ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№5 2012 г.         

Перейти в раздел [ История ]

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»

С детства помню рассказы мамы о ее погибшем брате Николае. Родился он в апреле 1921 года. С мамой они погодки. Росли вместе, были младшими детьми в многодетной семье ирбитского мастерового Ивана Моисеевича Волкова, моего деда.
Был Николай жизнерадостным, веселым, озорным, как сейчас говорят, «с активной жизненной позицией». «Любка, прыгай сама, а то столкну!» – это старший брат сестренке. А прыгают они с крыши своего дома в сугроб.

1936 году Коля окончил семь классов средней школы №1 г. Тюмени (в те годы – неполное среднее образование) и поступил в Ирбитский сельскохозяйственный техникум. Занимался спортом, играл в футбол, в составе команды техникума ездил в Ленинград на соревнования по гимнастике. Выучился играть на балалайке и отстукивал чечетку (степ). Ловко сражался в бабки и лапту (об этих играх сейчас только в книгах можно прочитать). У него было много друзей, двери в доме всегда были открыты для них.

В 1939 году Николай окончил зоотехническое отделение техникума, и с другом Иваном направили их на работу в Челябинскую область. Они оттуда пешком (!) добрались до Тюмени. Поступили и учились в Тюменском пехотном училище, о чем свидетельствуют надписи на фотографиях. Карандашом написано: «На память Мише и Нине от брата Коли. 25/II-1940 г. Тюмень Т.П.У. 11 пулеметная рота», «На память Папе, Наде и Любе [сестрам] от Николая. Тюмень Т.П.У. 12/VI-40». Папе – написано с большой буквы, а мамы уже не было в живых.

Среди семейных фотографий хранится маленький снимок, на котором – улыбающаяся девушка, головка в берете, на плечах красивая гарусная накидка. Всегда с трепетом переворачиваю эту фотографию и читаю: «На память Коле В. Вспомни порою, если этого стою. г. Пушкин, 27.12.40 г. от Д.С. 19 лет». Наивно, трогательно, щемит сердце…

Всматриваюсь в эти любительские снимки, сделанные с необычной модной ретушью. На груди у курсанта Волкова престижный в то время значок. На белой эмали диска две надписи: вверху – «Готов к ПВХО (противоздушной химической обороне), внизу – ОСОАВИАХИ М ССР («Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству». 1927-1948). Самолетик-биплан цепочками соединен с диском. Были тогда и другие значки: «Ворошиловский стрелок», ГТО («Готов к труду и обороне», I и II степени), «Готов к санитарной обороне», для юношества – «Будь готов к санитарной обороне». Страна готовила защитников.

Тюменское пехотное училище располагалось в здании бывшего Гостиного двора, в самом центре старой Тюмени, по адресу: ул. Р еспублики, 2. Известный тюменский педагог, бывший директор Машиностроительного техникума А.К. Щекотов рассказывал, как, будучи подростком, он с друзьями бегал смотреть на строевую подготовку курсантов. Плац находился напротив казарм на берегу Туры. В годы войны там отрабатывали приемы рукопашного боя будущие командиры взводов. В сквере перед зданием теперь установлен православный Крест, и в памятные дни – 9 мая, 22 июня, 8 ноября (День Сибири) – здесь служатся панихиды, молятся о упокоении душ убиенных воинов от дней Ермака и до ныне.

Первый выпуск Тюменского пехотного училища состоялся в воскресенье 15 июня 1941 года, Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. До начала Великой Отечественной войны – 7 дней. Один из выпускников – молодой двадцатилетний лейтенант – Волков Николай Иванович. Следующие выпуски были ускоренные: в июле и в ноябре 1941 года. В Тюмени есть музей военных пехотных училищ, где бережно хранят память о выпускниках трех училищ, которые во время Великой Отечественной войны были в Тюмени. Среди выпускников 1-го пехотного училища знаменитый режиссер и артист Евгений Матвеев. Бессменный руководитель музея Лариса Павловна Бодрова. Уже много лет в апреле месяце встают на «Вахту памяти» учащиеся Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства (ТТСИ и ГХ ; ул. Энергетиков, 45). Дядя участвовал в боях под Москвой. Дважды был ранен.

В апреле 1942 года в Ирбит на улицу Коммуны, 67 в один день почтальон принес сразу два письма. Одно от Николая, писавшего, что 28 марта вернулся после ранения в свой 12-й гвардейский стрелковый полк. Очень рад этому и что завтра – бой. А второе письмо от старшины роты автоматчиков, командиром которой был Николай. Старшина сообщал, что лейтенант был смертельно ранен осколком снаряда и похоронен на развилке дорог. В то письмо был вложен какой-то Колин документ, залитый кровью.

Письма и похоронка не сохранились, только несколько фотографий, две из них военные. На старом картоне надпись Колиным почерком: «Москва 27 января 1942 года после первого ранения». Ниже другим почерком приписано: «Волков Николай Иванович 1921-1942, 29 марта. Погиб под Москвой. Убит во время наступления осколком снаряда. Станция Малый Ярославец». Предполагала, что это – место гибели Николая, и хотелось разыскать его могилу.

