Евгений Погожев (Поселянин) незадолго до расстрела
|
Современный человек заметно отдаляется от книги, забывая, что художественная литература во все
времена предоставляла поистине неисчерпаемые возможности для познания человека в его целост-
ности и самопознания, для жизненного самоопределения. Обращаясь к каждому, литература готова
щедро поделиться накопленным поколениями опытом постижения бытия. Русская литература, в худо-
жественной, образной форме поднимающая сложнейшие проблемы бытия, занимает особенное место
в сокровищнице мирового художественного слова, поражая своей глубиной и смысловым богатством.
Особенности русской литературы коренятся в ее духовных основаниях.
Примерно с начала 1990-х на горизонте
читателя возникает новое имя: Евгений Поселянин. «Как, ты еще не читала Поселянина?
– в большом волнении вскричал мой коллега,
забежавший в перерыве к нам на кафедру.
– Немедленно прочти, иначе буду считать,
что ты совсем не знаешь нашу литературу
и историю». Конечно, я еще не знала этого
имени: его не было ни в одной литературной
энциклопедии, ни в учебниках по истории
литературы, хотя оно было широко известно
в дореволюционной России. Книги, которые
начинали появляться в печати, воспринимались с удивлением и восторгом, как глоток
горного воздуха в удушливой атмосфере.
Том выходит за томом, уже и сбиваешься
со счета, а неиссякаемый родник любви продолжает фонтанировать. Кто же автор этого
чуда, удивительный человек, оставивший нам
целую библиотеку прекрасных книг, который
смог написать такие чистые и прозрачные
тексты?
В самом деле, перед нами редчайший
случай соединения в одном лице светского
писателя и святого*: Евгений Поселянин – талантливейший писатель и новомученик земли
Русской, расстрелянный в 1931 г., духовное
чадо знаменитого старца преподобного Амвросия Оптинского. Он жил совсем недавно и
вместе с тем, попав в исторический водоворот, с честью перенес все тяготы и страдания
русского народа на переломе эпох.
Моя подруга, принимавшая активное
участие в подготовке издания собрания
сочинений писателя, говорила, что до Поселянина она считала изображение духовных
истин непосильным для художественной литературы и предпочитала утолять духовную
жажду чтением святоотеческой литературы и
житий святых. Однако встреча с творчеством
Поселянина убедила ее в том, что догматические истины могут быть изложены со
всей точностью, но при этом эмоционально
и проникновенно, отнюдь не сентиментально
или экзальтированно, а в гармоничном соединении сердца и разума в познании истины.
Евгений Поселянин – псевдоним прозаика
и публициста Евгения Николаевича Погожева
(1870-1931). Он родился в Москве в семье известного терапевта Николая Александровича,
который на медицинском поприще заслужил
личное дворянство. Мать Лидия Николаевна
происходила из знатной семьи.
Будущий писатель получил «строгое и размеренное» домашнее воспитание в традициях
московского благочестия, благодаря чему
в студенческие годы влияние нигилистов и
атеистов его не коснулось. Окончив с золотой
медалью 1-ю московскую гимназию, он поступил на юридический факультет Московского
университета. За несколько месяцев до этого
он побывал в Оптиной пустыни. Неизгладимое
впечатление на него произвели монашеская
жизнь и преподобный Амвросий, знаменитый старец, духовным чадом которого он
стал. Позже он с сердечной теплотой писал
о своем духовном отце: «Какое чудо души
переживалось, когда вы станете пред этим
человеком, сразу согретый, просветленный
шедшими от него лучами благодати». Он
пожелал стать послушником, но старец Амвросий благословил поступить в университет.
После его окончания Евгений снова приехал
в Оптину – и получил благословение «писать
в защиту веры, Церкви и народности». Отец
Амвросий, сам большой книголюб, сведущий
в издательской деятельности, духовно прозрел
талант юноши и благословил его на писательскую стезю, понимая великое значение
литературы для духовно-нравственного и
патриотического воспитания. Так молитвами
великого оптинского старца было определено
его писательское поприще, на котором было
написано много книг, очерков, статей.
Писать и публиковаться Поселянин начал
еще в студенческие годы. После окончания
университета он выпустил книги «Ясные
дни» и «Повесть о том, как чудом Божиим
строилась Русская земля», которые и преподнес Александру III, получил поддержку и от
великого князя Константина Константиновича,
известного в литературе под псевдонимом
«К. Р.».
После кончины отца Амвросия Поселянин
приезжал в Оптину, где однажды имел разговор с послушником Павлом Плиханковым.
Этот будущий оптинский старец Варсонофий,
признавая его духовные дарования, посоветовал ему поступить в монастырь и стать уже не
внешним, а внутренним художником, провидя
в нем будущего духоносного старца. Однако
Поселянин не согласился, сославшись на то,
что пользу можно принести и живя в миру.
