Первые упоминания о Спасской церкви относятся к первой четверти XVII века. Официальные сведения о Спасской церкви появляются в
мае 1831 года. В 1837 году Спасскую церковь посетил Государь, наследник, царевич Александр Николаевич. 12 мая 1875 года храму
передается дом с землей по завещанию тюменского мещанина Е. Козлова, а в 1879 году еще один – двухэтажный – по завещанию тюменского
мещанина И.Д. Бородкина. 6 февраля 1893 года при Спасской церкви открывается одноклассная церковно-приходская школа, занятия в
которой проходили в специально купленном доме в Малом городище Тюменским мещанским обществом.
16 июля 1911 года во время обозревательной поездки по югу епархии епископ
Тобольский и Сибирский Евсевий (Гроздов) по
приезду в Тюмень посетил Спасскую церковь.
8 сентября 1913 года происходит освящение
закладки, с левой стороны Спасского храма,
третьего придела во имя святого Андрея
Критского. На освящении присутствовали
А.И. Текутьев и большое количество горожан.
Придельный храм строился около трех лет на
средства А.И. Текутьева.
С приходом советской власти Русская
Православная Церковь испытывает на себе период жестоких гонений и глубоких потрясений,
которые привели к уничтожению многих памятников культового зодчества по всей России, а
также положили начало физической расправе
над иерархами и священнослужителями.
Во время изъятия церковных ценностей
из Спасской церкви было изъято 4 пуда и
6 фунтов серебра. В июне месяце 1927 года
в Тюменский окружной комитет партии поступает жалоба от церковного совета Спасской
церкви «тихоновского» течения (духовенство,
поддерживавшее Патриарха Тихона). В ней указывалось: «Церковь, где мы ютимся, не может
вместить всех прихожан, а их насчитывается
около 1 500 человек. Однако Знаменская и
Михайло-Архангельская церкви отданы обновленцам во главе с протоиереем В. Марсовым,
численность которых не более 160 человек. Мы
обращаемся к Вам с просьбой о передаче нам
Знаменского собора».
Это ходатайство было отклонено. К концу
20-х годов исполнительным комитетом города
Тюмени предпринимается акция по закрытию
всех религиозных объединений, и 15 января
1930 года Спасская церковь была закрыта.
17 апреля 1930 года верующие вновь пытаются возвратить в свое пользование Спасскую
церковь. Они обращаются в горсовет, однако
их прошение было отклонено «ввиду того, что
церковь закрыта на основании требования
рабочих масс и уголовного преступления служителей церкви». В отношении «преступления
служителей церкви» в газете «Красное Знамя»
за 31 декабря 1929 года появляется статья под
заглавием «Схимники спасские или ночные
похождения двух старцев». В ней приводится
довольно подробное очернение священнослужителей Спасской церкви И.Г. Популова и
А.А. Тоболкина, которые, якобы, 17 декабря
1929 года под покровом ночи сорвали печать
адмотдела и, проникнув внутрь помещения
церкви, похитили девять икон, огромное количество свечей, пять кусков красного шелка и
множество других вещей.
Подобные газетные материалы того времени чуть ли не каждый день хулили священнослужителей города. К 1931 году Спасская
церковь находится под охраной Наркомпроса,
и благодаря этому храм не был уничтожен.
30 августа 1960 года Спасская церковь берется под государственную охрану. В 1981 году
Спасская церковь перешла под юрисдикцию
Тюменского областного краеведческого музея.
К 2005 году внешний вид храма отреставрирован, поставлен купол.
Священник Александр
Клавдиев Любимский
Священник Спасской церкви Александр
Клавдиев Любимский родился в 1880 году. В
1901 году окончил курс Олонецкой духовной
семинарии. В 1902 году назначен учителем
Юргинской второклассной школы. В том же
году рукоположен в сан священника епископом
Анастасием к церкви Усть-Мошского прихода,
Каргопольского уезда, Олонецкой епархии. С
1902 по 1913 годы законоучительствовал в
Пуминовском земском училище. С 1907 по
1908 был заведующим и законоучителем в
Усть-Мошкской приходской школе. В 1909 году
состоял духовным следователем в Каргонопольском благочинии. В том же году утвержден в должности настоятеля церкви. В 1911
году определен законоучителем Бураковского
двухклассного министерского училища. С 1913
по 1916 годы состоял депутатом благочиния
на епархиальном съезде духовенства. В те
же годы состоял законоучителем Боярского
земского училища.
