Помню, одна долгожительница, героиня моей давней статьи, говорила: «Одинаково худы и негодная жизнь, и негодное слово». Если имеешь одно, будешь иметь и другое. Надо хранить язык свой от зла и грубости - и не будет печали и тоски на душе. В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько гнусно сквернословие, за него строго взыскивали. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами.
«Никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших, но только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4,29).
С прискорбием приходится говорить, что гнилые слова сегодня стали нормой в языке нашего народа. Не будем идеализировать прошлое: сквернословие во все времена находило своих приверженцев. И ни в какие годы не было истребляемо совершенно, как и любой вид зла. Это понятно - извечный противник рода человеческого воюет с нами отнюдь не понарошку. Однако всегда общественная мораль ставила мат вне закона, вне литературы, вне воспитания, вне общения порядочных людей. Но в последние годы, когда нашу страну стали усиленно превращать как бы в большой притон, нецензурщина сделалась сначала допустимой, а теперь уже и по-хозяйски расположившейся сожительницей улиц и площадей, Дворцов куль-туры(!) и учебных заведений, печатных страниц и общероссийских программ ТВ, не говоря уже об эпидемии грязной видеопродукции.
Речь высокопоставленных чиновников, депутатов, общественных деятелей стала зачастую похожа на речь уголовников, босяков, людей, потерявших социальный статус. А сколько «пирамид» из некрасивых слов ежечасно «строится» в красивых наших
административных зданиях! Какая армада ухоженных людей, стоящих у руля управления коллективами^), «руководят» подчиненными без всякого стеснения с помощью мата!
Сквернословие употребляется даже в семьях. И не только в общении между взрослыми, но подчас и в разговоре родителей с детьми, в том числе и совсем маленькими. И что особенно страшно, причинами для сквернословия уже не всегда служат раздражение, гнев. Непотребные, мертвящие слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюбленные! Это признак особой, пугающей деградации, когда уничтожается всякое понятие приличия в общении между людьми.
В связи с этой ситуацией каждый должен отчетливо понимать, что матерная ругань есть явное проявление зла в человеке, даже если он ругается в ответ на зло, от отчаяния, обиды и бессилия.
В словаре Владимира Даля, который является результатом глубокого изучения не книжного, а именно живого, народного русского языка, сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное». Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов...
В русском народе издревле матерщинников именовали богохульниками. Матерный язык - наследие языческих времен. Явное подтверждение этому - одновременный рост повсеместной тяги к мату и к языческим зодиакальным волхованиям, гороскопам, знахарству, ворожбе и тому подобному бе-совству. Вся эта языческая свистопляска, конечно, несовместима с высокой русской культурой, нравственностью и духовностью, сформированными православным миропониманием. Именно оно некогда воздвигло Святую Русь и сделало нашу Родину великой,
о чем мы так легко нынче забыли, впадая в смрад и скверну...
Сегодня продаются даже словари матерной ругани. Дьявольские силы, устремившиеся погубить Россию, делают все, чтобы народ наш учился сам себя осквернять. Привычка к «крепким выражениям» формирует нравственный облик человека, мешает его приобщению к культуре (даже если он работает в области культуры), делает такого человека ненадежным во взаимоотношениях с другими. На того, кто постоянно матерится, нельзя положиться в серьезном деле, ведь привычка к сквернословию - видимый признак внутреннего духовного и нравственного разложения человека. Тот, кто легко позволяет себе нечистую, гнилую речь, тот без затруднения решится и на нечистые дела - это доказано на практике.
Если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, не рассыпался бесплотным прахом, мы должны решительно отказаться от сквернословия и беречь так легко нами полученный великий Божий дар - прекрасный русский язык. Слово - величайшее орудие Бога. «Вначале было Слово», - говорит евангелист Иоанн. Словом Бог сотворил все. Слово -также и орудие человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемы словом. А сквернословием сеется тьма.
Когда человек говорит скверные слова, он не только оскверняет, пачкает свои уста, но и льет грязь в уши окружающих; развращает их неприличием, наводит на дурные мысли - сеет зло. Даже когда сам этого не сознает. И даже те, кто считает себя подлинными христианами, всегда ли помнят, что дар слова дан человеку, в первую очередь, для того, чтобы славословить Господа.
В нашей стране сегодня большинство населения крещено в православной вере. Но все ли знают, все ли поняли, что вслед за святым крещением через помазание освященным миром на их уста была налагаема печать даров Святого Духа. А срамословием оскорбляется не больше не меньше как Дух
Святой, освятивший уста христианина для употребления их во славу Божию! Не гнушаясь сквернословием, человек отталкивает от себя Дух Божий, Который есть сама жизнь со всеми ее благодатными дарами.
Устами христианин принимает Тело и Кровь Христову. Поганя их дурными словами, богохульник в то же время дерзает прикасаться Пречистого Тела и Крови Христовой, не боясь в греховной своей беспечности прогневить Спасителя.
Будем помнить, что устами своими мы целуем невинных детей, лобызаем святой крест, святые иконы, святые мощи, священные книги Евангелия. Устыдимся произносить срамные, гнилые слова устами, освящаемыми прикосновениями к таким великим святыням!
Необходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых иные из нас, может быть, и привыкли не стесняться, но Ангелы и Сам Господь! Неужели не остережемся мы сквернословия, чтобы худыми речами не оскорбить Ангелов, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога?
Вдумаемся, как, марая в грязи безнравственности свою речь, мы посрамляем дар Божий - великий наш родной русский язык, попираем достоинство народа нашего и наше собственное достоинство, ведь человек создан по образу и подобию Божию.
Скернословие - это забвение любви Божией, это распущенность души, это особый вид беснования. Оно отвращает людей друг от друга, поселяет ссоры, отталкивает от совместной работы и помощи друг другу. И кому в радость жить среди злости, какой толк от материального благополучия среди постоянных огорчений, что за работа среди обид и раздражения? Филарет, архиепископ Черниговский, наставляет: «Да будут разговоры ваши таковы, чтобы не отвечать за них муками в вечности». Положим эти слова в сердце свое.
Анна ПАНКОВА, г.Тюмень
|