Недавно вышедшей очередной книгой
альманаха «Тобольск и вся Сибирь» – «Муромцево» фонд «Возрождение Тобольска»
точно утвердил: в каждом сибирском селе,
как в зеркале, отражается судьба нашей
огромной страны и неразрывная глубинная
связь народов, ее населяющих.
Но, конечно же, одним, даже таким
многостраничным, томом невозможно ограничиться, когда берешься утверждать, что мы в
долгу перед нашей деревней, вскормившей и
взлелеявшей десятки поколений наших предков. Тем более в то время, когда из года в
год обесценивается человек, обесценивается
его труд, обесценивается и сам смысл его
жизни… С исчезновением деревень уходит
в забвение история прошлого, теряется
связь с настоящим, дробятся и распадаются
родственные узы, пустеют погосты, зарастая
дикой травой, а где-то и плуг прошелся по
могильным холмикам. Невозможно с этим
мириться, больно это воспринимать.
Да, последние десятилетия невозможно не
думать, не вспоминать о разладе, о трагедии
русской деревни первой трети XX века: поругание святынь, раскулачивание трудолюбивых,
достойных хозяев – крестьян, отток рабочего
народа в город, но умирание деревни в начале XXI века – мощный финальный аккорд
трагедии. И виноваты в этом все мы, как
бы нам ни хотелось снять с себя личную
ответственность за все то пагубное, что
происходило и происходит с нашим исконно
крестьянским жизненным укладом. В этой
связи вспоминаются мне строки известной
поэтессы Татьяны Четвериковой:
...А все мы, в общем-то, крестьяне:
Отец ли, дед ли, прадед твой.
Да будет вечно первозданен
Парок над влажною землей.
Устану. Выдохнусь. Поплачу.
Но что вести обидам счет?
Хлеба растут. И это значит:
Жизнь, как положено, течет.
А благодаря кому растут хлеба? «Все,
что было лишним, – рассказывает в своей
книге “Лад” выдающийся русский писатель
Василий Белов, – или громоздким, или не
подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям,
– все это отсеивалось временем. А то, чего
недоставало в этом всегда стремившемся
к совершенству укладе, частью постепенно
рождалось в глубинах народной жизни, частью
заимствовалось у других народов и довольно
быстро утверждалось по всему государству».
Таким разумным устроением и сохранялась жизнь крестьянина и в пору мирного
труда, и в тяжелую военную годину.
А сегодня слово «деревня» произносится
чаще всего с уничижительной интонацией,
стало «модно» ругать и все русское – мол,
отсталое. Но разве могли ругать наши предки
свое село, свое Отечество? Они бы сейчас
не поняли, о чем мы говорим. Ибо смысл
их жизни был в созидательном труде: созидание природы, созидание своего дома и
семьи, созидание государства, сохранение
духовного и физического здоровья детей, то
есть забота о продолжении рода. А разве
человек не призван возделывать свою душу,
как землю?
Вот потому-то мы и решили продолжить
начатое: вновь обратиться к теме сибирской
деревни, ибо, по моему глубокому убеждению, сердцевина русского мироздания необратимо перемещается именно в Сибирь,
и не абы куда, а в деревню, что явственно
видится в каждом разделе книги «Муромцево». А кто из нас в прежние годы не слышал
прибаутку: «Тюмень – столица деревень»?
Для жителей первого сибирского города
оно казалось обидным, но сегодня приходит
понимание того, что это, вероятно, самое
высокое звание, поскольку столица деревень
и есть – центр русского мироздания.
Дорогие друзья! Как вы помните из
истории, с давних пор у русского народа, у
крестьян существовал мудрый обычай помощи
друг другу в различных работах – при жатве,
покосе; дома и церкви возводили всем миром.
Каждый житель деревни почитал своим долгом
принять участие в помочи. Хотя она была и
добровольной, отказаться от работы было по
деревенским этическим нормам безнравственно, обществом такой поступок осуждался. Да
и жизненный опыт подсказывал, что в помощи
рано или поздно нуждался каждый домохозяин. А вот как говорит об этом обычае герой
повести «духовного губернатора Сибири»,
великого писателя В.Г. Распутина «Последний
срок»: «Хошь дом ставили, хошь печку сбивали
– так и называлось: помочь. Была у хозяина
самогонка – ставил, не было – ну и не надо,
в другой раз ты ко мне придешь на помочь».
Думаю, настала пора вот так же, всем
миром, создать своего рода гимн сибирской
деревне – книгу под названием «Тюмень
– столица деревень», а потому мы будем
рады любой помощи: совету или научному
исследованию, очерку или воспоминаниям,
фотографиям, документам и так далее. Уж
нам-то ведомо, что сегодняшнее время вовсе
не так оскудело талантами, как это выкрикивают современные мракодумцы.
Убежден, что планы «по возрождению
села» не только в государственных головах
кипят, если еще там осталось место для такого
кипения. И сами жители сельской местности
думают, как бы им свою жизнь обустроить. И
не только думают, но и обустраивают, живут.
Благодаря им – живы и мы.
И мы в долгу перед ними. В долгу перед
русской деревней.
Аркадий ЕЛФИМОВ,
председатель президиума
общественного регионального фонда
« Возрождение Тобольска»
|