Написать это послание родителям учащихся меня побудило
сообщение об отказе введения уроков православной культуры (ОПК) в
школах г. Тюмени. Являясь преподавателем высшей школы, ежедневно
наблюдаю поведение и моральный облик выпускников наших школ
и делаю для себя неутешительные выводы. Какое общество завтра
будет в нашей стране? Даже в сравнении с советским социумом
оно не выдерживает критики. Сейчас мы ощущаем на себе провал
в воспитании и культурный сдвиг поколения 90-х годов, а что же
думают молодые родители о своей старости, голосуя против ОПК?
Кто обеспечит им уважение и благополучие в недалеком будущем?
Мой будний день начинается с поездки
в общественном транспорте к месту работы.
Не помню, чтобы в последние годы меня,
пожилого человека, пропустили первым в автобус молодые люди, и не было случая, чтобы
уступили место. Да что там я, рядом стоят
престарелые люди (старики и старушки) – и
никто из молодежи не посадит их вместо себя.
Едут студенты и учащиеся школ, но ничто их
совести не подсказывает поступиться своим
комфортом. Потому что у них нет даже понятий о сочувствии, и, думаю, что никакие
уроки светской этики не пробудят в них эти
качества. Здесь нужны особые моральные
принципы, любовь к ближним, уважение к
старшим, которые закладываются в семье и
школе с самых ранних лет.
Подходя к институту, видишь в стороне
студентов (в т.ч. девушек), смолящих папиросы. Курят практически через одного, мат
в их разговорах стал обычным делом. Язык
нашей молодежи далек от литературного и
крайне засорен жаргонными словами. При
сдаче экзаменов и зачетов нерадивые студенты с легкостью идут на обман. Из общения с ними узнаешь, что некоторые ведут
беспорядочную половую жизнь или живут в
гражданском браке, ночи проводят в клубах.
После праздников, бывает, приходят на занятия с опухшими лицами и пустыми глазами,
как заправские алкаши. Причем не видят в
этом ничего зазорного. А ведь основная часть
нашей молодежи имеет положительные наклонности, и им просто надо вовремя помочь
встать на верный путь. В школах они проходили уроки этики и эстетики, но без основ
духовно-нравственной культуры эти знания не
нашли в душах учеников благодатной почвы.
Удручает дремучесть и невежество бывших
школьников. Даже не знают, кто есть Иисус
Христос, называют Его святым или пророком,
уже не говоря о других библейских личностях
или известных исторических событиях, связанных с Православием. Например, почему
защитник земли Русской Александр Невский
одновременно является и нашим святым, какие
духовные подвиги, наравне с воинскими, он
совершил. В то же время они хорошо знают
звезд эстрады, из которых выбирают себе
кумиров, часто с сомнительной нравственной
репутацией. Молодые люди не ведают понятия
греха и нарушения заповедей, таких как блуд
и прелюбодеяние, содомского порока и других.
Все это они должны знать еще со школьной
скамьи. Когда у школьника будет прочный
моральный стержень, тогда и светская этика
приложится к месту.
Подводя итог, хочу сказать, что не вижу
ни одного позитивного довода к отказу проведения занятий по курсу «Основы православной культуры» в школах нашего города.
Как писал о. П. Флоренский: «Религия спасает
нас от нас самих, одолевает геенну, которая
в нас, она улаживает душу…». Отказ от
моральных принципов Православия лишает
наших учеников достойного будущего. Ведь
формирование характера, отношение к делу
и учебе, нравственное и физическое воспитание определяются именно в семье и школе в
раннем возрасте. На деле же формированием
личностей у нас занимается массмедиа, все
24 ч в сутки. Хоть что-то мы должны противопоставить их тлетворному влиянию на детей!
Ведь хорошо заметно, что идет оболванивание,
дебилизация и, даже, варваризация молодого
поколения. В этой связи уроки ОПК должны
стать обязательным предметом школьной
программы. Как же можно родителям лишать
своих детей такой благодати? Ведь через учителей им будет само Слово Божие молвлено.
Наши оппоненты (в основном либерального толка) любят ссылаться на примеры
западных демократий, на их культуру и
толерантность. Но ведь там почти во всех
странах в школах имеются аналогичные
предметы, в том числе и в полиэтнических.
И никого это не ущемляет, но дисциплинирует и учит граждан исполнять закон светский,
как должно исполнять Закон Божий.
В заключение хочется привести слова
известной писательницы прошлого века Зинаиды Гиппиус (либеральных, кстати, взглядов),
пережившей и мрак октябрьской революции,
и кошмар гражданской войны, испытавшей на
себе слом культурной парадигмы. Возможно,
не дословно, но по сути говорившей, как напутствие русской интеллигенции, следующее:
«Не надо напрасно обманывать себя: не будет
поросль истинно молодой и живой, в душе
которой не таится зерен религиозной правды,
которая не пойдет от крепких, старых корней».
Наша обязанность посеять эти зерна в душах
тюменских детей для их блага.
А.М. ОКУНЕВ,
доцент Тюменской государственной
сельскохозяйственной
|