ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И.А. Крылова «МУХА И ДОРОЖНЫЕ»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Муха и дорожные» впервые была опубликована в 1808 г. Аналогичный сюжет изложен в басне Федра «Муха и Ослица». У Эзопа есть басня «Комар и Вол». У Жана де Лафонтена есть басня «Рыдван и Муха». Особенность басни Ивана Андреевича – повествование о внутреннем укладе и манерах в дворянских семьях того времени в России.

В басне повествуется, как повозка «с поклажей и с семьей дворян» от перегруженности остановилась, когда поднимались в гору. Чтобы облегчить повозку, все пассажиры вышли. Кучер кнутом погоняет лошадей, но «в гору по песку едва-едва тянули». Слуги идут за повозкой и болтают всякий вздор, «учитель с барыней шушукают тишком; сам барин, позабыв, как он к порядку нужен, ушел с служанкой в бор искать грибов на ужин».

«Случись тут Мухе быть», и стала она летать вокруг повозки. То на одну лошадь сядет, то на другую, то на место кучера. Летала, жужжала, что даже устала. С большим трудом «лошадушки» втянули повозку на ровную дорогу, все пассажиры расселись, муха провожает путников и от усталости говорит: «А мне уж дайте отдохнуть: Меня насилу крылья носят».

Почитаем басню.

МУХА И ДОРОЖНЫЕ


В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками, в гору,
С поклажей и с семьей дворян,
Четверкою рыдван
Тащился.
Кони измучились, и кучер как ни бился,
Пришло хоть стать. Слезает с козел он
И, лошадей мучитель,
С лакеем в два кнута тиранит с двух сторон:
А легче нет. Ползут из колымаги вон
Боярин, барыня, их девка, сын, учитель.
Но, знать, рыдван был плотно нагружен,
Что лошади, хотя его тронули,
Но в гору по песку едва-едва тянули.
Случись тут Мухе быть.
Как горю не помочь?
Вступилась: ну жужжать во всю
мушину мочь;
Вокруг повозки суетится;
То над носом юлит у коренной,
То лоб укусит пристяжной,
То вместо кучера на козлы вдруг садится,
Или, оставя лошадей,
И вдоль и поперек шныряет меж людей;
Ну, словно откупщик на ярмарке, хлопочет,
И только плачется на то,
Что ей ни в чем никто
Никак помочь не хочет.
Гуторя слуги вздор, плетутся вслед шажком;
Учитель с барыней шушукают тишком;
Сам барин, позабыв,
как он к порядку нужен,
Ушел с служанкой в бор искать
грибов на ужин;
И Муха всем жужжит, что только лишь она
О всем заботится одна.
Меж тем лошадушки, шаг за? шаг, понемногу
Втащилися на ровную дорогу.
«Ну», Муха говорит: «теперя слава Богу!
Садитесь по местам,
и добрый всем вам путь;
А мне уж дайте отдохнуть:
Меня насилу крылья носят».
Куда людей на свете много есть,
Которые везде хотят себя приплесть
И любят хлопотать, где их совсем не просят.

Эта назидательная басня показывает разное отношение участников путешествия к общему делу, что характеризует их на предмет добросовестности и стремления участвовать в решении возникших проблем. Лошади еле-еле тянут перегруженную повоз- ку в гору. Кучер погоняет и направляет их, прилагая все усилия. А сам барин уклонился от решения проблемы – ушел со служанкой в бор на прогулку... Видать, самой барыни не было рядом. Слуги идут за повозкой и болтают всякий вздор, вместо того чтобы помочь и подтолкнуть повозку. «Учитель с барыней шушукают». Никому нет дела в эту тяжелую минуту до тянущих повозку. Здесь появляется жужжащая муха, которая суетится, делает вид активно помогающей, хотя никто ее об этом не просил. А когда лошадушки втянули повозку в гору, муха без зазрения совести стала приписывать себе заслуги главнокомандующего. Хотя по сути она только досаждала тянущим повозку.

Всякое общее дело обречено на неудачу, если руководитель уклоняется от прямых своих обязанностей и все пускает на само- тек. При этом наступает дезорганизация, и каждый устремляется «кто во что горазд», не решая общую проблему.

Если внимательно посмотрим на жизнь людей, всегда заметно, что люди гордели- вые, честолюбивые, властолюбивые «везде хотят себя приплесть», особенно там, где они видят личную выгоду либо удовлетво- рение своему тщеславию.

Христианская мораль предписывает каждому человеку ответственно относиться к своим обязанностям и добросовестно их исполнять. Человек, имея определенные способности и заслуги, не должен хвастливо и горделиво выставлять их напоказ. Благо- разумный человек не должен уклоняться от возможности сделать доброе дело. Бла- горазумный человек должен стремиться быть готовым к доброму деланию на благо ближнего и на благо общества.

+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.