Басня Ивана Андреевича Крылова «Волк
и кукушка» впервые была опубликована в
1813 году. В басне показывается, как неуживчивый характер и злой нрав никому не
дают покоя в этом мире.
Волк, осерчав на людей и собак, решил
покинуть обжитые места. Сетуя и прощаясь
с кукушкой, он известил о своем уходе и
пошел искать страну, в которой «как агнцы,
кротки человеки, и молоком текут там реки».
Кукушка пожелала волку счастливого пути
и спросила: «А свой ты нрав и зубы здесь
оставишь»? Волк с возмущением ответил:
«Вздор какой!» – на что кукушка заключила:
«Быть тебе без шубы». Прочитаем басню.
ВОЛК И КУКУШКА
«Прощай, соседка!» – Волк Кукушке
говорил, –
Напрасно я себя покоем здесь манил!
Все те ж у вас и люди и собаки:
Один другого злей; и хоть ты ангел будь,
Так не минуешь с ними драки». –
«А далеко ль соседу путь?
И где такой народ благочестивой,
С которым думаешь ты жить в ладу?»
«О, я прямехонько иду
В леса Аркадии счастливой.
Соседка, то-то сторона!
Там, говорят, не знают, что война;
Как агнцы, кротки человеки
И молоком текут там реки;
Ну, словом, царствуют златые времена!
Как братья, все друг с другом поступают,
И даже, говорят, собаки там не лают,
Не только не кусают.
Скажи ж сама, голубка, мне,
Не мило ль, даже и во сне,
Себя в краю таком увидеть тихом?
Прости! не поминай нас лихом!
Уж то-то там мы заживем:
В ладу, в довольстве, в неге!
Не так, как здесь, ходи с оглядкой днем
И не засни спокойно на ночлеге».
«Счастливый путь, сосед мой дорогой! –
Кукушка говорит. – А свой ты нрав
и зубы
Здесь кинешь, иль возьмешь с собой?»
«Уж кинуть, вздор какой!» –
«Так вспомни же меня, что быть
тебе без шубы».
Чем нравом кто дурней,
Тем более кричит и ропщет на людей:
Не видит добрых он, куда ни обернется,
А первый сам ни с кем не уживется.
У человека с ранних лет жизни формируется устойчивое внутреннее настроение,
взгляды на окружающий мир, формируются
социальные связи в обществе. С раннего
детства в человеке проявляется нравственное сознание. Младенец, еще не зная слов
«долг» и «любовь», проявляет нежные чувства к своему отцу и матери. Это заложено
в духовную природу человека. Это видно
в одном лишь младенческом взгляде на
родителей, в детском восторге и радости.
По мере возрастания уже в ранние годы
у детей появляется способность различать
добро и зло, появляется осознание правды и
лжи. Человек научается понимать, что такое
хорошо и что такое плохо.
В народе говорят: яблочко от яблоньки
далеко не падает. Поэтому очевидно, что
от родителей зависит, какой нрав и какой
характер закладываются в ранние годы.
Хорошо и правильно, если родители с юных
лет пытаются заложить и развить в ребенке
нравственные чувства, которые со временем
будут помогать воспринимать голос совести
и поступать по правде и истине.
В Священном Писании голос совести
именуется голосом Божиим. Если родители
формируют нравственные чувства с ориентиром на голос совести и прививают способность различать добро и зло в мыслях,
словах и поступках, то возрастает духовно
и физически правильно развитый человек.
У человека много различных чувств.
И вместе с физическим развитием очень
важно развивать телесные и душевные
чувства, эстетические чувства. А для этого
необходимо ориентировать телесные чувства
на добро. Чувства в человеке пробуждаются
через внешнее влияние. Что с юных лет
окружает подрастающего человека вовне,
то и формирует его чувства и взгляды на
мир. Однако имеется еще и особое чувство,
которое коренится в глубине души. Оно
звучит, обличая или одобряя наши мысли,
чувства и дела. Это и есть голос совести,
который звучит внутри человека и обращен
к внутреннему человеку.
Очень важно – по мере возрастания
человека, по мере формирования личности
– все эти чувства развивать гармонично.
Очень важно, чтобы нравственные чувства
и голос совести не подавлялись в человеке.
Это будет защитой от формирования злонамеренности, злого нрава и эгоистичной,
жестокой личности.
Родители порой не замечают, как своей
родительской любовью культивируют в маленькой личности эгоизм. С последующим
возрастанием возрастает и этот недуг, который лишает человека дара истинной любви,
добродетельности и благоразумия. Формируя
в себе эгоистический нрав, человек теряет
способность воспринимать ближнего с его
потребностями и с его нуждами, перестает
считаться с окружающим миром. Не уживаясь в социуме, он может стать социально
опасным, жестоким, злобным, вредоносным.
Посещая места заключения и встречаясь
с осужденными, задаешься вопросом: ведь
эти преступившие закон убийцы, насильники,
грабители когда-то были детьми с ангельской
душой. Отлучив их от Бога, мы сделали доступными для них разрушение нравственных
чувств, заглушение совести и демонизацию
личности. Эгоистичному, утратившему нравственные чувства человеку трудно ужиться в
союзе мира и любви в семье и в обществе,
поскольку скрытое ожесточение и озлобленность легко захватывают все чувства человека. Важным для родителей должно быть
не только физическое, но и нравственное
возрастание детей, чтобы в пришедшем в
этот мир человеке развился добрый нрав
на основе Божественного дара любви. Эгоистичный и злонамеренный человек живет
обособленно: «не видит добрых он, куда
ни обернется, а первый сам ни с кем не
уживется».
+ М.Д
|