ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№5 2012 г.         

Перейти в раздел [ Храмы ]

Спасская церковь в Тюмени

Первые упоминания о Спасской церкви относятся к первой четверти XVII века. Официальные сведения о Спасской церкви появляются в мае 1831 года. В 1837 году Спасскую церковь посетил Государь, наследник, царевич Александр Николаевич. 12 мая 1875 года храму передается дом с землей по завещанию тюменского мещанина Е. Козлова, а в 1879 году еще один – двухэтажный – по завещанию тюменского мещанина И.Д. Бородкина. 6 февраля 1893 года при Спасской церкви открывается одноклассная церковно-приходская школа, занятия в которой проходили в специально купленном доме в Малом городище Тюменским мещанским обществом.

16 июля 1911 года во время обозревательной поездки по югу епархии епископ Тобольский и Сибирский Евсевий (Гроздов) по приезду в Тюмень посетил Спасскую церковь. 8 сентября 1913 года происходит освящение закладки, с левой стороны Спасского храма, третьего придела во имя святого Андрея Критского. На освящении присутствовали А.И. Текутьев и большое количество горожан. Придельный храм строился около трех лет на средства А.И. Текутьева.

С приходом советской власти Русская Православная Церковь испытывает на себе период жестоких гонений и глубоких потрясений, которые привели к уничтожению многих памятников культового зодчества по всей России, а также положили начало физической расправе над иерархами и священнослужителями. Во время изъятия церковных ценностей из Спасской церкви было изъято 4 пуда и 6 фунтов серебра. В июне месяце 1927 года в Тюменский окружной комитет партии поступает жалоба от церковного совета Спасской церкви «тихоновского» течения (духовенство, поддерживавшее Патриарха Тихона). В ней указывалось: «Церковь, где мы ютимся, не может вместить всех прихожан, а их насчитывается около 1 500 человек. Однако Знаменская и Михайло-Архангельская церкви отданы обновленцам во главе с протоиереем В. Марсовым, численность которых не более 160 человек. Мы обращаемся к Вам с просьбой о передаче нам Знаменского собора».

Это ходатайство было отклонено. К концу 20-х годов исполнительным комитетом города Тюмени предпринимается акция по закрытию всех религиозных объединений, и 15 января 1930 года Спасская церковь была закрыта. 17 апреля 1930 года верующие вновь пытаются возвратить в свое пользование Спасскую церковь. Они обращаются в горсовет, однако их прошение было отклонено «ввиду того, что церковь закрыта на основании требования рабочих масс и уголовного преступления служителей церкви». В отношении «преступления служителей церкви» в газете «Красное Знамя» за 31 декабря 1929 года появляется статья под заглавием «Схимники спасские или ночные похождения двух старцев». В ней приводится довольно подробное очернение священнослужителей Спасской церкви И.Г. Популова и А.А. Тоболкина, которые, якобы, 17 декабря 1929 года под покровом ночи сорвали печать адмотдела и, проникнув внутрь помещения церкви, похитили девять икон, огромное количество свечей, пять кусков красного шелка и множество других вещей.

Подобные газетные материалы того времени чуть ли не каждый день хулили священнослужителей города. К 1931 году Спасская церковь находится под охраной Наркомпроса, и благодаря этому храм не был уничтожен. 30 августа 1960 года Спасская церковь берется под государственную охрану. В 1981 году Спасская церковь перешла под юрисдикцию Тюменского областного краеведческого музея. К 2005 году внешний вид храма отреставрирован, поставлен купол.

Священник Александр Клавдиев Любимский

Священник Спасской церкви Александр Клавдиев Любимский родился в 1880 году. В 1901 году окончил курс Олонецкой духовной семинарии. В 1902 году назначен учителем Юргинской второклассной школы. В том же году рукоположен в сан священника епископом Анастасием к церкви Усть-Мошского прихода, Каргопольского уезда, Олонецкой епархии. С 1902 по 1913 годы законоучительствовал в Пуминовском земском училище. С 1907 по 1908 был заведующим и законоучителем в Усть-Мошкской приходской школе. В 1909 году состоял духовным следователем в Каргонопольском благочинии. В том же году утвержден в должности настоятеля церкви. В 1911 году определен законоучителем Бураковского двухклассного министерского училища. С 1913 по 1916 годы состоял депутатом благочиния на епархиальном съезде духовенства. В те же годы состоял законоучителем Боярского земского училища.

