ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Мы в долгу перед нашей деревней!

Недавно вышедшей очередной книгой альманаха «Тобольск и вся Сибирь» – «Муромцево» фонд «Возрождение Тобольска» точно утвердил: в каждом сибирском селе, как в зеркале, отражается судьба нашей огромной страны и неразрывная глубинная связь народов, ее населяющих.

Но, конечно же, одним, даже таким многостраничным, томом невозможно ограничиться, когда берешься утверждать, что мы в долгу перед нашей деревней, вскормившей и взлелеявшей десятки поколений наших предков. Тем более в то время, когда из года в год обесценивается человек, обесценивается его труд, обесценивается и сам смысл его жизни… С исчезновением деревень уходит в забвение история прошлого, теряется связь с настоящим, дробятся и распадаются родственные узы, пустеют погосты, зарастая дикой травой, а где-то и плуг прошелся по могильным холмикам. Невозможно с этим мириться, больно это воспринимать.

Да, последние десятилетия невозможно не думать, не вспоминать о разладе, о трагедии русской деревни первой трети XX века: поругание святынь, раскулачивание трудолюбивых, достойных хозяев – крестьян, отток рабочего народа в город, но умирание деревни в начале XXI века – мощный финальный аккорд трагедии. И виноваты в этом все мы, как бы нам ни хотелось снять с себя личную ответственность за все то пагубное, что происходило и происходит с нашим исконно крестьянским жизненным укладом. В этой связи вспоминаются мне строки известной поэтессы Татьяны Четвериковой:


...А все мы, в общем-то, крестьяне:
Отец ли, дед ли, прадед твой.
Да будет вечно первозданен
Парок над влажною землей.
Устану. Выдохнусь. Поплачу.
Но что вести обидам счет?
Хлеба растут. И это значит:
Жизнь, как положено, течет.

А благодаря кому растут хлеба? «Все, что было лишним, – рассказывает в своей книге “Лад” выдающийся русский писатель Василий Белов, – или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, – все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству». Таким разумным устроением и сохранялась жизнь крестьянина и в пору мирного труда, и в тяжелую военную годину.

А сегодня слово «деревня» произносится чаще всего с уничижительной интонацией, стало «модно» ругать и все русское – мол, отсталое. Но разве могли ругать наши предки свое село, свое Отечество? Они бы сейчас не поняли, о чем мы говорим. Ибо смысл их жизни был в созидательном труде: созидание природы, созидание своего дома и семьи, созидание государства, сохранение духовного и физического здоровья детей, то есть забота о продолжении рода. А разве человек не призван возделывать свою душу, как землю?

Вот потому-то мы и решили продолжить начатое: вновь обратиться к теме сибирской деревни, ибо, по моему глубокому убеждению, сердцевина русского мироздания необратимо перемещается именно в Сибирь, и не абы куда, а в деревню, что явственно видится в каждом разделе книги «Муромцево». А кто из нас в прежние годы не слышал прибаутку: «Тюмень – столица деревень»? Для жителей первого сибирского города оно казалось обидным, но сегодня приходит понимание того, что это, вероятно, самое высокое звание, поскольку столица деревень и есть – центр русского мироздания.

Дорогие друзья! Как вы помните из истории, с давних пор у русского народа, у крестьян существовал мудрый обычай помощи друг другу в различных работах – при жатве, покосе; дома и церкви возводили всем миром. Каждый житель деревни почитал своим долгом принять участие в помочи. Хотя она была и добровольной, отказаться от работы было по деревенским этическим нормам безнравственно, обществом такой поступок осуждался. Да и жизненный опыт подсказывал, что в помощи рано или поздно нуждался каждый домохозяин. А вот как говорит об этом обычае герой повести «духовного губернатора Сибири», великого писателя В.Г. Распутина «Последний срок»: «Хошь дом ставили, хошь печку сбивали – так и называлось: помочь. Была у хозяина самогонка – ставил, не было – ну и не надо, в другой раз ты ко мне придешь на помочь».

Думаю, настала пора вот так же, всем миром, создать своего рода гимн сибирской деревне – книгу под названием «Тюмень – столица деревень», а потому мы будем рады любой помощи: совету или научному исследованию, очерку или воспоминаниям, фотографиям, документам и так далее. Уж нам-то ведомо, что сегодняшнее время вовсе не так оскудело талантами, как это выкрикивают современные мракодумцы.

Убежден, что планы «по возрождению села» не только в государственных головах кипят, если еще там осталось место для такого кипения. И сами жители сельской местности думают, как бы им свою жизнь обустроить. И не только думают, но и обустраивают, живут. Благодаря им – живы и мы.

И мы в долгу перед ними. В долгу перед русской деревней.

Аркадий ЕЛФИМОВ,
председатель президиума
общественного регионального фонда «
Возрождение Тобольска»

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.