ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Пасха в Дахау в 1945-м / Православие.ру

Вниманию читателей мы предлагаем отрывок из интервью, данного главой Тобольской митрополии, митрополитом Тобольским и Тюменским Димитрием, журналистам газеты «Тюменская область сегодня» в феврале этого года на одном из собраний клуба «От первого лица».

Константин Елисеев: Владыка, вы родились уже после Великой Отечественной войны, но, конечно же, помните воспоминания, чувства людей, ее переживших. Ваш отец тоже воевал. Расскажите, пожалуйста, о нем.

Митрополит Димитрий: Мой отец Михаил Герасимович Капалин сражался на фронтах Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы. С войны вернулся инвалидом второй группы (перенес контузию, множественные осколочные ранения, остался без глаза). В первые годы войны служил во фронтовой разведке, не раз брал языков. Отец не любил вспоминать войну. На вопросы детей отвечал: «Не дай Бог вам видеть этих языков. Живите, учитесь». После войны он работал электромехаником. Фронтовые ранения постоянно напоминали о себе. В 1965 году ему предложили удалить оставшиеся со времен войны осколки из головы – он скончался на операционном столе.

Мы, дети послевоенного времени, видели, что участники Великой Отечественной войны, несмотря на все утраты и скорби, не озлобились. У них не было ненависти и к жителям Германии. Нам бы с ними дружить да дружить, да виной всему фашистская идеология. Так попустил Господь.

В подвиге отцов мы, прежде всего, видели преданность Отечеству. Они выполняли заповедь: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». Нас было четверо сыновей, и мама частенько говорила: «Надо бы хоть одну дочку родить», – на что отец отвечал: «Родине нужны солдаты».

После войны разрушенную страну отстроили и численность населения за десять-пятнадцать лет восстановили. Почему сегодня в стране демографическая проблема? Ведь живем намного лучше, чем в довоенное и послевоенное время, свободны и раскрепощены. Необходимо ценить данное время и данные возможности, а главное, не забывать заповедь отцов: «Родине нужны солдаты». Только в этом случае будет продолжаться род, будет жить народ и укрепляться Родина.

Вероника Белоусова: Можно ли утверждать, что четыре года Великой Отечественной войны способствовали возрождению веры в стране?

Митрополит Димитрий: В природе человека так устроено, что когда ему больно или трудно, он ищет поддержку у Бога и среди близких людей. То же самое произошло и во время войны: люди как никогда нуждались в помощи. За ней они шли в храмы, которых в тот период осталось не более ста. Остальные были закрыты или разрушены после революции 1917 года. За годы войны в стране было открыто 20 тысяч храмов! Сохранившиеся хроники показывают, что на Пасху в церкви нельзя было зайти: вот как было людно. Вера укрепляла людей, давала надежду.

Мой отец прошел всю войну с молитвой и иконочкой, которой его благословила моя матушка. После войны он рассказывал нам, сыновьям, что большая часть советских солдат, рожденных до революции или вскоре после нее, не были нехристями. Они молились и верили в Бога. Мой духовник тоже всю войну прошел. Он рассказывал случай, как его с однополчанами спас Господь. Ехали они туманной ночью, дремали, и вдруг он слышит голос: «Остановитесь!». Остановили машину и увидели впереди разрушенный мост. Так советские бойцы и колонна автомашин с боеприпасами были спасены.

Это не придуманная история.

Татьяна Тихонова: Есть мнение, что Победа стала возможна благодаря заступничеству за Россию перед Богом выдающихся подвижников ХХ века.

Митрополит Димитрий: Почти все Православные Церкви молились за спасение России от этой напасти. Мы знаем свидетельства, что митрополит Антиохийской Церкви Илия имел видение Божией Матери. Он написал письмо Сталину с призывом: если откроете церкви и монастыри, то обретете сотни тысяч молитвенников и Россия будет спасена. Он предсказал, что ни Сталинград, ни Москва не будут сданы. Сдавать их было нельзя: Сталинград – это символ знамени, а Москва – «третий Рим» в православном мире. Сталин прислушался. В период войны было открыто двадцать тысяч храмов, из лагерей вернули священников.

Константин Елисеев: Владыка, что бы вы пожелали ветеранам, молодежи, соотечественникам в год 75-летия Победы?

Митрополит Димитрий: Конечно, мы в долгу перед ветеранами. Что мы можем им дать? Свое признание, любовь и уважение. Самим ветеранам хотелось бы пожелать сохранять бодрость духа. Они нужны Отечеству, они – символы Победы. Сейчас государство многое делает для ветеранов, но мне кажется, в первую очередь важна забота родных и близких, которые могут физически поддержать, помочь, утешить. Поэтому не надо лениться их навещать. Конечно же, молодежь должна понимать: если бы не подвиг ветеранов, мы бы не пользовались сейчас такими благами и свободой. Поэтому нужно отдавать им дань уважения, признательности и молиться за них.

Нужно при этом помнить, что если раньше линия фронта была явная, сейчас она может быть скрытой и проходить внутри страны, городов, через семью. Она проявляет себя через соблазны, отступления от нормы, когда свои силы и энергию мы тратим не на созидание и добро, а на разрушение, когда поступаем деструктивно по отношению к своей семье и близким. Ничто так не ценится, как доброе слово, выражающее любовь. Поэтому хотелось бы обратиться к молодежи: постарайтесь сделать что-то доброе для ветеранов. Увидев, что идет ветеран, снимите шапку, поклонитесь, поприветствуйте его. Это в наших русских традициях. Ветераны продолжают нести в себе и боль утраты, и ранения, и потерянную молодость.

По материалам газеты
«Тюменская область сегодня»

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.