ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Писатель земли русской

Евгений Погожев (Поселянин) незадолго до расстрела

Современный человек заметно отдаляется от книги, забывая, что художественная литература во все времена предоставляла поистине неисчерпаемые возможности для познания человека в его целост- ности и самопознания, для жизненного самоопределения. Обращаясь к каждому, литература готова щедро поделиться накопленным поколениями опытом постижения бытия. Русская литература, в худо- жественной, образной форме поднимающая сложнейшие проблемы бытия, занимает особенное место в сокровищнице мирового художественного слова, поражая своей глубиной и смысловым богатством. Особенности русской литературы коренятся в ее духовных основаниях.

Примерно с начала 1990-х на горизонте читателя возникает новое имя: Евгений Поселянин. «Как, ты еще не читала Поселянина? – в большом волнении вскричал мой коллега, забежавший в перерыве к нам на кафедру. – Немедленно прочти, иначе буду считать, что ты совсем не знаешь нашу литературу и историю». Конечно, я еще не знала этого имени: его не было ни в одной литературной энциклопедии, ни в учебниках по истории литературы, хотя оно было широко известно в дореволюционной России. Книги, которые начинали появляться в печати, воспринимались с удивлением и восторгом, как глоток горного воздуха в удушливой атмосфере. Том выходит за томом, уже и сбиваешься со счета, а неиссякаемый родник любви продолжает фонтанировать. Кто же автор этого чуда, удивительный человек, оставивший нам целую библиотеку прекрасных книг, который смог написать такие чистые и прозрачные тексты?

В самом деле, перед нами редчайший случай соединения в одном лице светского писателя и святого*: Евгений Поселянин – талантливейший писатель и новомученик земли Русской, расстрелянный в 1931 г., духовное чадо знаменитого старца преподобного Амвросия Оптинского. Он жил совсем недавно и вместе с тем, попав в исторический водоворот, с честью перенес все тяготы и страдания русского народа на переломе эпох.

Моя подруга, принимавшая активное участие в подготовке издания собрания сочинений писателя, говорила, что до Поселянина она считала изображение духовных истин непосильным для художественной литературы и предпочитала утолять духовную жажду чтением святоотеческой литературы и житий святых. Однако встреча с творчеством Поселянина убедила ее в том, что догматические истины могут быть изложены со всей точностью, но при этом эмоционально и проникновенно, отнюдь не сентиментально или экзальтированно, а в гармоничном соединении сердца и разума в познании истины. Евгений Поселянин – псевдоним прозаика и публициста Евгения Николаевича Погожева (1870-1931). Он родился в Москве в семье известного терапевта Николая Александровича, который на медицинском поприще заслужил личное дворянство. Мать Лидия Николаевна происходила из знатной семьи.

Будущий писатель получил «строгое и размеренное» домашнее воспитание в традициях московского благочестия, благодаря чему в студенческие годы влияние нигилистов и атеистов его не коснулось. Окончив с золотой медалью 1-ю московскую гимназию, он поступил на юридический факультет Московского университета. За несколько месяцев до этого он побывал в Оптиной пустыни. Неизгладимое впечатление на него произвели монашеская жизнь и преподобный Амвросий, знаменитый старец, духовным чадом которого он стал. Позже он с сердечной теплотой писал о своем духовном отце: «Какое чудо души переживалось, когда вы станете пред этим человеком, сразу согретый, просветленный шедшими от него лучами благодати». Он пожелал стать послушником, но старец Амвросий благословил поступить в университет. После его окончания Евгений снова приехал в Оптину – и получил благословение «писать в защиту веры, Церкви и народности». Отец Амвросий, сам большой книголюб, сведущий в издательской деятельности, духовно прозрел талант юноши и благословил его на писательскую стезю, понимая великое значение литературы для духовно-нравственного и патриотического воспитания. Так молитвами великого оптинского старца было определено его писательское поприще, на котором было написано много книг, очерков, статей.

Писать и публиковаться Поселянин начал еще в студенческие годы. После окончания университета он выпустил книги «Ясные дни» и «Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская земля», которые и преподнес Александру III, получил поддержку и от великого князя Константина Константиновича, известного в литературе под псевдонимом «К. Р.».

