17 марта 2019 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл совершил литургию святителя Василия Великого и чин Торжества
Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом.
Всех вас, дорогие Высокопреосвященные
и Преосвященные владыки, дорогие отцы,
братья и сестры, матушки игумении, поздравляю с великим праздником Торжества
Православия.
Когда в 843 году, после окончательной победы над ересью
иконоборчества, в Константинополе был впервые совершен
чин Торжества Православия,
многим казалось, что на этом
поставлена точка в тяжелейшей
истории Церкви. До того Тело
Церкви терзалось разномыслиями, направленными на разрушение ее единства, и потому с
особой радостью праздновался
в Константинополе этот день
Православия.
Но мы знаем, что 843 годом
не завершились трагические испытания в истории Церкви Христовой, которая на протяжении
веков должна была постоянно защищать
себя, свою веру, свою внутреннюю жизнь от
попыток разрушить изнутри и извне, разъединить, ослабить, лишить Божественной
благодати. И мы также знаем, что, несмотря
на многовековую историю страданий, притеснений, искушений, Церковь Божия чудом
сохраняет веру православную. А другого
слова и подобрать невозможно,
потому что только чудо Божие
может противостоять множеству
попыток, чаще всего поддержанных силой власти, разрушить
веру православную и единство
Церкви.
Власть императорская вмешалась и тогда, когда возникла
идея отказаться от иконопочитания. Со стороны тогдашних
интеллектуалов, мыслителей и
светской власти началось давление на Церковь с требованием
отказаться от иконопочитания,
которое враги именовали идолопоклонством. Можно себе только
представить: Церковь, которая
на протяжении веков боролась
с идолами, которая победила язычество,
была властью обвинена в идолопоклонстве!
Но по милости Божией ни светской
власти, ни внутренним предателям не
удалось заставить Церковь отказаться от
иконопочитания. Не только потому, что
с иконопочитанием связываются обычаи
благочестивой христианской жизни, но и
потому, что иконопочитание есть выражение
нашей веры в то, что Господь Иисус Христос
есть и Бог, и Человек, а значит, изображение Его лика вполне правомерно. Он не
только Спаситель мира – Он историческое
лицо, через Которого совершено спасение
людей; и эта догматическая истина ярко
представлена в традиции иконопочитания.
Торжество Православия мы всегда
празднуем очень торжественно, и в храмах
Церкви нашей сегодня звучат слова величественного молебна. Праздник установлен в
честь Торжества Православия, а Торжество
Православия – это торжество жизни во
Христе. И всякий раз, когда мы собираемся на Божественную литургию, когда мы
причащаемся Тела и Крови Христовых, мы
празднуем Торжество Православия. Всякий
раз, когда мы освящаем новый храм, мы
празднуем Торжество Православия. Всякий
раз, когда мы крестим младенцев и взрослых, передавая из поколения в поколение
веру православную, мы празднуем Торжество Православия. Вот и сегодня, празднуя
Торжество Православия, мы совершаем
не только литургию, но и молитвенное последование, вспоминая тех, кто потрудился
для укрепления веры православной на протяжении всей истории.
Однако наше Торжество Православия
временно и ограничено. Все мы устремляемся к самому важному Торжеству Православия – к тому, которое будет на грани
истории и вечности, к тому, о котором так
мечтали первые христиане, когда взывали
ко Господу словами: «Маран-афа» (1 Кор.
16, 22) – «Ей, гряди, Господи Иисусе!».
Потому что подлинным торжеством будет
Его великое, страшное и спасительное пришествие, которое откроет новую страницу
бытия рода человеческого и Церкви Божией.
Именно поэтому праздник Торжества
Православия, связанный с событием далекого прошлого, обращен в будущее. Не
только в историческое будущее, но и в
метаисторическое, то есть переходящее
границы реального мира и соприкасающееся
с вечностью. Такой великий праздник мы с
вами сегодня празднуем и вспоминаем великую победу Церкви над иконоборчеством,
сохранившую иконопочитание для спасения
душ человеческих. Аминь.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
|