ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№4 2011 г.         

Литургия Преждеосвященных Даров

«Что такое «литургия Преждеосвященных Даров»? Чем она отличается от Божественной литургии иоанна Златоуста?» Владимир, г.Тюмень.

В русской Православной Церкви совершаются три чина Божественной Kитургии: свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоустого и свт. Григория Двоеслова, или преждеосвященных Даров. Литургией преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде - на предыдущей полной литургии и сохраняемые на престоле.

В последовании преждеосвященной литургии содержится ряд особенностей: отсутствие проскомидии; Kитургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с последованием изобразительных; совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных; отсутствует евхаристический канон. Показателем неполноты литургии служит наполовину закрытая завеса Царских врат после перенесения Святых Даров на престол.

В христианской древности совершение полной Литургии сопровождалось общей трапезой, называемой «Вечерей любви». Такую литургию называли Пасхой, потому что присутствовали на ней с такими же радостными высокими чувствами, как при торжестве Пасхи. Такое торжество Церковь признала не соответствующим для покаяния и строгости Великого поста. «Постные дни учинены быть для плача и умиления, во очищение грехов каждого; приносить же Богу жертву есть торжествовать, а торжествовать не что иное есть, как веселие. Како убо может кто и плакать, и купно радоваться?» - вот причина не совершать полную Божественную Литургию, указанная известным канонистом Феодором Вальсамоном (XII в.). и потому Церковь постановила правилом 45-м Лаодикийского Собора не совершать полной Литургии в дни четыредесятницы, за исключением субботы и воскресных дней, когда пост облегчается. Но с другой стороны, учитывая желание древних христиан причащаться как можно чаще, Церковь, чтобы не ослабить дух верующих, нуждающихся в подкреплении небесной пищей, предложила употреблять в течение седмиц Великого поста преждеосвященные Дары.

Преподание этих Даров должно было соединятся с молитвенным чином. В этом обычае и лежит начало Литургии Преждеосвященных Даров. Первоначально она совершалась по устному преданию и не везде одинаково. Так было до времени служения свт. Григория Двоеслова, Папы Римского (+604 г.). Он собрал и изложил письменно чин Литургии Преждеосвященных Даров.

Шестой Вселенский Собор окончательно принял ее и правилом 52-м постановил совершать ее в дни четыредесятницы. Святитель Григорий также оставил после себя многочисленные творения. После появления его книги «Беседы, или диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов» святителя стали называть «Двоесловом», т.е. «ведущим диалог».

Божественная Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток первых шести седмиц и во вторник или четверг 5-ой седмицы Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы и в другие указанные Уставом дни Великого поста.

В древности литургия Преждеосвященных Даров совершалась обычно вечером, и ее чин есть не что иное, как видоизмененная вечерня. После «входа» священник выносит на амвон свечу и кадильницу, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!». При этом молящиеся преклоняются до земли.

Сама вечерня возникла вокруг ветхозаветного обряда возжигания светильника, обряда, который был переосмыслен и стал символом Христова Света. За этим следует чтение Слова Божия (паремий), начиная с первых глав Книги Бытия.

В первые века массовые крещения приурочивались к празднику Пасхи Христовой, поэтому пост был периодом, когда для готовящихся к вступлению в Церковь читали и толковали Священное Писание.

По окончании паремий Царские врата открываются, и звучит вечерний Псалом (140-й) «Да исправится молитва моя…». певцы обычно поют его, стоя перед амвоном.

Мелодия псалма полна просветленной печали покаяния. Завершают его чтением молитвы св. Ефрема Сирина.

Далее идет ектения о «готовящихся к просвящению», т.е. оглашенных, и Святые Дары переносятся с жертвенника на престол. В момент несения святыни хор поет: «ныне Силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная, совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуйя».

Царские врата закрываются, произносится сугубая ектения «Исполним вечернюю молитву нашу…», и народ поет молитву Господню, после чего следует причащение мирян. Младенцев на литургии Преждеосвященных Даров по обычаю не причащают.

Все чинопоследование этой Литургии тихое, умиротворяющее, покаянное. Издревле принято подкреплять великопостный подвиг исповедью и причащением Святых Христовых Таин, ибо причастие дает христианину большую духовную силу и оживляет душу. И великим подспорьем этому благому делу служит в седмичные дни четыредесятницы Литургия Преждеосвященных Даров: «Се - время благоприятное, се - день спасения».

иерей Владимир Язов,
настоятель храма Святой Троицы,
с. Нижняя Тавда

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.