ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№4 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий: 400-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ: история распространения Православия в дореволюционный период

Нельзя сегодня говорить об истории Сибири, не учитывая того вклада, который внесла в ее освоение Русская Православная Церковь. Известно, что подлинное превращение Руси в Великую Россию началось с присоединения Сибири к Русскому государству. В 80-е годы XVI века было покорено Сибирское ханство, и уже спустя 60 лет русские первопроходцы вышли на берег Охотского моря, пройдя всю Сибирь от Урала до Тихого океана. Важно и то, что при этом русские не истребляли местных жителей, не сгоняли их с обжитых мест, не нарушали их самобытности, предоставляя право коренному населению жить согласно своим традициям. Ни один народ, проживавший на территории Сибири и Дальнего Востока, не исчез, не был изгнан или загнан в резервации, не было и насильственной колонизации в западном понимании освоения земель. Если бы первопроходцы воевали с каждым местным князьком, то им не удалось бы объединить такие огромные территории за столь короткий срок и с малыми потерями. Это и было распространение русского мира – великий социокультурный и цивилизационный проект.

Православная традиция стала стержнем русского народа и русского общества. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «хранение этого цивилизационного стержня нашего народа, православной веры, было делом непростым. В какой-то момент нашей истории случилось так, что именно этот стержень стал восприниматься внешними противниками Руси как опасное для них явление, которое нужно либо уничтожить, либо переформатировать под свои собственные стандарты. Мы знаем, что и в сражениях, которые вел Александр Невский, и в Куликовской битве, и во многих других войнах усилия нашего народа были направлены на то, чтобы защитить этот мировоззренческий стержень. И произносили слова «за веру, царя и Отечество», поставляя веру на первое место, потому что если она будет разрушена – и царь не устоит, и Отечество будет разрушено». Особым образом это отразилось на процессе освоения Сибири. К этому времени Русская Церковь имела опыт обращения язычников в христианство. Был избран путь духовного просвещения местных народов и приобщения их к христианским нравственным ценностям. Православие стало важной составляющей частью духовного облика края. Через Православие народы Сибири приобщались к великой христианской культуре, под его благотворным влиянием смягчались нравы, формировались духовные и эстетические идеалы. Во многом благодаря просветительским трудам тобольских архипастырей Сибирь прочно вошла в состав Российского государства. Некогда и сама Русь, при великом князе Владимире, отходя от грубого язычества, восприняла Православие от Византии, и это не привело к потере национальных особенностей народа, а преобразило его в духовно-нравственном развитии.

Царь Михаил Федорович и Патриарх Московский Филарет, сознавая значимость распространения Православия среди коренных народов и ставя задачу исправления нравов первых русских поселенцев, в 1620 году учредили в городе Тобольске первую Сибирскую епархию, границы которой до второй половины XVIII века простирались от Урала до Тихого океана. В 1668 году Тобольская и Сибирская епархия, ввиду ее особой значимости, была возведена в степень митрополии. На протяжении почти четырех веков административной столицей и духовным центром Сибири являлся город Тобольск, основанный в 1587 году русскими стрельцами и казаками. Уже в 1596 году здесь был основан древнейший в Сибири Знаменский монастырь. Начало истории Православия в Сибири ознаменовалось явлением здесь многочисленных сибирских святынь и подвигом многих святых. Так, в середине XVII века Тобольск прославился чудесами от иконы Божией Матери «Знамение», на месте явления которой впоследствии был построен знаменитый Абалакский Знаменский монастырь, сохранившийся до наших дней и недавно возрожденный после семидесяти лет поругания и разорения. Главным храмом для огромной Сибирской епархии был Софийско-Успенский собор, ставший со временем и усыпальницей тобольских архипастырей, многие из которых были образованнейшими людьми своего времени и впоследствии были прославлены в лике святых. Прежде всего следует назвать глубоко почитаемого сибиряками за свою кротость и любовь к людям митрополита Иоанна (Максимовича) и просветителя края митрополита Филофея (Лещинского). Здесь также несли свое архипастырское служение святители Антоний (Стаховский), Арсений (Мациевич), Павел (Конюскевич), Варлаам (Петров-Лавровский), Агафангел (Преображенский).

С XVIII века Тобольск являлся важнейшим культурным, образовательным и миссионерским центром Сибири. Рубеж XVII-XVIII веков ознаменован коренными переменами в жизни страны. В то время в Российской империи остро ощущалась нехватка подготовленных кадров для осуществления задуманной Петром I широкой программы реформ. Правительство понимало, что без помощи духовенства, имевшего средства и опыт в подготовке грамотных людей, ему не обойтись.

