«В скорби распространил мя еси» (Пс.4, 2).
А скорбь, как говорят психологи, сжимает
сердце. Да, скорбь сжимает чувственность,
сжимает самолюбие; дух же и совесть распространяет, освобождает, изводит на беспредельность.
«В скорби распространил мя еси». В
счастье, по-видимому (т.е. внешним образом
– прим. ред.), человек велик, ибо надмен собою, презорлив (высокомерен – прим. ред.),
горд; а в самом деле – мал, ибо ограничен
собою, удален от всего истинно великого. В несчастье же
человек, по-видимому, мал; но
если он растворяет несчастье
верою, то среди сей внешней
малости он внутри себя бывает
гораздо больше. Не в скорби
ли человек устремляется мыслью к Богу, к концу своей жизни, всего мира? А это, очевидно, великое пространство. Не
в скорби ли человек холоден
ко всему миру, отделяется от
него, становится вне времени
и пространства? И это также
видимое распространение. Не
в скорби ли человек способен решиться на
самые трудные подвиги, лишения, пожертвования? А это что другое, как не следствия
распространения?
Вообще, в скорби и несчастье с духом
нашим бывает то, что с веществами, когда
их кладут в огонь: они ширеют (расширяются – прим. ред.), мягчают, расплавляются
и испаряются. Если душа добрая, то с нею
бывает то же, что с благовонным веществом:
воня (запах, благоухание – прим. ред.) смирения, преданности несется далеко. А если
душа нечистая, злая, безверная, то от нее,
как от зловонного вещества, несется ропот
хулы, ожесточение и гнев.
* * *
«Помянух Бога и возвеселихся» (Пс.76, 4).
Одно воспоминание о Боге наполняет
душу отрадою и веселием. Ибо с именем
Божиим соединено все, что только можно
представить великого, премудрого, благого и
любвеобильного. Отрадно вспоминать среди
горя об отце, о наставнике мудром, о друге
неизменном, о покровителе могущественном, о враче искусном: Бог есть и Отец, и
Наставник, и Друг, и Покровитель, и Врач
такой, пред Коим все земные и наставники,
и отцы, и врачи малы и слабы.
Но чтобы одно воспоминание о Боге уже
веселило нас, надобно, чтобы у нас была
связь с Богом; надобно, чтобы мы были –
Его, и Он – наш. Чужое не веселит. Тем
паче (тем более – прим. ред.) не веселит
чужое противное. Посему на человека нечестивого воспоминание о Боге производит
другое действие: «помянух Бога и убояхся».
Ибо с именем Бога соединяется понятие
Обличителя, Судии, Наказателя.
Какое горькое состояние, что мысль о
Боге производит уныние и страх! Не все ли
это равно, как и луч света леденит? Так
грех превращает (извращает – прим. ред.)
порядок вещей!
Бежим сего состояния. Будем и среди
грехов не терять духа покаяния, и тогда
всякая мысль о Боге будет
сопровождаться радостью
духовною. «Помянух Бога и
возвеселихся!» Ибо с именем
Бога пробуждается мысль об
Отце, приемлющем кающихся
с распростертыми объятиями.
* * *
«Доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 7).
За что любит? Ужели за
даяние? Так любить могут
только люди, бедные, своекорыстные, а не Тот, Кто «Сам
дает всем жизнь и дыхание и
все» (Деян. 17, 25). Господь
любит доброхотного дателя не за то, что он
датель, а за то, что датель доброхотный.
Что такое доброхотство?
То, когда дают не только с доброю целью, но и от доброй воли, от души, полною
рукою; когда дают, не озираясь десять раз
на то, что остается у себя, не увлекаясь
расчетами, не заставляя себя просить долго,
не показывая при даянии вида скуки и отвращения; когда дают и находят удовольствие в
том, что дают, обнаруживают это всем, чем
могут; когда дают больше, нежели сколько
можно было предполагать. Скажите: можно
ли не любить такой души?.. особенно, когда
вспомнишь при сем о дателе недоброхотном,
у которого и малое даяние надобно испрашивать большими просьбами; который дает,
но с трудом, показывая, что он чрез даяние
лишается как бы некоей части самого себя;
дает, и в то же время наказывает за то, что
ты от него получишь. В последнем случае
явно видна душа черствая, сомкнутая сама
в себе, опутанная со всех сторон расчетами,
неспособная раскрываться для сообщений и
потому для принятия даров свыше от Того,
Который приемлет только для того, чтобы
воздать сторицею. Доброхотное даяние, напротив, предполагает в даятеле душу чувствительную, сердце нежное и открытое для
всего доброго, а потому и способное для
вмещения даров благодатных. Можно ли не
любить такую душу и такое сердце?
Святитель Иннокентий,
архиепископ Херсонский. «Заметки»
|