ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над баснями И.А. Крылова «Волк и кукушка»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Волк и кукушка» впервые была опубликована в 1813 году. В басне показывается, как неуживчивый характер и злой нрав никому не дают покоя в этом мире.

Волк, осерчав на людей и собак, решил покинуть обжитые места. Сетуя и прощаясь с кукушкой, он известил о своем уходе и пошел искать страну, в которой «как агнцы, кротки человеки, и молоком текут там реки». Кукушка пожелала волку счастливого пути и спросила: «А свой ты нрав и зубы здесь оставишь»? Волк с возмущением ответил: «Вздор какой!» – на что кукушка заключила: «Быть тебе без шубы». Прочитаем басню.

ВОЛК И КУКУШКА

«Прощай, соседка!» – Волк Кукушке

говорил, –

Напрасно я себя покоем здесь манил!

Все те ж у вас и люди и собаки:

Один другого злей; и хоть ты ангел будь,

Так не минуешь с ними драки». –

«А далеко ль соседу путь?

И где такой народ благочестивой,

С которым думаешь ты жить в ладу?»

«О, я прямехонько иду

В леса Аркадии счастливой.

Соседка, то-то сторона!

Там, говорят, не знают, что война;

Как агнцы, кротки человеки

И молоком текут там реки;

Ну, словом, царствуют златые времена!

Как братья, все друг с другом поступают,

И даже, говорят, собаки там не лают,

Не только не кусают.

Скажи ж сама, голубка, мне,

Не мило ль, даже и во сне,

Себя в краю таком увидеть тихом?

Прости! не поминай нас лихом!

Уж то-то там мы заживем:

В ладу, в довольстве, в неге!

Не так, как здесь, ходи с оглядкой днем

И не засни спокойно на ночлеге».

«Счастливый путь, сосед мой дорогой! –

Кукушка говорит. – А свой ты нрав

и зубы

Здесь кинешь, иль возьмешь с собой?»

«Уж кинуть, вздор какой!» –

«Так вспомни же меня, что быть

тебе без шубы».

Чем нравом кто дурней,

Тем более кричит и ропщет на людей:

Не видит добрых он, куда ни обернется,

А первый сам ни с кем не уживется.

У человека с ранних лет жизни формируется устойчивое внутреннее настроение, взгляды на окружающий мир, формируются социальные связи в обществе. С раннего детства в человеке проявляется нравственное сознание. Младенец, еще не зная слов «долг» и «любовь», проявляет нежные чувства к своему отцу и матери. Это заложено в духовную природу человека. Это видно в одном лишь младенческом взгляде на родителей, в детском восторге и радости. По мере возрастания уже в ранние годы у детей появляется способность различать добро и зло, появляется осознание правды и лжи. Человек научается понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

В народе говорят: яблочко от яблоньки далеко не падает. Поэтому очевидно, что от родителей зависит, какой нрав и какой характер закладываются в ранние годы. Хорошо и правильно, если родители с юных лет пытаются заложить и развить в ребенке нравственные чувства, которые со временем будут помогать воспринимать голос совести и поступать по правде и истине.

В Священном Писании голос совести именуется голосом Божиим. Если родители формируют нравственные чувства с ориентиром на голос совести и прививают способность различать добро и зло в мыслях, словах и поступках, то возрастает духовно и физически правильно развитый человек. У человека много различных чувств.

И вместе с физическим развитием очень важно развивать телесные и душевные чувства, эстетические чувства. А для этого необходимо ориентировать телесные чувства на добро. Чувства в человеке пробуждаются через внешнее влияние. Что с юных лет окружает подрастающего человека вовне, то и формирует его чувства и взгляды на мир. Однако имеется еще и особое чувство, которое коренится в глубине души. Оно звучит, обличая или одобряя наши мысли, чувства и дела. Это и есть голос совести, который звучит внутри человека и обращен к внутреннему человеку.

Очень важно – по мере возрастания человека, по мере формирования личности – все эти чувства развивать гармонично. Очень важно, чтобы нравственные чувства и голос совести не подавлялись в человеке. Это будет защитой от формирования злонамеренности, злого нрава и эгоистичной, жестокой личности.

Родители порой не замечают, как своей родительской любовью культивируют в маленькой личности эгоизм. С последующим возрастанием возрастает и этот недуг, который лишает человека дара истинной любви, добродетельности и благоразумия. Формируя в себе эгоистический нрав, человек теряет способность воспринимать ближнего с его потребностями и с его нуждами, перестает считаться с окружающим миром. Не уживаясь в социуме, он может стать социально опасным, жестоким, злобным, вредоносным.

Посещая места заключения и встречаясь с осужденными, задаешься вопросом: ведь эти преступившие закон убийцы, насильники, грабители когда-то были детьми с ангельской душой. Отлучив их от Бога, мы сделали доступными для них разрушение нравственных чувств, заглушение совести и демонизацию личности. Эгоистичному, утратившему нравственные чувства человеку трудно ужиться в союзе мира и любви в семье и в обществе, поскольку скрытое ожесточение и озлобленность легко захватывают все чувства человека. Важным для родителей должно быть не только физическое, но и нравственное возрастание детей, чтобы в пришедшем в этот мир человеке развился добрый нрав на основе Божественного дара любви. Эгоистичный и злонамеренный человек живет обособленно: «не видит добрых он, куда ни обернется, а первый сам ни с кем не уживется».


+ М.Д

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Религия и СМИ
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Сербская Православная Церковь в Голландии
Современные сказки

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2018 г.