После кончины отца Амвросия Поселянин приезжал в Оптину, где однажды имел разговор с послушником Павлом Плиханковым. Этот будущий оптинский старец Варсонофий, признавая его духовные дарования, посоветовал ему поступить в монастырь и стать уже не внешним, а внутренним художником, провидя в нем будущего духоносного старца. Однако Поселянин не согласился, сославшись на то, что пользу можно принести и живя в миру.

Пока не наступило революционное время, литературная деятельность Поселянина складывалась успешно, как и чиновничья карьера. Поселянин служил чиновником канцелярии Сената, приняв участие в коронации Николая II, в Министерстве юстиции, в канцелярии Академии наук. За свою службу он получил ордена св. Станислава и Анны III степени, а также чин статского советника. В 1913-м, в Великий пост, он ездил в паломничество на Святую землю и молился у ее святынь. В этом же году Евгений Поселянин и его близкие императорским указом были возведены в потомственное дворянство. Он становится чиновником особых поручений Главного управления (позже Министерства) землеустройства и земледелия. В Первую мировую войну Поселянин служил в Военном министерстве, был членом Чрезвычайной следственной комиссии, расследовавшей немецкие военные преступления. Вернувшись в Россию, с фронта он посылал репортажи о подвигах русских солдат, которые потом составили книгу «Из жизни наших героев-воинов». Его словами, «русский народ поднимался на войну, как на подвиг во имя Христа».

Несмотря на то, что много времени и сил отдавал работе в государственных учреждениях, духовно-творческий труд был для него главным. Он активно сотрудничал в духовно-просветительских журналах «Русский паломник», «Странник», «Миссионерское обозрение», «Душеполезное чтение», «Свет» и др., а также в светских газетах «Церковные ведомости», «Новое время», «Московские ведомости». Отдельным изданием выходили книги: «Задушевные беседы», «Герои и подвижники лихолетья XVII в.», «От сердца к сердцу. Из тайны душевной жизни мирянина» и др.

В 1904 г. Поселянин женился на Н.Я. Грот, дочери известного филолога, но из-за различия во взглядах и характерах брак вскоре распался. Вторым браком писатель был женат на А.В. Симанской, сестре будущего Патриарха Алексия I, которая после гибели Поселянина и окончания Великой Отечественной войны постриглась в монашество в Киевском Покровском монастыре.

Поселянин много ездил по святым местам России, собирая материалы о забытых праведниках и преданиях, сделав вывод об особом духовном складе русского народа: «Русская душа, несомненно, носит на себе, предпочтительно пред людьми других народов, печать какой-то особенной помазанности, какого-то избрания, какой-то ярко выраженной небесности…». Он был высокообразованным человеком, владел несколькими иностранными языками, был дружен со многими известными представителями русской культуры, в числе которых философы П.Е. Астафьев, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов, писатель и критик Ю.Н. Говоруха-Отрок, педагог С.А. Рачинский, профессора А.И. Введенский и Л.А. Тихомиров, епископ Никон (Рождественский); высоко ценил А.Н. Майкова, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.К. Толстого.

Творчество Е. Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия и продолжавшееся более четверти века, оставило глубокий след в русской духовно-просветительской литературе. Его сочинения, разнообразные по содержанию, написанные живым, образным языком, проникнутые теплым религиозным чувством, возрождают в душе народа память о подвигах великих и Богом прославленных предков, укрепляют в русских людях любовь к Родине, к своей вере и ее традициям. Евгений Поселянин с детства знал силу веры, молитвы и Церкви, хорошо понимая, что означает утрата веры для общества и для отдельного человека.

Евгений Поселянин литературно переложил «Четьи-Минеи» св. Димитрия Ростовского, Киево-Печерский Патерик, жития святых отроков («Святая юность») и святых воинов («Сказания о святых вождях земли Русской»), изображая их прежде всего со стороны внутренней жизни. Глубоко зная духовную литературу и ее жанры, пиcaтeль умел доступно излагать сложные богословские понятия, психологически красочно живописать древние события и крупными мазками создавать запоминающиеся портреты своих героев.

«Благодарная память о прошлом есть первый признак образованности ума и благородности сердца». Эти слова Евгения Поселянина относятся к истории России, которой посвящено немало произведений. Рассматривая различные этапы становления и развития русского государства, прежде всего с позиций законов духовных, как непосредственное отражение непрерывного промысла Божия о человеке, писатель раскрывает глубинные причины важнейших исторических событий, их подлинную сущность, оспаривая тем самым многие стереотипы современного взгляда на закономерности общественного развития и создавая величественную панораму славного прошлого нашего православного Отечества.

