ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№4 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Игумен Даниил – русский паломник на Святой Земле

В славные годы правления князя Владимира Святославовича не только расширились владения Киевской Руси, но благословением Божиим пришло на русскую землю христианство. Как много важных и судьбоносных событий произошло для нашей страны с Крещением Руси! Сколько нового и интересного предстояло узнать, понять и осмыслить нашему народу, услышать слова и молитвы, которые навсегда останутся в сердце русской души.

Во всем мире Древняя Русь прославлена своей живописью и архитектурой. Одним из удивительных и серьезных явлений русской культуры стала и древнерусская литература. Появление первых литературных произведений было обусловлено необходимостью перевода множества просветительских и богослужебных книг. Вместе с этим один за одним рождаются на Руси и собственные авторские сочинения древнерусских писателей. Перечислим самые известные из них: «Повесть временных лет» Нестора Летописца, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Слово о полку Игореве». Эти ставшие сегодня классическими книги повествуют нам о приоритетах общинной жизни народа: государственности, законе, Церкви, Отечестве, патриотизме.

Интересно, что из всего разнообразия жанров этих сочинений – летописей, житий святых, проповедей – одним из любимых в народе становятся записки о путешествиях паломников, или «хождения». Первое подробное описание святых мест сделал православный монах по имени Даниил. Первый памятник паломнической литературы Киевской Руси так и называется – «Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена». Неизвестно, игуменом какого монастыря он был, предположительно, черниговского, может быть, киевского.

«Вот я, недостойный игумен Даниил из Русской земли, худший из всех монахов, отягченный грехами многими, неспособный ни к какому делу доброму, будучи понуждаем мыслью своею и нетерпением моим, захотел видеть святой город Иерусалим и Землю обетованную». Так он начинает повествование об удивительной поездке своей жизни, ставшей примером для многих жаждущих посетить места, где родился и проповедовал Христос.

Начните читать «Хождения» – и вы увидите, как Даниил благоговейно пишет и рассуждает о каждом земном событии в жизни Господа нашего. Как мог, он подробно записал расположение храмов, населенных пунктов относительно друг друга, чтобы лучше ориентироваться на местности. Получился своего рода путеводитель для паломника с описанием библейских событий. Точная дата прибытия монаха Даниила в Иерусалим неизвестна, ориентировочно это период между 1104-1108 годами. Как раз в это время в Палестине правил король крестоносцев Балдуин. Рыцари Первого крестового похода захватили Иерусалим и объявили его столицей Латинского королевства. Времена были неспокойные. Путь от Иерусалима на юго-восток был «весьма страшен и очень тяжел». Благодаря доброму расположению короля наш пилигрим оказался близ Галилейского моря, куда было опасно ходить без воинского сопровождения. Остановился Даниил в лавре святого Саввы Освященного. И сегодня, по традиции, путешествующим странникам предоставляется ночлег в монастыре или храме. «И помог мне Бог встретить в лавре мужа святого и старого днями, и очень книжного; тому святому мужу вложил Бог в сердце любить меня, худого, и он показал мне хорошо все святые те места: и в Иерусалиме, и по всей земле той поводил меня, и до Тивериадского моря проводил меня, и к Фавору, и в Назарет, и до Хеврона, и до Иордана, и по всем тем местам поводил меня, и потрудился со мною, движимый любовью», – пишет Даниил.

Начало его путешествия происходит от града Константинополя (современный город Стамбул в Турции). Далее по Великому (Средиземному) морю Даниил приплывает в портовый город Яффу (современный город Тель-Авив в Израиле). Сегодня именно в этот город приезжают со всего мира паломники, чтобы увидеть Святую Землю. Через церковь великомученика Георгия Даниил идет в Иерусалим. Скорее всего, он проходит через город Лидду (современный город Лод). В той церкви находится гробница святого Георгия, а также цепь, которой он был скован.

Как много евангельских и ветхозаветных историй ожили на этих страницах: Гефсиманский сад, где молился Христос перед казнью, священная река Иордан, в водах которой Иоанн Креститель крестил Господа, пещера Ильи Пророка, города Иерихон, Капернаум, Назарет, Вифлеем, Кана Галилейская… Поднимался Даниил и на Фавор, и на Елеонскую гору. Это путешествие вместило три года земной жизни Иисуса Христа и явило русской земле первое письменное свидетельство-описание географической местности Святой Земли.

В конце своего пути русский монах поставил на Гробе Господнем лампаду от всех русских людей. Произошло это, со слов игумена, вот так: «Пошел ко князю тому Балдуину и поклонился ему до земли. Он же, видя меня, дурного, подозвал меня к себе с любовью и сказал мне: «Чего хочешь, русский игумен?» Он меня хорошо узнал и полюбил меня очень, поскольку муж он добродетельный, и смиренный весьма, и ничуть не гордый. Я же сказал ему: «Князь мой, господин мой! Молю тебя, Бога ради и князей ради русских: повели мне, чтобы и я поставил свою лампаду на Гробе Святом от всей Русской земли!»».

Почтим и мы доброй памятью боголюбивого монаха Даниила. Сегодня мы видим непрестанный поток людей к святыням Святой Земли. А это значит, что стремление увидеть и осязать благословенное Богом место не угасло у русского человека, и есть в нем желание прожить жизнь с Господом в Его земном Отечестве.

Наталья ЛИПАЕВА,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.