Пока не наступило революционное время,
литературная деятельность Поселянина складывалась успешно, как и чиновничья карьера.
Поселянин служил чиновником канцелярии Сената, приняв участие в коронации Николая II,
в Министерстве юстиции, в канцелярии
Академии наук. За свою службу он получил
ордена св. Станислава и Анны III степени,
а также чин статского советника. В 1913-м,
в Великий пост, он ездил в паломничество
на Святую землю и молился у ее святынь.
В этом же году Евгений Поселянин и его
близкие императорским указом были возведены в потомственное дворянство. Он
становится чиновником особых поручений
Главного управления (позже Министерства)
землеустройства и земледелия. В Первую
мировую войну Поселянин служил в
Военном министерстве, был членом
Чрезвычайной следственной комиссии, расследовавшей немецкие
военные преступления. Вернувшись
в Россию, с фронта он посылал
репортажи о подвигах русских солдат, которые потом составили книгу
«Из жизни наших героев-воинов».
Его словами, «русский народ поднимался на войну, как на подвиг
во имя Христа».
Несмотря на то, что много
времени и сил отдавал работе в
государственных учреждениях, духовно-творческий труд был для него
главным. Он активно сотрудничал в
духовно-просветительских журналах «Русский
паломник», «Странник», «Миссионерское обозрение», «Душеполезное чтение», «Свет» и
др., а также в светских газетах «Церковные
ведомости», «Новое время», «Московские
ведомости». Отдельным изданием выходили
книги: «Задушевные беседы», «Герои и подвижники лихолетья XVII в.», «От сердца к
сердцу. Из тайны душевной жизни мирянина» и др.
В 1904 г. Поселянин женился на Н.Я. Грот,
дочери известного филолога, но из-за различия во взглядах и характерах брак вскоре
распался. Вторым браком писатель был женат
на А.В. Симанской, сестре будущего Патриарха Алексия I, которая после гибели Поселянина и окончания Великой Отечественной
войны постриглась в монашество в Киевском
Покровском монастыре.
Поселянин много ездил по святым местам России, собирая материалы о забытых
праведниках и преданиях, сделав вывод
об особом духовном складе русского народа: «Русская душа, несомненно, носит на
себе, предпочтительно пред людьми других
народов, печать какой-то особенной помазанности, какого-то избрания, какой-то
ярко выраженной небесности…». Он был
высокообразованным человеком, владел
несколькими иностранными языками, был
дружен со многими известными представителями русской культуры, в числе которых
философы П.Е. Астафьев, К.Н. Леонтьев,
В.В. Розанов, писатель и критик Ю.Н. Говоруха-Отрок, педагог С.А. Рачинский, профессора А.И. Введенский и Л.А. Тихомиров,
епископ Никон (Рождественский); высоко
ценил А.Н. Майкова, В.М. Васнецова,
М.В. Нестерова, А.К. Толстого.
Творчество Е. Поселянина, начавшееся
по благословению преподобного Амвросия
и продолжавшееся более четверти века,
оставило глубокий след в русской духовно-просветительской литературе. Его сочинения,
разнообразные по содержанию, написанные
живым, образным языком, проникнутые
теплым религиозным чувством, возрождают
в душе народа память о подвигах великих
и Богом прославленных предков, укрепляют
в русских людях любовь к Родине, к своей
вере и ее традициям. Евгений Поселянин с
детства знал силу веры, молитвы и Церкви,
хорошо понимая, что означает утрата веры
для общества и для отдельного человека.
Евгений Поселянин литературно переложил «Четьи-Минеи» св. Димитрия Ростовского, Киево-Печерский Патерик, жития святых
отроков («Святая юность») и святых воинов
(«Сказания о святых вождях земли Русской»),
изображая их прежде всего со стороны
внутренней жизни. Глубоко зная духовную
литературу и ее жанры, пиcaтeль умел доступно излагать сложные богословские понятия,
психологически красочно живописать древние
события и крупными мазками создавать запоминающиеся портреты своих героев.
«Благодарная память о прошлом есть
первый признак образованности ума и благородности сердца». Эти слова Евгения Поселянина относятся к истории России, которой
посвящено немало произведений. Рассматривая различные этапы становления и развития
русского государства, прежде всего с позиций
законов духовных, как непосредственное отражение непрерывного промысла Божия о
человеке, писатель раскрывает глубинные
причины важнейших исторических событий, их
подлинную сущность, оспаривая тем самым
многие стереотипы современного взгляда на
закономерности общественного развития и
создавая величественную панораму славного
прошлого нашего православного Отечества.