В марте 1916 года, согласно ходатайству, принят на службу в Тобольскую епархию и определен настоятелем к Слобода-Суерской церкви Ялуторовского уезда. В августе этого же года переведен настоятелем в Спасскую церковь г. Тюмени. Состоял заведующим и законоучителем Малогородиценской церковноприходской школы. С 1916 года попечитель Западно-Сибирского учебного округа.

Дальнейшая судьба его пока неизвестна.

Священник Алексий Андреевич Тоболкин

Тоболкин Алексей Андреевич, сын священника, родился в селе Евгогинское Татаринского уезда Тобольской губернии в 1877 году. В 1900 году окончил Тобольскую духовную семинарию и поступил священником в село Емуртлинское, где и прослужил до 1903 года. С 1903 по 1905 год о. Алексий служил в селе Щукинское Ялуторовского уезда, после чего служил в селе Черемуховское, Курганского уезда, до 1919 года. В 1919 году вместе с отрядами Колчака отступил до города Омска. В городе Омске он поступил в государственный контроль в качестве помощника контролера, где и пробыл до 1920 года. В 1920 году переехал в город Тюмень и поступил в Спасскую церковь, где и прослужил до 1929 года. Во время служения о. Алексия Тоболкина в Спасской церкви в город Тюмень несколько раз приезжал епископ Серафим (Коровин) и служил вместе с о. Алексием Литургию. Надо отметить, что о. А лексий обновленцем не был, но придерживался некоторых их взглядов. Об этом говорит допрос еп. Серафима (Коровина) в 1932 году: «Тоболкина я знаю еще по Кургану, примерно с 1910 года, но он держал сторону той части Тюменского духовенства, которая держала линию отделения от меня и на выбор своего епископа».

В 20-е годы храмы города Тюмени делились на два лагеря – «тихоновцы» и «обновленцы». Надо отметить, что к тихоновцам принадлежало большинство верующих города. Также можно примерно определить, к какому лагерю принадлежал священнослужитель: в каком храме он служил, такому движению он и принадлежал. К тихоновскому движению принадлежали храмы: Всех святых, Спасский и Крествоздвиженский (Никольский). С другой стороны, вряд ли бы епископ Серафим (Коровин), рьяный «тихоновец», стал бы служить с обновленцем.

В этом же протоколе допроса читаем следующее: «В 1923 году я был на уездном съезде духовенства и мирян в городе Ялуторовске, на котором разбирались вопросы: о переходе из староцерковников в обновление; о пересмотре церковного устава в соответствии с настоящим периодом и т.д. В 1918 году я участвовал на чрезвычайном съезде духовенства, который проходил в городе Тюмени, на котором присутствовал сам Гермоген». В 1928 году, по распоряжению епископа Серафима (Коровина), протоиерей Алексий Тоболкин был утвержден благочинным Тюмени. В 1929 году протоиерей Алексий отбывал ссылку в течение шести месяцев. По какой причине и где – установить не удалось.

30 октября 1931 года Алексей Андреевич Тоболкин был арестован и содержался под стражей при Тюменском ОГП У. Его обвиняли в том, что он «состоял членом контрреволюционной, повстанческой организации». Последний документ, проливающий свет на его жизнь, датирован 8 января 1932 года. Это медицинское освидетельствование. В нем сказано, что у Алексея Андреевича резко понижено зрение, глухие тоны сердца, нижние границы ребер сильно расширены. Дальнейшая его судьба не известна. Также не известен состав его семьи, знаем только, что он был женат и на его иждивении находилось 6 человек.

