«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли», - эта заповедь Божия веками хранилась в сердцах не только всякого христианина, но и любого, кто не потерял еще в мирской суете образ человеческий. И все общественные, религиозные и государственные структуры, казалось бы, и сегодня всеми силами ратуют за ее исполнение. Что же в таком случае мешает им найти общий язык?
17 марта в областном центре «Семья» прошел круглый стол на тему: «обеспечение защиты и гарантий прав детей и родителей в тюменской области». Председательствовал на нем заместитель председателя Тюменского городского родительского комитета Константин Шестаков. Участие в нем приняли уполномоченный по правам ребенка в нашем регионе Галина Калюжная, председатель Комитета по делам национальностей Евгений Воробьев, заместитель директора областного Департамента социального развития Татьяна Родяшина, представители государственных органов, общественности, священнослужители, представители СМИ и просто неравнодушные родители.
Были и московские гости. Уже хорошо известная многим тюменцам Ирина Медведева, клинический психолог с огромным стажем, публицист, член правления Российского детского фонда, заглянула в Тюмень по дороге на Ямал, куда она направилась по приглашению губернатора ЯНАО Д.Н. Кобылкина. Впервые в нашем регионе побывала Елена Тимошина, ст. научный сотрудник НИЦ №1 ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук.
В общем-то все сошлись на том, что, по сравнению с другими территориями Российской Федерации, наша область находится «в тепличных условиях»: Случаи изъятия детей из семьи «за бедность» единичны, существуют специальные программы по укреплению семьи, работают психологические службы, ведется социальное сопровождение родителей, вышедших из мест заключения (перечислять плюсы можно долго, по крайней мере, до тех пор, пока не закончится бумага для отчетов).
Евгений Воробьев в своем выступлении выразил уверенность, что разногласия между чиновниками и общественностью по этому вопросу происходят от неинформированности населения. Правда, представители СМи заметили, что информировать читателей им разрешают больше о положительных примерах работы с семьями. К сожалению, властные структуры не понимают, что, замалчивая проблемы, они сами подрывают доверие к себе.
Галина Калюжная (человек, который помогает нашим ребятишкам не только потому, что на нее возложены обязанности омбудсмена, но и от чистого сердца) решительно заявила, что единичные нарушения в сфере работы с семьями со стороны госслужащих носят несистемный характер - причиной случаев изъятия детей является «человеческий фактор», от которого в любой сфере нашей жизни не избавиться. Эту же позицию заняли и чиновники областного Департамента и учреждений социальной защиты. По данному пункту с ними в корне не согласны представители родительского комитета. Они в один голос заявили, что расслабляться нельзя, т.к. подобные трагедии в семье - это не досадная случайность, а первые звоночки проникновения в наш регион ювенальных технологий.
И вот тут начались серьезные споры. «Ювенальной юстиции в Тюменской области нет!» - заверила присутствующих Татьяна Родяшина. «Как же нет?» - искренне удивились общественники и в качестве примера предъявили плакаты, распространяемые в школах государственными структурами. Эти красочные изделия полиграфии выполнены очень профессионально, а значит и затратно. Психологически тонко, мы бы даже сказали нежно, детей с их помощью подталкивают к мысли, что семья таит в себе опасность, что на родителей не только можно, но и нужно жаловаться по номеру, сразу бросающемуся ребенку в глаза.
«Я оскорблен этим плакатом как отец, он унижает родителей!» - заявил священник Илия Сиразиев, рассказав, что такое «средство защиты прав ребенка» принесли домой его дети-школьники. Воспитание должно строиться не только на создании условий для свободного самовыражения ребенка, как этого бы хотели представители ювенальной юстиции, но и на ряде ограничений, без которых свобода мгновенно перерастает в пагубную вседозволенность, считает он. Главная ответственность за детей лежит, прежде всего, на родителях, авторитет которых сейчас подрывается.
Позицию православного священника всецело поддержал и присутствующий на заседании круглого стола имам Тюменской области ЦДУМ России Ильдар-хазрат Зиганшин.
Родители тюменских школьников рассказали, что в детских учреждениях проводятся классные часы в худших традициях технологий ювенальной юстиции, приказы же об их обязательном проведении поступают сверху, как в советское время. Анкеты о толерантности почему-то изобилуют вопросами о личной жизни семьи. Номера детских «телефонов доверия» окружают ребенка повсюду.
Елена Пластинина, руководитель областного центра «Семья», объяснила, что доверительные разговоры с обратившимися в социальную службу детьми ведут квалифицированные специалисты, у них за плечами большой стаж, опыт, различные курсы. В конце концов «телефоны доверия» востребованы у ребят, прежде всего подростков.
«У подростков, например, очень востребовано не ходить в школу», - парировала Ирина Медведева. Она рассказала, что в тех странах, где взрослые под давлением ювенальщиков пошли на поводу у детей, вседозволенность и нарушение заповедей почитания родителей негативно отразились прежде всего на самих детях: многие просто безграмотны, а к семейной жизни стремятся только единицы.
К сожалению, к ее словам, как и к выступлению Елены Тимошиной о правовом обосновании внедрения ювенальной юстиции, оппоненты прислушивались мало. Как заклинание произносилось: в Тюменской области все хорошо! Остальное больше походило на перетягивание каната то в одну, то в другую сторону.
Общественники старались объяснить, что самое страшное - это даже не попытки насильственного разлучения родителей с детьми, потому что нынешние представители власти и социальные работники в нашем регионе в основном тоже понимают, что это худшая из мер помощи детям (кроме вопиющих случаев, естественно). более тяжелые последствия будет в скором времени иметь тотальный подрыв авторитета родителей, который начался на волне борьбы с жестоким обращением с детьми.
«Уроним» родителей в глазах детей, разрешим повсеместно нарушать лишь одну из божиих заповедей - и нет России! Это не громкие слова, а уже надвигающаяся реальность. но пока сухая инструкция в педагогике и социальной работе важнее, чем Библия, до полного взаимопонимания в вопросах защиты детей еще далеко.
Елена Кошкарова,
г. Тюмень
|