В марте 1916 года, согласно ходатайству,
принят на службу в Тобольскую епархию и
определен настоятелем к Слобода-Суерской
церкви Ялуторовского уезда. В августе этого
же года переведен настоятелем в Спасскую
церковь г. Тюмени. Состоял заведующим и
законоучителем Малогородиценской церковноприходской школы. С 1916 года попечитель
Западно-Сибирского учебного округа.
Дальнейшая судьба его пока неизвестна.
Священник
Алексий Андреевич Тоболкин
Тоболкин Алексей Андреевич, сын священника, родился в селе Евгогинское Татаринского уезда Тобольской губернии в 1877 году.
В 1900 году окончил Тобольскую духовную
семинарию и поступил священником в село
Емуртлинское, где и прослужил до 1903 года.
С 1903 по 1905 год о. Алексий служил в селе
Щукинское Ялуторовского уезда, после чего
служил в селе Черемуховское, Курганского
уезда, до 1919 года. В 1919 году вместе с отрядами Колчака отступил до города Омска. В
городе Омске он поступил в государственный
контроль в качестве помощника контролера,
где и пробыл до 1920 года. В 1920 году
переехал в город Тюмень и поступил в Спасскую церковь, где и прослужил до 1929 года.
Во время служения о. Алексия Тоболкина в
Спасской церкви в город Тюмень несколько
раз приезжал епископ Серафим (Коровин) и
служил вместе с о. Алексием Литургию. Надо
отметить, что о. А лексий обновленцем не был,
но придерживался некоторых их взглядов. Об
этом говорит допрос еп. Серафима (Коровина) в 1932 году: «Тоболкина я знаю еще по
Кургану, примерно с 1910 года, но он держал
сторону той части Тюменского духовенства,
которая держала линию отделения от меня и
на выбор своего епископа».
В 20-е годы храмы города Тюмени делились
на два лагеря – «тихоновцы» и «обновленцы».
Надо отметить, что к тихоновцам принадлежало
большинство верующих города. Также можно
примерно определить, к какому лагерю принадлежал священнослужитель: в каком храме он
служил, такому движению он и принадлежал. К
тихоновскому движению принадлежали храмы:
Всех святых, Спасский и Крествоздвиженский
(Никольский). С другой стороны, вряд ли бы
епископ Серафим (Коровин), рьяный «тихоновец», стал бы служить с обновленцем.
В этом же протоколе допроса читаем следующее: «В 1923 году я был на уездном съезде
духовенства и мирян в городе Ялуторовске, на
котором разбирались вопросы: о переходе из
староцерковников в обновление; о пересмотре
церковного устава в соответствии с настоящим
периодом и т.д. В 1918 году я участвовал на
чрезвычайном съезде духовенства, который
проходил в городе Тюмени, на котором присутствовал сам Гермоген». В 1928 году, по
распоряжению епископа Серафима (Коровина),
протоиерей Алексий Тоболкин был утвержден
благочинным Тюмени. В 1929 году протоиерей
Алексий отбывал ссылку в течение шести месяцев. По какой причине и где – установить
не удалось.
30 октября 1931 года Алексей Андреевич
Тоболкин был арестован и содержался под
стражей при Тюменском ОГП У. Его обвиняли
в том, что он «состоял членом контрреволюционной, повстанческой организации». Последний
документ, проливающий свет на его жизнь,
датирован 8 января 1932 года. Это медицинское освидетельствование. В нем сказано, что
у Алексея Андреевича резко понижено зрение,
глухие тоны сердца, нижние границы ребер
сильно расширены. Дальнейшая его судьба не
известна. Также не известен состав его семьи, знаем только, что он был женат и на его
иждивении находилось 6 человек.
