Милостию Божией, возрождается церковная жизнь, возрождается и все, связанное с ней. Убеждаемся в этом на примере
православных воскресных школ. Воскресная школа – церковно-приходское учебное заведение, которое дает начальное православное
религиозное образование.
Из истории возникновения воскресных
школ в России известно, что первые церковные
школы появились вскоре после принятия христианства при поддержке князей, однако вплоть
до второй половины ХV в. их число оставалось
небольшим. Такие школы создавались при храмах и монастырях в крупных городах. В годы
монголо-татарского ига развитие церковных
школ приостановилось. Со второй половины
ХV в. вплоть до начала ХVIII в. происходил
их интенсивный рост. Школы открывались
духовенством, представители которого, как
правило, не только управляли, но и занимались одновременно преподаванием. Учащиеся,
взятые из домов родителей, жили при школе.
Обучение начиналось с 7-9 лет. Программа
церковных школ впервые была утверждена
Церковным Собором 1551 г. Преподавалось
чтение церковных книг, письмо, церковное
пение, в некоторых случаях – иконописание.
Со второй половины ХVII в. в программу
входила и арифметика.
Повсеместное распространение воскресные школы получают в России в середине
XIX в. Отметим, что выдающаяся роль в их
создании принадлежит знаменитым ученым
Н.И. Пирогову и профессору П.В. Павлову.
Император Александр I официально призвал
духовенство к активному участию в организации школ. Согласно утвержденным императором 24 января 1803 года «Предварительным
правилам народного просвещения» все существующие гражданские учебные заведения
были разделены на 4 разряда, 1-й из которых
составляли общесословные приходские училища (в православных приходах городов и сел),
подведомственные университетам вплоть до
принятия в 1835 г. нового университетского
устава. Закон Божий в таких школах должен
был обязательно преподаваться духовными
лицами, прошедшими предварительное обучение в духовных семинариях или училищах.
В силу загруженности духовенства основной деятельностью в приходах священнослужители уделяли мало внимания преподаванию
и не были материально заинтересованы в
дополнительной нагрузке, не владели современной методикой обучения. Во второй
половине 1860-х и в 1870-е годы церковные
школы постепенно приходили в упадок, закрывались, отчасти переходили в руки земств
(земские начальные школы).
В 1879 г. К омитет Министров специально рассмотрел вопрос о роли духовенства
в народном образовании и высказался в
поддержку его преобладающего влияния на
начальную ступень образования. В 1882 г.
Синод учредил Комиссию для составления
правил о церковно-приходских школах, которая решила целиком предоставить начальное
обучение духовенству и подготовила соответствующие документы.
Возрождение системы церковных школ
относится к 1880-1890-м годам. В этот период сложилась целостная система управления
церковными школами, была выработана их
детальная организация, приняты инструктивные документы, программы, утверждены
учебники. 26 февраля 1896 г. высочайше
утверждено «Положение об управлении
школами церковно-приходскими и грамотами
ведомства православного исповедания».
Согласно декрету Временного правительства от 20 июня 1917 года все церковноприходские школы были переданы в ведение
Министерства народного просвещения. Окончательно упразднены декретом СНК РС ФСР
от 20 января 1918 года «О свободе совести,
церковных и религиозных обществах».
В начале XX века в России началось
возрождение воскресных школ Русской
Православной Церкви, основной задачей
которых является религиозное воспитание и
образование, главным образом, детей.
В этой статье мы кратко ознакомились
с историей возникновения воскресных школ
вообще. Но наибольший интерес для нас,
жителей Тюмени, представляет история нашего города и история духовного
развития и образования народов,
населяющих наш город и его окрестности. Конечно, в рамках данной
статьи все осветить невозможно,
но все же отметим: XVIII век
ознаменовался началом каменного
строительства в Тюмени. В 1700
году на берегу Туры были заложены каменные амбары для хранения
городской казны с Благовещенской
церковью над ними.
Во исполнение царского указа
митрополитом Филофеем (Лещинским) в 1703 году при архиерейском
доме была открыта первая в Сибири
школа и развернута широкая миссионерская деятельность.
Начало духовному образованию
в Тюмени положила церковнолатинская школа, открытая в 1761
году при Троицком монастыре. В
1789 году в Тюмени было учреждено
малое народное училище – первое
светское учебное заведение в городе, первоначально содержавшееся
на частные пожертвования. В 1817
году училище было преобразовано
в уездное. В 1859 году в городе
открылась первая женская школа,
вскоре получившая статус училища, преобразованного затем в гимназию.
В начале 90-х годов XIX века на территории судостроительного завода купца
И. И гнатова, расположенного в поселке Мыс,
было открыто народное училище. Основная
цель этого учебного заведения заключалась
в подготовке квалифицированных сотрудников для завода. Благодаря стараниям
Игнатова здание народной школы было
электрифицировано. В нем разместилась
бесплатная библиотека, преподавателям и
учащимся предоставлялись благоустроенные
коттеджи и общежития. Заметным событием
в истории городского просвещения стало
открытие в честь столетия со дня рождения
А.С. Пушкина школы и библиотеки, построенных на средства, пожертвованные купцом
А. Текутьевым.
В 1914 году торговым домом «Колокольникова наследники» было построено здание для
коммерческого училища. Это один из самых
выдающихся памятников городской архитектуры (в настоящее время в нем располагается
Архитектурно-строительная академия).
Конец XIX – начало ХХ веков продемонстрировали значительные масштабы развития
народного образования в городе Тюмени.
