Басня Ивана Андреевича Крылова «Крестьянин и лисица» была впервые опубликована в 1811 году. В басне ясно показывается,
как греховный порок формирует пагубный
характер, который трудно исправим. Есть
народная пословица: «Дай вору хоть золотую
гору – воровать не перестанет».
В басне говорится, как крестьянин,
встретив лису, пытался ее вразумить. И
призвал не красть кур, потому что «красть
и грех и стыдно». Лиса, оправдываясь,
ссылается на нужду. «Когда б ты знал, как
я в душе честна!» Крестьянин сжалился и
пригласил к себе на двор, обещая ей сытную
жизнь. Лисица согласилась жить у мужика
на подворье, «Лисица стала и сытей,
лисица стала и жирней». Однако недолго
свой вороватый нрав сдерживала лисица.
«Выбрав ночку потемней,
у куманька всех кур передушила». Иван
Андреевич Крылов выводит мораль: в ком
есть совесть, тот не украдет и не обманет.
«А вору дай хоть миллион —
Он воровать не перестанет».
Почитаем басню.
КРЕСТЬЯНИН И ЛИСИЦА
«Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть
Кур красть?»
Крестьянин говорил Лисице,
встретясь с нею,
«Я, право, о тебе жалею!
Послушай, мы теперь вдвоем,
Я правду всю скажу: ведь в ремесле твоем
Ни на волос добра не видн
и грех и стыдно,
И что бранит тебя весь свет;
Да дня такого нет,
Чтоб не боялась ты за ужин иль обед
В курятнике оставить шкуры!
Ну, стоют ли того все куры?» –
«Кому такая жизнь сносна?»
Лисица отвечает:
«Меня так все в ней столько огорчает,
Что даже мне и пища не вкусна.
Когда б ты знал, как я в душе честна!
Да что же делать? Нужда, дети;
Притом же иногда, голубчик-кум,
И то приходит в ум,
Что я ли воровством одна живу на свете?
Хоть этот промысел мне точно
острый нож». –
«Ну, что ж?»
Крестьянин говорит: «коль вправду
ты не лжешь,
Я от греха тебя избавлю
И честный хлеб тебе доставлю;
Наймись курятник мой от лис ты охранять:
Кому, как не Лисе, все лисьи плутни знать?
Зато ни в чем не будешь ты нуждаться
И станешь у меня как в масле
сыр кататься».
Торг слажен; и с того ж часа?
Вступила в караул Лиса.
Пошло у мужика житье Лисе привольно;
Мужик богат, всего Лисе довольно;
Лисица стала и сытей,
Лисица стала и жирней,
Но все не сделалась честней:
Некраденый кусок приелся скоро ей;
И кумушка тем службу повершила,
Что, выбрав ночку потемней,
У куманька всех кур передушила.
В ком есть и совесть, и закон,
Тот не украдет, не обманет,
В какой бы нужде ни был он;
А вору дай хоть миллион –
Он воровать не перестанет.
Особенностью человеческой природы в
отличие от всего животного мира является
наличие души. В Библии душа именуется дыханием Божиим, имеющим важные свойства:
это разум, воля и нравственные чувства,
которые проявляются в голосе совести. Посредством разума и совести человек может
определять, что добро, а что зло в своих поступках и в окружающем мире. Эти важные
свойства Божественной природы человека
могут разрушаться под воздействием злых
дел. Если человек совершает злодеяние и
оправдывает его, то важнейшие свойства
души – разум, воля и совесть – разрушаются.
Человек свое злодеяние покрывает оправданием. Добрый нрав в человеке трансформируется в злонамеренность. Вся жизненная
энергия, все способности перенастраиваются
от добрых дел на дела злые, которые прикрываются самооправданием. Это не что
иное как нарушение нравственного закона
в природе, а действие закона неотвратимо.
Вот и получается, что злонамеренный человек избирает себе путь саморазрушения и
деградации в духовном плане, нравственном
плане и социальном плане.
Александр Сергеевич Пушкин в драматической повести «Борис Годунов» так говорит
о человеке, преступающем нравственный
закон: «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!» Злые замыслы, злые поступки приводят
к ожесточению души, а это в свою очередь
отражается на характере самого человека и
его ближних. Добрые дела, добрые мысли и
поступки человека приносят удовлетворение,
награждают радостью и душевным миром.
Полезно задуматься: что мы приумножаем в этой жизни – лживое, худое и злое, то,
что деструктивно и разрушительно как для
нас самих, так и для общества, или доброе –
основанное на правде, истине и любви.
В ком есть и совесть, и закон,
Тот не украдет, не обманет,
В какой бы нужде ни был он.
+ М.Д
|