- Где вы взяли, что Христос воскрес в воскресенье? В Библии сказано, что пошли смотреть в воскресенье, а когда воскрес Христос нигде не говорится, топи в субботу утром, толи в субботу днем, вечером?
Андрей
- В святом Евангелии прямо сказано: Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине (Мк.16:9). Суббота у евреев была седьмым днем. По прошествии ее начинался первый день недели - воскресенье. Есть свидетельство и в книге Деяний св. апостолов: Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых (Деян. 10:40-41). Спаситель мира был распят в пятницу, следовательно, третий день приходится не на субботу, а на воскресенье.
Иеромонах Иов (ГУМЕРОВ)
- Прошу разъяснить, почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался еще до рождения Христа и означал, естественно, не воскресение Христово?
Георгий
- До рождения Христа существовали ветхозаветные праздники, которые по слову св. апостол Павла были лишь тень будущего, а тело - во Христе (Кол. 2:17). Они - прообразы новозаветных праздников. Древнееврейская Пасха совершалась в память чудесного избавления из египетского плена (Исх. 12:1-24). Праздник этот получил название Пасха (евр. пэсах, от глагола, означающего перескочить через что-то, оставить нетронутым), потому что ангел Господень, поражая первенцев египетских, прошел мимо домов евреев, у которых косяки и перекладины дверей были помазаны кровью жертвенного агнца. Наша Пасха - Христос (1Кор. 5:7), Который как Агнец принес Себя в Жертву на Кресте за наше искупление и воскрес в третий день. Воскресение - победа над смертью и надежда на будущее общее воскресение. «Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19).
Иеромонах Иов (ГУМЕРОВ)
- Объясните, пожалуйста, разницу между православной и римско-католической Пасхалиями.
Николай
- По сложившейся церковной традиции, согласно правилу I Вселенского Собора 325 года, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с несоразмерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется, дата праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она определяется расчетным путем. Юлианский календарь, которым пользуется Православная Церковь, основан на солнечно-лунной системе отчета, в результате чего год получается длиннее на 11 минут 14 секунд года астрономического. Из-за этого день солнечного равноденствия, который в 325 году был 21 марта, к концу шестнадцатого века сместился на десять дней назад, то есть на одиннадцатое марта. Недовольная этим смещением и тем, что Пасха может каждый год может иметь «колебания» в дне празднования, Римско-католическая Церковь в 1582 году провела реформу и ввела, так называемый, григорианский календарь по имени папы Григория XIII, смысл которой сводился к переходу исключительно на солнечную систему отчета. Конкретно реформа выразилась в том, что летоисчисление в 1582 году было механически перенесено на десять дней вперед, то есть днем весеннего равноденствия опять стало 21 марта. Это стремление к точности оказалось неоправданным в свете евангельских событий, так как в григорианском календаре христианская Пасха иногда приходится вместе с еврейской или даже раньше нее. В частности, с 1851 по 1951 год католическая Пасха случалась прежде еврейской 15 раз.
Согласно же канонам Православной Церкви это считается недопустимым: Пасха всегда должна праздноваться после иудейской пасхи, ибо Господь воскрес в первое воскресенье после нее. На практике католическая Пасха происходит, как правило, на неделю или на две раньше православной, и три раза в 19 лет совпадает с ней. Рекомендуем Вам книгу «Календарный вопрос», выпущенную в издательстве Сретенского монастыря, где подробно освещается эта проблема.
Игумен Амвросий (ЕРМАКОВ)
- Как вычислить дату Пасхи? Моя бабушка умела вычислять дату Пасхи каким-то методом.
Николай
- Правила, определяющие время празднования Пасхи, были выработаны в III веке Александрийскою Церковью и закреплены постановлениями I Вселенского (325 г.) и поместного Антиохийского (341 г.) соборов. Установление это сохраняет силу до настоящего дня: праздновать Пасху в первый воскресный день с наступлением полнолуния в день или сразу же после весеннего равноденствия. Святыми отцами при этом было строго определено совершать этот главный христианский праздник только после еврейской Пасхи. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, т.е. 21 марта (4 апреля по григорианскому календарю) и не позже 25 апреля (8 мая). В древней Церкви вычисление пасхального дня было поручено епископу Александрийскому, потому что александрийцы пользовались наиболее точным девятнадцатилетним циклом (открытым древнегреческим астрономом Метоном, V в. до Р.Х.), после которого полнолуния и фазы Луны приходились на те же дни месяца, что и предыдущие.
Человек неграмотный сам вычислить время Пасхи не может. Ваша бабушка, по-видимому, совершала простейшее действие: с наступлением Великого поста по его продолжительности (48 дней) определяла день Светлого Христова Воскресения. Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777-1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», a через «с» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2xb + 4xc + 6x d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е - 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (Ь). Разделив число года на 7, получим в остатке 1 (с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6-9 = 1 апреля ( Юлианского календаря).
Иеромонах Иов (ГУМЕРОВ)
- Многие на пасхальное освящение, кроме пасхи и яиц, приносят вино, колбасу и мясо. Можно ли приносить в храм мясные блюда? Есть ли какое-то установление, что должно освящаться? Заранее благодарна за ответ.
Светлана
- В Триоди Цветной и Требнике перед Молитвой во еже благословити сыр и яйца написано: «Яйца же и сыръ принесенные поставляются в притворе, в церковь же отнюдь не подобает вносити». Перед Молитвой во еже благословити брашна мяс, во святую и великую неделю Пасхи сказано: «Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею». Этим указано, что мясо и мясные продукты в притвор или во двор церковный вносить не должно. Все это священник раньше освящал у себя дома, который был рядом с храмом. Жизнь изменилась. От современных прихожан требуется, чтобы они не вносили мясо в храм или притвор, а ожидали священника в церковной ограде.
Иеромонах Иов (ГУМЕРОВ)
|