Помимо повышения государственных ассигнований на развитие просвещения в крае,
этому процессу во многом способствовали
усилия передовых представителей городского купечества, вносивших значительные
пожертвования на нужды образовательных
учреждений, а иногда и выступавших инициаторами их открытия.
Бурный рост численности воскресных
школ в городе Тюмени приходится на 2000-е
годы. В это время вновь отстраивающиеся
тюменские храмы и монастыри начали повсеместно создавать воскресные школы, с
постепенным ростом численности которых
неуклонно росло и число православных христиан среди детей, подростков и молодежи.
Современные воскресные школы сталкиваются с массой объективных жизненных
проблем, вызванных, например, историческими причинами.
За годы потрясений, пережитых Церковью в XX в., было воспитано не одно
поколение людей, лишенных элементарных
представлений о Православной вере. В
значительной степени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной
жизни; во многом был предан забвению
православный жизненный уклад – все это
и обуславливает те трудности в поиске
эффективных, «духовно выверенных» форм
деятельности, с которыми сталкиваются сейчас организаторы воскресных школ.
Воскресная школа, прежде всего, призвана
формировать в своих стенах некую духовную
среду, основная характеристика которой – это
атмосфера соборной православной семьи.
Преподаватели, учащиеся и их родители
«проживают» день встречи (как правило,
это воскресенье) вместе, как одна большая семья. Однако школа при этом вовсе
не является аналогом некоего элитарного
«православного клуба». В воскресной школе находят свое естественное продолжение
духовные переживания всех, кто включен в
ее жизнь; которые раскрываются при участии
верующего человека в Таинствах Церкви и
ее Богослужении. Духовно значимым ориентиром выступает здесь традиция совершения
братских трапез.
Далее я бы хотел рассказать немного о
Воскресной школе храма Трех Святителей
Вселенских, где являюсь вторым священником. Точнее даже не о самой школе, а о
новом предмете, который пришлось
преподавать ее воспитанникам.
Воскресный день в Воскресной
школе Трех Святителей начинается
с церковной службы. После Богослужения все собираются вместе для
прохождения занятий по церковным
дисциплинам (для каждой возрастной
группы они разные; в том числе
предусмотрены и катехизаторские
беседы со взрослыми). Изучаются
предметы: Закон Божий, история
Церкви, церковное пение и церковное краеведение.
Отдельного подхода требуют подростки и молодежь. Им не нужны
лекции по программе, они ждут ответов на острые вопросы. Для них
важна сама среда общения. Поэтому
и было решено начать преподавание
церковного краеведения для подростков с 12 лет.
Краеведение – уникальный предмет, соединивший в себе многие
компоненты. Главной является
духовно-нравственная составляющая.
Знание своего края, своей Родины
изначально предусматривает нравственные цели воспитания. Именно
в краеведении локализуется интерес
к истории Отечества. Церковное краеведение
отличается тем, что имеет высокую цель –
воцерковление детей, приведение их к Богу
через воспитание патриотизма. Ведь только
Бог может пробудить в душе ребенка истинную любовь к Родине. Святые отцы учат,
что любовь к Родине – это дар Божий. Он
развивается через веру, через обращение
к святыням.
Любовь к родному краю должна быть деятельной. История должна стать из учебного
предмета реальной жизнью детей, учить их
быть и внешне, и внутренне русскими людьми. Важны не столько теоретические знания,
сколько опыт духовной жизни, сохраняемый
церковным преданием.
В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный
материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической
деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Особое внимание на
уроках религиозного краеведения в нашей
Воскресной школе уделяется изучению
религиозно-архитектурных памятников. В
городе Тюмени сохранилось немало таких
древних святынь. Они являются всеобщим
наследием и до сих пор украшают наш город,
делая его особенным и непохожим на другие
города. Школа наша относится к Православной Церкви, но на уроках религиозного
краеведения изучаются и архитектурные
памятники представителей других религий. В
городе Тюмени сохранились не только православные храмы, но и еврейская синагога,
и польский костел. А вот старая мечеть не
сохранилась. Строятся или уже построены
много новых православных храмов и других
культовых объектов. Все знают такие шедевры, как комплекс Свято-Троицкого монастыря, Знаменский кафедральный собор, храма
Михаила Архангела, красивейший и пока не
действующий храм Спаса Нерукотворного и
другие. Даже наша маленькая кладбищенская
церковь во имя Трех Святителей Вселенских
имеет 150-летнюю историю. Материала для
изучения очень много – есть чем заинтересовать учащихся Воскресной школы.
В качестве вывода хотелось бы сказать
следующее: как когда-то первые воскресные
школы были созданы для обучения неграмотных детей и взрослых, так, видимо, и современные православные воскресные школы
должны быть ориентированы не только на
детей, но и на взрослых, поскольку безграмотность в вопросах веры приобрела почти
повсеместный характер.
Каждый человек обязан знать историю
своего края. Значение слова «история»
восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». Сейчас это слово стало обозначать
не способ узнавания, а рассказ о событиях
прошлого. А как мы можем узнать о событиях
прошлого, о своих предках? Только из сохранившихся архивов, каких-то устных преданий
и рассказов. Можем изучать религиозно-архитектурные памятники, сохранившиеся
до наших дней. Дети – это наше будущее, и
как мы их воспитаем, таким это будущее и
будет. Поэтому, для изучения истории нашего
города, было принято решение включить в
образовательный процесс Воскресной школы
Трехсвятительского храма уроки религиозного
краеведения. Изучение храмовой архитектуры
необходимо как восполнение существующих
пробелов в отечественной истории искусства
и истории родного края.
Иерей Сергий КИСТИН,
клирик Трехсвятительского храма
г. Тюмени
|