В 1919 году вышла книга Евгения Поселянина «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее жизни чудотворных икон», плод благоговейного почитания Пресвятой Богородицы. Эта книга замечательна полнотой и богатством свидетельств о чудесах, явленных Божией Матерью через посвященные Ей иконописные образы.

Сегодня вниманию читателей предлагается прекрасно изданное собрание сочинений Евгения Поселянина в двенадцати томах, в которое вошли такие интереснейшие книги, как «Воины Христовы», «Сказание о святых вождях земли Русской», «Преподобный Серафим, Саровский чудотворец», «Душа перед Богом», «Киево-Печерский Патерик», «Русская Церковь и русские подвижники XVIII века», «Русские праведники последних веков» (XVIII-XIX вв.), «Русская Церковь и русские подвижники XIX века», «Святыни Петербурга», и др.

Произведения Е.Н. Поселянина, открывающие нетленную красоту подвига святых, напоминают современным читателям о высоких и истинных началах бытия, к которым призывает Божественный Учитель и верность которым автор засвидетельствовал праведным трудом на благо духовного просвещения русского народа и своей мученической кончиной. Его книги отличаются тонкостью, свежестью и выразительностью слога, в них как бы сливается воедино поэзия и проза. Со скорбью Поселянин воспринял революционный переворот 1917 г. В новых общественных условия он уже не мог реализовать себя как духовный писатель в полной мере.

Он опубликовал лишь несколько статей об отце Иоанне Кронштадтском и о Святой Руси в изображении художников, изучал биографию Пушкина, получив за статью о нем одобрение признанных пушкинистов. На жизнь он зарабатывал частными уроками. В 1924 г. он был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации и выслан на два года на Ангару. После ссылки, срок которой закончился в июле 1926 года, Евгений Поселянин, уже будучи глубоко больным, вернулся в город на Неве. В 1930 г. он вновь был арестован как член «контрреволюционного кружка» по «делу Преображенского собора», которое заключалось в обращении прихожан к эмигрантам из Преображенского полка с просьбой о помощи в ремонте храма, и в 1931 г. был расстрелян в подвале тюрьмы на Шпалерной. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских Русской Православной Церковью за Рубежом в 1981 г.*

Так завершилась его земная жизнь, отданная духовному просвещению народа. Мученик Евгений оставил нам молитву: «Господи, Господи, Ты, Который сказал, что надо стать как дети, чтобы войти в Царство Небесное, умножь в нас веру до степени бесхитростной и ясной веры детей. Дай нам их незлобивое кроткое сердце, их чистоту и незнание зла, чтобы когда мы говорим Тебе великие слова: «Отче наш», то мы были перед Тобою маленькими, непорочными детьми, беззаботно любящими Тебя, Небесного Отца».

Внутренний мир русского человека многообразен, но, при кажущейся противоречивости мироощущения, во всех случаях и обстоятельствах отчетливо проступает потребность в гармонии, переживание которой приходит тогда, когда есть любовь, соединяющая человека с другими людьми, с миром, с Богом. И.А. Ильин основной порок западной культуры видел в секуляризации жизни и связывал восстановление России с религиозным очищением и самобытным творчеством. Он выдвинул идею воспитания в русском народе национального духовного характера и считал необходимым создание христианской культуры. С его точки зрения, в основу обновляющейся русской культуры должна быть положена созерцающая любовь. «Путь духовного обновления» опирается, по И.А. Ильину, на семь вечных основ духовного бытия человека: вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина, нация. Обо всем этом Евгений Поселянин написал с пронзительной искренностью и глубиной. И потому читатель верит написанному и находит отклик в своем сердце, в котором возникает желание и самому стать хоть в чем-то лучше и чище.

По материалам статьи «Писатель
и святой земли Русской» Е. КОРЖОВОЙ,
доктора психологических наук,
профессора, заведующей кафедрой
психологии человека
Российского государственного
университета им. А. Герцена.

Сайт «Литературный Санкт-Петербург» / litgazeta.dompisatel.ru (статья приведена в сокращении)

* Примечание редакции «Сибирской православной газеты»: Евгений Поселянин, прославленный Русской Православной Церковью за Рубежом в 1981 г., не был прославлен в лике новомучеников Русской Православной Церковью из-за ухода после Декларации 1927 г. в общину Катакомбной Церкви.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.