Священник Илия Популов

Настоятель Спасской церкви с 1920 года, священник Илия Георгиевич Популов родился 17 июня 1880 года. В 1902 году окончил полный курс Тобольской духовной семинарии. В августе того же года был назначен надзирателем и учителем Курганского духовного училища. 19 января 1903 года епископом Тобольским рукоположен в сан священника. 7 февраля 1906 года согласно прошению переведен на вакансию настоятеля в Усть-Суерской церкви Курганского уезда. В 1916 году епископом Варнавой перемещен на вакансию настоятеля Лопатинской церкви. 6 июня 1920 года Высокопреосвященным Николаем, архиепископом Тобольским, переведен на настоятельское место в Тюменскую Спасскую церковь. В 1929 году через газету «Красное знамя» Тоболкин и Популов ложно очерняются как уголовно опасные элементы.

Диакон Владимир Павлович Сажин

Из протокола допроса от 8 июля 1934 года: «Я, Сажин Владимир Павлович, родился в 1883 году в городе Камышлове, отца своего я не знаю, так как по-старому, то есть при царском режиме, считался незаконнорожденным, родился от девицы, не состоящей в браке. Воспитывался у разных граждан гор. Камышлова, т.к. в скором времени после моего рождения меня мать оставила у содержателя постоялого двора – Сердина, от него меня взял на некоторое время мещанин гор. Камышлова – Бронский, после него я жил у пожарника Фирсова, и в последнее время я жил у маленького торговца Кайгородова, который, когда мне исполнилось 9 лет, отдал меня в детский приют города Камышлова. В приюте я прожил 3 года, и 12 лет я был из приюта отдан купцу города Камышлова Попову Александру Константиновичу, у которого я три года проработал бесплатно и два года за жалование, всего пять лет. Уволившись от Попова А.К., я поехал в город Екатеринбург, т.к. я безродный, ни к какому обществу не был причислен; поэтому в Камышлове паспорт не был выдан...

В одно время в Камышлов приехал Пермский губернатор, что я по совету некоторых знакомых мне граждан обратился к нему с личной просьбой о причислении меня к Камышловскому мещанскому обществу и выдаче мне паспорта. Через некоторое время меня распоряжением Казенной Палаты Пермской губернии причислили к Камышловскому мещанскому обществу, и я получил паспорт. Я поехал в город Тюмень, где поступил чернорабочим на мельницу купца Текутьева и проработал там до 1901 года, после чего, ввиду очередного призыва в царскую армию, поехал в город Камышлов, где я обязан был призываться. По болезни я в армию не был взят, а поэтому поехал работать на асбестовские рудники около станции Баженово Пермской железной дороги, проработал там немного более года чернорабочим, после чего направился в город Тюмень, но т.к. ехал я без билета, то на станции Кармах был высажен и не добрался до Тюмени, а поступил в селе Пышминском на мельницу купца Текутьева, у которого я ранее работал в Тюмени. В с. Пышминском я проработал два года, после чего, по рекомендации священника Чемесова, устроился в Абалакский мужской монастырь Тобольского района в хор певчим, прослужил там три года до 1909 года и перешел служить в Тобольский архиерейский хор певчим, служил до 1911 года. В 1911 году я переехал в город Тюмень, где служил в разных церковных хорах певчим. В 1913 году я был принят на службу в духовное ведомство и назначен псаломщиком Тобольского кафедрального собора, на этой должности я служил один год, а потом переехал в город Омск, также на должность псаломщика кафедрального собора.

В 1914 году я был рукоположен в дьяконы... В сентябре месяце 1920 года я переехал в г. Т юмень, где и нахожусь в настоящее время. С 1920 года по 1929 год служил диаконом в Тюменско-Спасской церкви. Когда Спасскую церковь закрыли, то я перешел служить во Всехсвятскую церковь диаконом, где и служу в настоящее время». Был арестован в 1934 году. Его дальнейшую судьбу и за что был арестован – установить не удалось.

Иерей Евгений СБИТНЕВ,
преподаватель Тюменского духовного
училища

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.