Священник Илия Популов
Настоятель Спасской церкви с 1920 года,
священник Илия Георгиевич Популов родился
17 июня 1880 года. В 1902 году окончил полный
курс Тобольской духовной семинарии. В августе того же года был назначен надзирателем
и учителем Курганского духовного училища.
19 января 1903 года епископом Тобольским
рукоположен в сан священника. 7 февраля
1906 года согласно прошению переведен на
вакансию настоятеля в Усть-Суерской церкви
Курганского уезда. В 1916 году епископом
Варнавой перемещен на вакансию настоятеля
Лопатинской церкви. 6 июня 1920 года Высокопреосвященным Николаем, архиепископом
Тобольским, переведен на настоятельское
место в Тюменскую Спасскую церковь.
В 1929 году через газету «Красное знамя»
Тоболкин и Популов ложно очерняются как
уголовно опасные элементы.
Диакон
Владимир Павлович Сажин
Из протокола допроса от 8 июля 1934
года: «Я, Сажин Владимир Павлович, родился
в 1883 году в городе Камышлове, отца своего
я не знаю, так как по-старому, то есть при
царском режиме, считался незаконнорожденным, родился от девицы, не состоящей в
браке. Воспитывался у разных граждан гор.
Камышлова, т.к. в скором времени после
моего рождения меня мать оставила у содержателя постоялого двора – Сердина, от
него меня взял на некоторое время мещанин
гор. Камышлова – Бронский, после него я жил
у пожарника Фирсова, и в последнее время
я жил у маленького торговца Кайгородова,
который, когда мне исполнилось 9 лет, отдал
меня в детский приют города Камышлова. В
приюте я прожил 3 года, и 12 лет я был из
приюта отдан купцу города Камышлова Попову Александру Константиновичу, у которого
я три года проработал бесплатно и два года
за жалование, всего пять лет. Уволившись от
Попова А.К., я поехал в город Екатеринбург,
т.к. я безродный, ни к какому обществу не был
причислен; поэтому в Камышлове паспорт не
был выдан...
В одно время в Камышлов приехал Пермский губернатор, что я по совету некоторых
знакомых мне граждан обратился к нему с
личной просьбой о причислении меня к Камышловскому мещанскому обществу и выдаче
мне паспорта. Через некоторое время меня
распоряжением Казенной Палаты Пермской
губернии причислили к Камышловскому мещанскому обществу, и я получил паспорт. Я поехал
в город Тюмень, где поступил чернорабочим на
мельницу купца Текутьева и проработал там
до 1901 года, после чего, ввиду очередного
призыва в царскую армию, поехал в город
Камышлов, где я обязан был призываться. По
болезни я в армию не был взят, а поэтому
поехал работать на асбестовские рудники около
станции Баженово Пермской железной дороги,
проработал там немного более года чернорабочим, после чего направился в город Тюмень,
но т.к. ехал я без билета, то на станции Кармах был высажен и не добрался до Тюмени,
а поступил в селе Пышминском на мельницу
купца Текутьева, у которого я ранее работал
в Тюмени. В с. Пышминском я проработал два
года, после чего, по рекомендации священника
Чемесова, устроился в Абалакский мужской
монастырь Тобольского района в хор певчим,
прослужил там три года до 1909 года и перешел служить в Тобольский архиерейский хор
певчим, служил до 1911 года. В 1911 году я
переехал в город Тюмень, где служил в разных
церковных хорах певчим. В 1913 году я был
принят на службу в духовное ведомство и назначен псаломщиком Тобольского кафедрального собора, на этой должности я служил один
год, а потом переехал в город Омск, также на
должность псаломщика кафедрального собора.
В 1914 году я был рукоположен в дьяконы...
В сентябре месяце 1920 года я переехал в
г. Т юмень, где и нахожусь в настоящее время.
С 1920 года по 1929 год служил диаконом в
Тюменско-Спасской церкви. Когда Спасскую
церковь закрыли, то я перешел служить во
Всехсвятскую церковь диаконом, где и служу
в настоящее время». Был арестован в 1934
году. Его дальнейшую судьбу и за что был
арестован – установить не удалось.
Иерей Евгений СБИТНЕВ,
преподаватель Тюменского духовного
училища
|