Исторический роман протоиерея Николая Агафонова повествует
о великом подвиге тихих и скромных женщин, последовавших за
Христом. Автор открывает перед читателем те глубинные стремления и переживания святых жен, которые отражены в скупых
строчках церковного Предания.
От автора
Человеческий род достиг своего высшего
духовного развития в Деве Марии. Поднявшись до невиданных ангельских высот, Она
превзошла их, став «честнейшей Херувим и
славнейшей без сравнения Серафим». Явившись Вратами Небесными, через которые в
мир пришел Спаситель, Пресвятая Дева на
все времена стала знаменем женского
естества, освященного Божественным
величием. И если Матерь Божию именуют
«главизной нашего спасения», то Ее надо
признать и главизной женского служения
Христу и Его Церкви.
На страницах Евангелия Господь часто обращается к женщинам. И не только
прощая грехи, исцеляя, но и беседуя
с ними о тайнах Царствия Божия. Достойно внимания то, что впервые прямо
и открыто Господь указал на Себя как
Мессию, то есть Христа, именно женщине
(Ин. 4, 25-26). Как и апостолы, женщины, следовавшие за Христом, именовали Его своим
Учителем (Ин. 20, 16). Правда, в отличие от
апостолов, которых Господь Сам избирал и
призывал на служение, женщины следовали
за Ним исключительно по зову сердца. Но
разве зов сердца не от Бога? Это говорит
лишь о том, что сердца женщин способны
слышать призыв Божий, не нуждаясь в его
словесном подтверждении.
Когда пришли дни испытания, Спаситель
говорил апостолам: «Да не смущается сердце
ваше. Веруйте в Бога и в Меня веруйте»
(Ин. 14, 1). Но даже они, любящие Христа,
испугались и разбежались. С Господом остались лишь те, о ком почти ничего не повествуется в Евангелии до голгофских событий.
Это были тихие, скромные женщины, всюду
ходившие за Христом и служившие Ему
своими имениями (Лк. 8, 1-3). Теперь же,
когда униженного и истерзанного пытками
Христа, как преступника, вели на распятие,
женщины были рядом. Среди беснующейся
толпы, истошно вопящей: «Распни, распни
Его!» – они не дрогнули. Когда читаешь
строки Евангелия, то перед мысленным взором встает трогательная картина идущих за
Христом на Голгофу женщин. Растерянные
и напуганные, еле сдерживая рыдания, они
идут в молчаливой скорби. Почти не видя
от слез дороги, поддерживая друг друга,
они следуют за своим любимым Учителем,
поруганным и осмеянным. Только в любви
эти слабые женщины черпают свои силы и
идут до конца.
Когда же пришло время и прославился
Сын Человеческий, то первым благую весть
о Своем Воскресении Он даровал женщинам.
«Радуйтесь!» – говорил Он им, повелевая
идти и рассказать апостолам о Его победе
над смертью. А когда апостолы не поверили,
Христос явился и «упрекал их за неверие и
жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк. 16, 14).
В подвиге жен-мироносиц раскрылась
вся высота женского служения Богу и миру.
Их жизнь, по словам священномученика
митрополита Серафима (Чичагова), «многопоучительна и теперь для современных
христианок». Подражание мироносицам в
жертвенной любви и на миссионерском поприще находило себе место на протяжении
всей двухтысячелетней истории христианской
Церкви. Трудно переоценить роль женщины
в сохранении православной веры и в нашем
Отечестве. Я бы даже дерзнул сказать, что
именно женщины в годы безбожных лихолетий и сохранили эту веру. О чем хорошо сказано в замечательном стихотворении моего
любимого поэта Александра Солодовникова:
Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою,
А мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко гробу.
Людские мудрецы великие
В атомный ад ведут народы,
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды.
Многие часы, дни и месяцы я провел в
размышлении о женах-мироносицах. Вчитывался в евангельские строки и в те скупые
сведения, что оставило нам Церковное
Предание. Пытался представить себе, как
они жили, мыслили и действовали в разных
жизненных обстоятельствах. И хотя я писал
свою книгу с глубоким убеждением, что все
так и должно было быть, однако прошу читателя помнить, что перед ним прежде всего
художественная проза, где исторические
факты переплетены с домыслами и предположениями автора.
Единственное, где я не позволял себе
домысливать что-либо от себя, так это описание евангельских событий. В этом мое повествование неукоснительно придерживается
духа и буквы Священного Писания, а также
святоотеческого толкования Евангелия.
От редакции «Сибирской православной
газеты»: книгу протоиерея Николая Агафонова (1955-2019) «Жены-мироносицы» можно
не только читать, но и слушать (например, на сайте azbyka.ru).
|