В апреле 1990 года представилась счастливая возможность съездить по путевке в Дом отдыха Балабаново. Это совсем рядом от станции Малоярославец, по Калужской линии железной дороги. В один из первых дней отдыха с четырнадцатилетним сыном поехали в военкомат Малоярославца. Военком внимательно выслушал, достал толстенную книгу, долго листал, а потом подвел нас к карте и стал показывать, где находится захоронение. Вдруг спросил: «Как звали родителей вашего дяди и откуда он призывался?». Я назвала. Он покачал головой: «Это не ваш, этот Волков Николай Иванович, 1921 года рождения, был из Москвы». А когда я сказала, что дядя погиб 29 марта 1942 года, военком ответил, что бои за Малоярославец шли в новогоднюю ночь на 1942 год. И искать могилу нашего погибшего дяди надо где-то в другом месте. Вопрос «Где?» еще пятнадцать лет оставался открытым.

19 мая 2005 года. Солнечное свежее теплое утро. Цветут яблони, сирень, черемуха – все сразу. Ирбит – сказочно нарядный с налетом провинциальной заброшенности. Стою у дверей городского военкомата и молюсь: «Государь, сегодня День твоего рождения, помоги найти моего дядю Николая!».

Иду в военкомат, потому что знаю: дедушка получал пенсию за Николая. Пенсии за погибших офицеров назначались по линии военкомата, значит, могут помочь найти извещение-похоронку, там указано точно место гибели. Поднимаюсь на второй этаж, узнаю, что день не приемный. Но, снисходя к моим словам, что приехала издалека, из другой области, выслушивают мой сбивчивый рассказ. Говорят, что архивы не сохранились, проводят в соседнюю маленькую комнату, где хранятся Книги Памяти по Свердловской области. Находят запись о моем дяде в томе 6, стр.59: «УБИТ ». Скорбная радость встречи!

Подводят к специалисту, которая работает с Военным комиссариатом Свердловской области. Начинаю свой рассказ заново, волнуясь еще больше. Девушка задает вопросы, пытаясь мне помочь. И я вижу, как по коридору идет женщина, которая только что показывала мне Книгу Памяти. В руках у нее – старая амбарная книга, и выражение лица – недоуменно-недоверчивое и в тоже время восторженное. Она протягивает мне амбарную книгу и говорит: «Мы нашли запись о Вашем дяде. Это единственная сохранившаяся книга. В ней вели запись извещений похоронок. Архив хранился в сарае рядом с конюшней, а там мыши…».

Еще не веря, беру в руки и листаю старые страницы. Ничего не вижу, слезы застилают глаза. Женщина находит и показывает нужную мне строку, списываю номер пенсионного дела. Благодарю сотрудниц военкомата и прощаюсь. До сих пор помню ощущение прикосновения к тайне Промысла Божия.

30 мая 2005 года внучатый племянник лейтенанта Волкова Николая Ивановича 23-летний лейтенант Геннадий получил на руки ксерокопию извещения-похоронки. Указанной в похоронке деревни Красная Горка Юхновского района Смоленской области уже нет. После войны границы областей менялись. Останки погибших воинов перезахоронены в древнем городе Юхнов Калужской области. «Приезжайте», – сказал по телефону комиссар военкомата г. Юхнов. Еще не съездила. Бог даст, навещу могилу дяди вместе с его правнуком.

Позже с благодарностью поняла, что помогла мне найти могилу дяди Пресвятая Богородица. Икону Ее «Калужская» подарила мне на Рождество 2005 года матушка Нина, настоятельница Богородице-Рождественского Ильинского женского монастыря Тюмени.

В 2012 году отмечают 200-летие прославления Калужской иконы Божией Матери. Празднование установлено 12 (25) октября в память спасения Калуги от нашествия французов в Отечественной войне 1812 года. Осенью 2005 года я обратилась в известный в Тюмени Центр истории краеведения и туризма с просьбой о поиске в архиве Министерства Обороны в городе Подольске сведений о Н.И. Волкове. Последняя найденная ими запись в книге регистрации начальствующего состава: «10.10.41 лейтенант Волков Н.И. прибыл из 90 ЗСП в 57 ЗСП (запасной полк) согласно предписания 131 101 для укомплектования полка». Бесконечно им благодарна!

Думаю, что поиск мой не завершен. Надеюсь, что есть семьи, родные которых также были курсантами первого выпуска Тюменского пехотного училища. Значит, могут храниться общие фотографии, на которых и мой дядя. Значит, могут появиться новые известия и новые встречи.

В этом году исполнилось 70 лет со дня гибели дяди. Я в три раза старше его, оставшегося навсегда молодым.

Господи, вразуми, научи, помоги сохранить и передать память о «положивших жизнь за други своя», за Родину, за всех нас живущих детям, внукам, чтобы им «не солгать, не обмануть, ни с пути свернуть».

Т. Г. ШИЯНОВА,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.