Алтарная икона «Воскресший Спаситель освобождает
заключенных концентрационного лагеря Дахау»
написала иконописица из Бонна Ангела Хаузер.
|
Пожалуй, самая уникальная пасхальная литургия была отслужена 6 мая 1945 года
в Германии, в 30 километрах от Мюнхена
в концентрационном лагере Дахау, только-только освобожденном американскими
войсками.
В этот концлагерь с 1933 года
направлялись политические заключенные,
поэтому попадали туда и священники всех
конфессий. В частности, в Дахау содержались
греческие монахи со Святой Горы Афон. В
концлагерь они попадали за то, что спасали
сбитых английских летчиков – вылавливали
их из моря и тайно переправляли в Турцию.
А за помощь партизанам в Дахау попадали
и православные священники из Югославии.
После начала войны Германии с СССР
концлагерь стал пополняться и советскими
военнопленными. Дахау был не просто фабрикой смерти, здесь ставились опыты над
людьми, в частности, по подчинению воли
человека. Когда американские солдаты 29
апреля 1945 года вошли в Дахау и увидели
результаты этих опытов, а именно – горы
трупов, еще дымящиеся печи и чудом оставшихся в живых людей в ужасном физическом
и психическом состоянии, у них не выдержали нервы – солдаты на месте расстреляли
более сотни эсэсовцев, лагерных охранников.
Как вспоминал бывший заключенный
концлагеря Дахау, православный журналист и
общественный деятель Герман Рар, после освобождения в лагере был создан Международный
комитет заключенных, который, в том числе,
попытался наладить и религиозную жизнь.
6 мая 1945 года оставшиеся в живых заключенные собрались на пасхальную службу.
Разумеется, храма в концлагере и быть не
могло. Польские и французские ксендзы предложили православным верующим провести
пасхальную литургию в молитвенной комнате
их барака, так как там был каким-то чудом
сохранившийся список иконы Божией Матери
Ченстоховской. В начале XIX века, после
освобождения Польши от Наполеона, список
этой иконы как благодарность был передан
императору Александру I и помещен для молитвы в Казанский собор Санкт-Петербурга.
«Но как служить? Ни книг, ни сосудов, ни
Евангелия – ничего, конечно, в концлагере не
было. В Мюнхене была православная община,
но после бомбардировок и освобождения
города никого найти не удалось. Греческие
и сербские священники получили на бывшем
эсэсовском складе белые полотенца, нашили
на них красные санитарные кресты
и одели поверх своих полосатых
роб: восемнадцать священников на
шею как епитрахиль, один дьякон –
через плечо. И они читали наизусть
пасхальную заутреню то по-гречески,
то по-церковнославянски. Греческого
архимандрита Мелетия принесли на
службу на носилках, он совсем не
мог подняться и лежал всю службу.
А молодой греческий монах, он за
неделю после освобождения уже начал отпускать бороду, читал Огласительное слово наизусть по-гречески
с огромным чувством – думаю, не хуже, чем сам Иоанн Златоуст!»
В 1994 году на территории
мемориального комплекса Дахау
силами одной из частей Западной группы
наших войск, которая вот-вот должна была
быть выведена из Германии, была построена
Свято-Воскресенская православная часовня.
Ее алтарную часть украшает икона с изображением Христа Спасителя, выводящего
на свободу заключенных. Это та самая
пасхальная служба 6 мая 1945 года. По
номерам на робах можно понять, кто есть
кто из заключенных
По материалам ПРАВОСЛАВИЕ.ФМ.
С уважением, заместитель
генерального директора
УК ЗАО «ИА «Сибинформбюро»» ,
главный редактор ТРК «Тобольское
время» Светлана ГОЛЯКОВА
|