дворянских семьях
того времени в России.
В басне повествуется, как повозка «с
поклажей и с семьей дворян» от перегруженности остановилась, когда поднимались в
гору. Чтобы облегчить повозку, все пассажиры
вышли. Кучер кнутом погоняет лошадей, но
«в гору по песку едва-едва тянули». Слуги
идут за повозкой и болтают всякий вздор,
«учитель с барыней шушукают тишком; сам
барин, позабыв, как он к порядку нужен, ушел
с служанкой в бор искать грибов на ужин».
«Случись тут Мухе быть», и стала она летать
вокруг повозки. То на одну лошадь сядет, то на
другую, то на место кучера. Летала, жужжала,
что даже устала. С большим трудом «лошадушки» втянули повозку на ровную дорогу,
все пассажиры расселись, муха провожает
путников и от усталости говорит: «А мне уж
дайте отдохнуть: Меня насилу крылья носят».
Почитаем басню.
МУХА И ДОРОЖНЫЕ
В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками, в гору,
С поклажей и с семьей дворян,
Четверкою рыдван
Тащился.
Кони измучились, и кучер как ни бился,
Пришло хоть стать. Слезает с козел он
И, лошадей мучитель,
С лакеем в два кнута тиранит с двух сторон:
А легче нет. Ползут из колымаги вон
Боярин, барыня, их девка, сын, учитель.
Но, знать, рыдван был плотно нагружен,
Что лошади, хотя его тронули,
Но в гору по песку едва-едва тянули.
Случись тут Мухе быть.
Как горю не помочь?
Вступилась: ну жужжать во всю
мушину мочь;
Вокруг повозки суетится;
То над носом юлит у коренной,
То лоб укусит пристяжной,
То вместо кучера на козлы вдруг садится,
Или, оставя лошадей,
И вдоль и поперек шныряет меж людей;
Ну, словно откупщик на ярмарке, хлопочет,
И только плачется на то,
Что ей ни в чем никто
Никак помочь не хочет.
Гуторя слуги вздор, плетутся вслед шажком;
Учитель с барыней шушукают тишком;
Сам барин, позабыв,
как он к порядку нужен,
Ушел с служанкой в бор искать
грибов на ужин;
И Муха всем жужжит, что только лишь она
О всем заботится одна.
Меж тем лошадушки, шаг за? шаг, понемногу
Втащилися на ровную дорогу.
«Ну», Муха говорит: «теперя слава Богу!
Садитесь по местам,
и добрый всем вам путь;
А мне уж дайте отдохнуть:
Меня насилу крылья носят».
Куда людей на свете много есть,
Которые везде хотят себя приплесть
И любят хлопотать, где их совсем не просят.
Эта назидательная басня показывает
разное отношение участников путешествия
к общему делу, что характеризует их на
предмет добросовестности и стремления
участвовать в решении возникших проблем.
Лошади еле-еле тянут перегруженную повоз-
ку в гору. Кучер погоняет и направляет их,
прилагая все усилия. А сам барин уклонился
от решения проблемы – ушел со служанкой
в бор на прогулку... Видать, самой барыни
не было рядом. Слуги идут за повозкой и
болтают всякий вздор, вместо того чтобы
помочь и подтолкнуть повозку. «Учитель
с барыней шушукают». Никому нет дела в
эту тяжелую минуту до тянущих повозку.
Здесь появляется жужжащая муха, которая
суетится, делает вид активно помогающей,
хотя никто ее об этом не просил. А когда
лошадушки втянули повозку в гору, муха
без зазрения совести стала приписывать
себе заслуги главнокомандующего. Хотя по
сути она только досаждала тянущим повозку.
Всякое общее дело обречено на неудачу,
если руководитель уклоняется от прямых
своих обязанностей и все пускает на само-
тек. При этом наступает дезорганизация, и
каждый устремляется «кто во что горазд»,
не решая общую проблему.
Если внимательно посмотрим на жизнь
людей, всегда заметно, что люди гордели-
вые, честолюбивые, властолюбивые «везде
хотят себя приплесть», особенно там, где
они видят личную выгоду либо удовлетво-
рение своему тщеславию.
Христианская мораль предписывает
каждому человеку ответственно относиться
к своим обязанностям и добросовестно их
исполнять. Человек, имея определенные
способности и заслуги, не должен хвастливо
и горделиво выставлять их напоказ. Благо-
разумный человек не должен уклоняться
от возможности сделать доброе дело. Бла-
горазумный человек должен стремиться
быть готовым к доброму деланию на благо
ближнего и на благо общества.
+ М.Д.
|