В 1701 году царь Петр I издал указ об открытии в Тобольске первого учебного заведения в Сибири. Указом предписывалось приказному человеку Тобольского Софийского двора из дворян Андрею Городецкому «для утверждения и расширения словес Божиих, на Софийском дворе, или где прилично, построить училище поповских, диаконских и церковников детей, робяток учить грамоте, а потом словенской грамматике и прочим на словенском языке книгам, и Катихизис православной веры… могли (бы) совершенно знать и, удостояся в чин священства, народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев, не ведущих Создателя Господа Бога, приводить в познание истинныя веры могли, и по тому ко святому крещению, искать расширения до самого государства Китайского». Из этого указа видно, что перед Церковью ставилась в прямом смысле государственная задача. Однако до приезда святителя Филофея с организацией задуманной царем школы не торопились. Преосвященный Филофей, исполняя царскую волю, уже в 1703 году открыл в Тобольске при архиерейском доме на Софийском дворе первую в Сибири славяно-русскую школу для детей священнослужителей, на базе которой в 1743 году, усилиями митрополита Антония (Нарожницкого), была открыта старейшая в сибирском крае Тобольская духовная семинария. В школе обучали чтению, письму, пению по нотам, славяно-русской грамматике и катехизису. Преподавание латинского языка было введено позже. Учителями в школе были вызванные из Малороссии ученые монахи. Учебники святитель Филофей выписывал в Киеве и Москве. Численность учащихся в разные годы была неодинаковой, порой достигая девяноста человек, что по тем временам было немало. В этой школе обучались не только русские дети, но и дети «ясачных иноземцев» (ханты, манси, селькупы). Значительное содействие развитию школы в свое время оказал святитель Варлаам (Петров-Лавровский), архиепископ Тобольский (1728-1803).

В середине – 2-й половине XVIII века при сибирских монастырях и уездных духовных правлениях в Тюмени, Туринске, Ишиме, Березове, Таре, Самарове, Екатеринбурге, Верхотурье, Ирбите, Далматове, Челябинске, Томске, Барнауле, Красноярске, Енисейске были открыты латинские и славяно-русские школы. К середине XVIII века появляются монастырские школы и в Восточной Сибири. В начале XIX века духовные училища появились при Кондинском и Тюменском Троицких монастырях.

Система духовного образования сыграла заметную роль в становлении светского образования. Духовные школы, созданные как чисто сословные учебные заведения, вместе с тем на протяжении XVIII века играли существенную роль в снабжении грамотными кадрами гражданских учреждений и учебных заведений. Тобольская семинария стала родоначальницей большинства духовных и светских учебных заведений в Сибири. Именно ее выпускники впоследствии составили основу преподавательских кадров большинства открываемых новых вузов, училищ и школ от Перми до Барнаула. В 1780 году в Иркутске была открыта вторая сибирская семинария, третья открылась в Томске в XIX веке. До 1918 года в сибирских семинариях было подготовлено множество образованных священно- и церковнослужителей. Роль сибирского духовенства, семинарий, монастырей, приходских храмов в системе народного просвещения и образования весьма значительна. Общепризнанно, что в конце XVIII – XIX веках духовное образование было одним из самых основательных и носило комплексный характер. Тобольская семинария занимала видное место в культурной жизни Сибири. При ней были собраны богатые библиотеки, в которых, помимо книг на русском и иностранных языках, хранились уникальные древние рукописи. Распространение литературы религиозного содержания, создание семинарских и приходских библиотек, минералогического кабинета, развитие летописания – все это внесло большой вклад в общий процесс культурного преобразования края.

Влияние церковной школы на население было весьма сильным. Духовенство уделяло большое внимание вопросам народного образования, духовно-нравственного воспитания учащихся, устранению недостатков в учебном процессе в светских и духовных учебных заведениях. В XIX – начале XX веков в Тобольской епархии действовали Тобольское и Ишимское епархиальные и окружное Тобольское училища, приходские училища при храмах. Они, в свою очередь, послужили возникновению широкой сети церковно-приходских школ, число которых ежегодно возрастало. Существовали воскресные, воскресноподготовительные, вечерние классы и школы. Деятельность духовенства епархии, направленная на улучшение и расширение системы народного образования и просвещения в крае, не ограничивалась сугубо церковно-приходским образованием. В учебных заведениях духовного ведомства культивировались различные прикладные дисциплины. В начале XX века, в целях приобщения детей к сельскохозяйственному труду и привития им основ агрономической науки, при второклассных церковно-учительских школах (своеобразных предтечах педагогических училищ) Туринского, Ишимского, Тюменского, Березовского и Курганского уездов создавались собственные хозяйства, пасеки, сады, теплицы.

