ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№4 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней Ивана Андреевича Крылова «Крестьянин и лисица»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Крестьянин и лисица» была впервые опубликована в 1811 году. В басне ясно показывается, как греховный порок формирует пагубный характер, который трудно исправим. Есть народная пословица: «Дай вору хоть золотую гору – воровать не перестанет».

В басне говорится, как крестьянин, встретив лису, пытался ее вразумить. И призвал не красть кур, потому что «красть и грех и стыдно». Лиса, оправдываясь, ссылается на нужду. «Когда б ты знал, как я в душе честна!» Крестьянин сжалился и пригласил к себе на двор, обещая ей сытную жизнь. Лисица согласилась жить у мужика на подворье, «Лисица стала и сытей, лисица стала и жирней». Однако недолго свой вороватый нрав сдерживала лисица. «Выбрав ночку потемней, у куманька всех кур передушила». Иван Андреевич Крылов выводит мораль: в ком есть совесть, тот не украдет и не обманет. «А вору дай хоть миллион — Он воровать не перестанет».

Почитаем басню.

КРЕСТЬЯНИН И ЛИСИЦА

«Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть

Кур красть?»

Крестьянин говорил Лисице,

встретясь с нею,

«Я, право, о тебе жалею!

Послушай, мы теперь вдвоем,

Я правду всю скажу: ведь в ремесле твоем

Ни на волос добра не видн

и грех и стыдно,

И что бранит тебя весь свет;

Да дня такого нет,

Чтоб не боялась ты за ужин иль обед

В курятнике оставить шкуры!

Ну, стоют ли того все куры?» –

«Кому такая жизнь сносна?»

Лисица отвечает:

«Меня так все в ней столько огорчает,

Что даже мне и пища не вкусна.

Когда б ты знал, как я в душе честна!

Да что же делать? Нужда, дети;

Притом же иногда, голубчик-кум,

И то приходит в ум,

Что я ли воровством одна живу на свете?

Хоть этот промысел мне точно

острый нож». –

«Ну, что ж?»

Крестьянин говорит: «коль вправду

ты не лжешь,

Я от греха тебя избавлю

И честный хлеб тебе доставлю;

Наймись курятник мой от лис ты охранять:

Кому, как не Лисе, все лисьи плутни знать?

Зато ни в чем не будешь ты нуждаться

И станешь у меня как в масле

сыр кататься».

Торг слажен; и с того ж часа?

Вступила в караул Лиса.

Пошло у мужика житье Лисе привольно;

Мужик богат, всего Лисе довольно;

Лисица стала и сытей,

Лисица стала и жирней,

Но все не сделалась честней:

Некраденый кусок приелся скоро ей;

И кумушка тем службу повершила,

Что, выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила.

В ком есть и совесть, и закон,

Тот не украдет, не обманет,

В какой бы нужде ни был он;

А вору дай хоть миллион –

Он воровать не перестанет.

Особенностью человеческой природы в отличие от всего животного мира является наличие души. В Библии душа именуется дыханием Божиим, имеющим важные свойства: это разум, воля и нравственные чувства, которые проявляются в голосе совести. Посредством разума и совести человек может определять, что добро, а что зло в своих поступках и в окружающем мире. Эти важные свойства Божественной природы человека могут разрушаться под воздействием злых дел. Если человек совершает злодеяние и оправдывает его, то важнейшие свойства души – разум, воля и совесть – разрушаются. Человек свое злодеяние покрывает оправданием. Добрый нрав в человеке трансформируется в злонамеренность. Вся жизненная энергия, все способности перенастраиваются от добрых дел на дела злые, которые прикрываются самооправданием. Это не что иное как нарушение нравственного закона в природе, а действие закона неотвратимо. Вот и получается, что злонамеренный человек избирает себе путь саморазрушения и деградации в духовном плане, нравственном плане и социальном плане.

Александр Сергеевич Пушкин в драматической повести «Борис Годунов» так говорит о человеке, преступающем нравственный закон: «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!» Злые замыслы, злые поступки приводят к ожесточению души, а это в свою очередь отражается на характере самого человека и его ближних. Добрые дела, добрые мысли и поступки человека приносят удовлетворение, награждают радостью и душевным миром.

Полезно задуматься: что мы приумножаем в этой жизни – лживое, худое и злое, то, что деструктивно и разрушительно как для нас самих, так и для общества, или доброе – основанное на правде, истине и любви. В ком есть и совесть, и закон, Тот не украдет, не обманет, В какой бы нужде ни был он.


+ М.Д

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.