В 1919 году вышла книга Евгения Поселянина «Богоматерь. Полное иллюстрированное
описание Ее земной жизни и посвященных Ее
жизни чудотворных икон», плод благоговейного почитания Пресвятой Богородицы. Эта
книга замечательна полнотой и богатством
свидетельств о чудесах, явленных Божией
Матерью через посвященные Ей иконописные образы.
Сегодня вниманию читателей предлагается прекрасно изданное собрание сочинений
Евгения Поселянина в двенадцати томах, в
которое вошли такие интереснейшие книги,
как «Воины Христовы», «Сказание о святых вождях земли Русской», «Преподобный
Серафим, Саровский чудотворец», «Душа
перед Богом», «Киево-Печерский Патерик»,
«Русская Церковь и русские подвижники
XVIII века», «Русские праведники последних
веков» (XVIII-XIX вв.), «Русская Церковь и
русские подвижники XIX века», «Святыни
Петербурга», и др.
Произведения Е.Н. Поселянина, открывающие нетленную красоту подвига святых,
напоминают современным читателям о высоких и истинных началах бытия, к которым
призывает Божественный Учитель и верность
которым автор засвидетельствовал праведным трудом на благо духовного просвещения русского народа и своей мученической
кончиной. Его книги отличаются тонкостью,
свежестью и выразительностью слога, в них
как бы сливается воедино поэзия и проза.
Со скорбью Поселянин воспринял революционный переворот 1917 г. В новых общественных условия он уже не мог реализовать
себя как духовный писатель в полной мере.
Он опубликовал лишь несколько статей об
отце Иоанне Кронштадтском и о Святой
Руси в изображении художников, изучал
биографию Пушкина, получив за статью о
нем одобрение признанных пушкинистов. На
жизнь он зарабатывал частными уроками.
В 1924 г. он был арестован по обвинению
в принадлежности к контрреволюционной
организации и выслан на два года на Ангару. После ссылки, срок которой закончился
в июле 1926 года, Евгений Поселянин, уже
будучи глубоко больным, вернулся в город на
Неве. В 1930 г. он вновь был арестован как
член «контрреволюционного кружка» по «делу
Преображенского собора», которое заключалось в обращении прихожан к эмигрантам из
Преображенского полка с просьбой о помощи
в ремонте храма, и в 1931 г. был расстрелян
в подвале тюрьмы на Шпалерной. Причислен
к лику святых новомучеников и исповедников
российских Русской Православной Церковью
за Рубежом в 1981 г.*
Так завершилась его земная жизнь,
отданная духовному просвещению народа.
Мученик Евгений оставил нам молитву:
«Господи, Господи, Ты, Который сказал, что
надо стать как дети, чтобы войти в Царство
Небесное, умножь в нас веру до степени
бесхитростной и ясной веры детей. Дай нам
их незлобивое кроткое сердце, их чистоту
и незнание зла, чтобы когда мы говорим
Тебе великие слова: «Отче наш», то мы
были перед Тобою маленькими, непорочными детьми, беззаботно любящими Тебя,
Небесного Отца».
Внутренний мир русского человека
многообразен, но, при кажущейся противоречивости мироощущения, во всех случаях
и обстоятельствах отчетливо проступает
потребность в гармонии, переживание которой приходит тогда, когда есть любовь,
соединяющая человека с другими людьми, с
миром, с Богом. И.А. Ильин основной порок
западной культуры видел в секуляризации
жизни и связывал восстановление России
с религиозным очищением и самобытным
творчеством. Он выдвинул идею воспитания
в русском народе национального духовного
характера и считал необходимым создание
христианской культуры. С его точки зрения,
в основу обновляющейся русской культуры
должна быть положена созерцающая любовь.
«Путь духовного обновления» опирается, по
И.А. Ильину, на семь вечных основ духовного
бытия человека: вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина, нация. Обо всем этом
Евгений Поселянин написал с пронзительной
искренностью и глубиной. И потому читатель
верит написанному и находит отклик в своем сердце, в котором возникает желание и
самому стать хоть в чем-то лучше и чище.
По материалам статьи «Писатель
и святой земли Русской» Е. КОРЖОВОЙ,
доктора психологических наук,
профессора, заведующей кафедрой
психологии человека
Российского государственного
университета им. А. Герцена.
Сайт «Литературный Санкт-Петербург» /
litgazeta.dompisatel.ru
(статья приведена в сокращении)
* Примечание редакции «Сибирской православной газеты»: Евгений Поселянин, прославленный Русской Православной Церковью
за Рубежом в 1981 г., не был прославлен в
лике новомучеников Русской Православной
Церковью из-за ухода после Декларации
1927 г. в общину Катакомбной Церкви.
|