Весьма значителен вклад духовенства в создание учебной и религиозно-просветительской литературы для малых народов края. В Тобольской епархии получил широкое распространение опыт переложения религиозных текстов с русского на татарский язык и на языки народов Севера. В течение XIX века было осуществлено издание ряда книг и учебников на национальных языках. При Тобольской семинарии существовал класс татарского языка. Церковное образование во многом способствовало распространению грамотности и культуры, христианских нравственных начал среди населения, положило начало распространению научных знаний среди коренных народов Севера. Важнейшим событием, способствовавшим широкому распространению Православия среди местных народов, стала подвижническая деятельность митрополитов Тобольских Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича). Уже тогда, в начале XVIII века, было начато строительство церквей и часовен, вокруг которых затем вырастали села, открывались церковно-приходские школы, велось просвещение народов на местных языках.

По словам замечательного сибирского церковного историка и публициста XIX века протоиерея Александра Сулоцкого, митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский), в схиме Феодор, был одним из самых замечательных и достойных пастырей Русской Православной Церкви XVIII столетия. Образованнейший человек своего времени, святитель Филофей за двадцать с лишним лет пребывания на кафедре несколько раз объехал территории Западной и Центральной Сибири, прилагая все силы для распространения христианства и духовного просвещения среди народа Божия. Вся его деятельность носит на себе печать высокого вдохновенного и самоотверженного служения Церкви Христовой. Святитель, построивший 288 церквей и крестивший 40000 инородцев, был ревностным проповедником веры среди многочисленных племен и народностей Сибири, был их заступником от разного рода притеснений. Известный историк края П. Абрамов считал, что для Сибири митрополит Филофей был «ясным светильником истинного богопознания и вместе с тем учителем народа». Его можно справедливо назвать просветителем и апостолом обширнейшего сибирского края. Преемник святителя Филоофея по архиерейской кафедре митрополит Антоний (Стаховский) писал о нем: «Сей архиерей труды евангельской проповеди отправлял по смерть свою… Все инородцы призваны им в христианство не принуждением, не страхом, не иными какими-либо прещениями, но точию евангельскою проповедью и своими трудами».

В Тобольской семинарии изучались хантыйский и татарский языки. В Манчжурию и Китай периодически командировалось по несколько учеников для практического изучения языков. В ряде монастырей Сибири велась подготовка миссионеров из детей северных народностей.

В XIX веке миссионерская деятельность расширилась и приобрела более организованный характер. С середины XIX века действовали особые, специально созданные для проведения миссионерской работы учреждения – миссии, появился ряд миссионерских организаций. В XIX – начале XX веков действовали миссии Северная (Обдорская), Кондинская, Сургутская. Деятельность каждой из них имела свои особенности. Миссии имели собственную внутреннюю структуру: станы, молитвенные дома, часовни, походные церкви. Среди нескольких просветительских центров следует особо отметить миссию среди ненцев на крайнем севере Тобольской губернии в Обдорске (ныне Салехард). Для оказания помощи миссионерскому делу при Обдорской миссии были открыты женская община, миссионерское братство. Усилиями духовенства было положено начало разработке алфавита, письменности и переводу книг для хантов и ненцев. В городе Тобольске действовал епархиальный комитет Всероссийского православного миссионерского общества, а в 1890 году, для оказания помощи Епархиальному управлению, было создано православное братство святого великомученика Димитрия Солунского, в числе прочих отделений которого действовало и миссионерское.

В начале XX века в епархии предпринимались попытки активизировать миссионерскую деятельность. По инициативе епископа Гермогена (Долганева) (1917-1918) Тобольское епархиальное управление в 1918 году намеревалось объединить миссии Кондинскую, Сургутскую и Обдорскую в одну Тобольскую Северную, открыть при Березовской церковно-приходской школе миссионерское отделение для подготовки священно- и церковнослужителей из коренного населения. Предусматривалось также создать при этой миссии переводческое отделение и открыть в городе Сургуте Особый отдел миссии. Также предполагалось все приходы Березовского и Сургутского уездов сделать миссионерскими, создать в Сургутском уезде два монастыря (женский и мужской), для чего Епархиальный комитет даже изыскал денежные средства и пригласил монахинь Иоанно-Введенского монастыря организовать женскую общину и открыть при ней миссионерскую школу.

Однако после прихода к власти богоборцев этим обширным планам не суждено было сбыться. Революционное лихолетие вдребезги разбило те организационные формы, которые имела православная традиция в Западно-Сибирском крае. В 1919 году была закрыта Тобольская семинария, а в 1937 году был расстрелян архиепископ Тобольский Артемий (Ильинский), и Тобольская епархия на долгие годы прекратила самостоятельное функционирование. Однако дух Православия в сибиряках не погиб, и это в будущем обусловило возрождение Тобольско-Тюменской епархии.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.