ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№4 2010 г.         

Перейти в раздел [Проблемы насущные]

Приходская молодежь: радости и огорчения

Когда молодой человек приходит в Храм (именно в Храм с большой буквы), т.е. начинает вести жизнь согласно Церковному Уставу, посещать Богослужения, принимать участие в Таинствах, серьезная проблема, с которой он сталкивается, – это одиночество. Об этом говорят многие мои знакомые, пришедшие к вере в возрасте 17-25 лет. Общих интересов с прежними друзьями становится все меньше, они постепенно отдаляются, новых же мы обретаем не столь быстро. В это время очень важно, чтобы пришедший к вере молодой человек не оказался почеловечески одинок и смог стать частью того коллектива, который мы называем молодежью прихода. Это необходимо ему как в душевном, так и в духовном плане: в душевном – удовлетворение потребности в общении, дружеских отношениях, в духовном – помощь на пути воцерковления, духовного просвещения словом и примером.

Можно с полным основанием утверждать: в современной православной России приходская молодежь – это явление. Объединение молодежи прихода происходит по-разному. В нашей епархии этому во многом способствует существование православного молодежного движения «Сибирь Молодая Православная», отделения которого существуют в большинстве крупных (и не очень) приходов епархии. Важную роль в объединении молодежи прихода играет личность священнослужителя: дьякона, священника. Делу объединения молодежи служит также и участие в богослужениях: клиросное и пономарное послушания.

Для чего же молодежь объединяется? Почему так важны именно молодежные объединения прихода? На мой взгляд, здесь скрыты три основные причины, три стороны жизни приходской молодежи, и каждая из них важна по-своему.

Первая причина – потребность духовного просвещения. Большинство молодых людей приходит в храм уже в зрелом возрасте, их не воспитывали в Православии, поэтому знания о Боге, о вере у них, как правило, минимальные. А ведь без этих знаний о Боге, о Православии, его глубинных духовных основах, без знания основных христианских догматов невозможно стать подлинным христианином и соответствующим образом построить свою жизнь. Во многих приходах епархии важной частью еженедельных молодежных встреч является чтение и толкование Евангелия с опорой на творения святых отцов. Во время разбора Евангелия возникает множество вопросов, происходит диалог между молодежью и священником (или дьяконом), между самими молодыми людьми, и вот эта-то возможность открытого диалога, беседы на богословские темы, возможность получить ответы на возникающие вопросы – одна из важнейших сторон жизни приходской молодежи.

Другая не менее важная сторона обращена уже скорее не к духу, а к душе молодого человека. Это общение. В повседневной жизни нас в основном окружают люди в лучшем случае равнодушные, а в худшем – агрессивно настроенные по отношению к Православной вере, Церкви. И если человек семейный может найти отдушину в семье (хотя тоже, к сожалению, далеко не всегда), то неженатая и незамужняя молодежь находит ее среди молодых людей прихода. Непосредственное, живое общение о Православии, разговор на любые темы, но с позиций православного человека, единомыслие по самым важным и коренным основам жизни – вот что привлекает многих в молодежных приходских объединениях. Помимо общения привлекает еще и возможность встретить спутника жизни, создать крепкую православную семью.

Однако в этой «душевной» стороне жизни приходской молодежи есть свои трудности и проблемы. Не все и не всегда готовы к прямому диалогу, к открытому высказыванию собственного мнения. Не все и не всегда готовы раскрыть свою душу перед другими людьми. Замкнутость, недоверчивость, страх существуют и в православной молодежной среде. Чтобы постепенно изжить все это и из собственной души, и из жизни коллектива, необходимо помнить, что суть, соль христианства – любовь («Бог есть любовь», 1Ин.4:8). Необходимо относиться друг к другу с любовью, величайшей осторожностью и заботой, как к самым драгоценным и хрупким сосудам, чтобы грубым, резким, необдуманным словом не разрушить чего-то в душе другого, не оттолкнуть его, не обидеть. К сожалению, именно такой любви очень часто не хватает в отношениях между молодыми людьми, в том числе, и между православной молодежью.

И, наконец, третья сторона приходской жизни молодежи – это входящее сейчас в моду так называемое «социальное служение». Думаю, на каждом приходе, где есть хоть какое-то объединение молодежи, вопрос о необходимости социального служения поднимался не раз и не два. Потребность приложить силы и энергию в каком-нибудь деле, кому-то помочь физически, ощутимо – все это присутствует в среде православной молодежи. Посещение детских домов, тюрем, больниц, помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, – всем этим, в том или ином масштабе, занимается приходская молодежь. Кому-то удается поставить дело, как говорится, «на поток»: социальное служение принимает широкий оборот; у кого-то пока все ограничивается разовыми актами помощи.

Проблемы в этом направлении, безусловно, есть, и главная из них, как мне кажется, – отсутствие лидера, который мог бы дело социальной помощи организовать. Далеко не всем от Бога даны лидерские и организаторские качества, и вот с лидерами и организаторами не всем приходам везет. Другая проблема, могущая возникнуть на пути социального служения, отсутствие данных, т.е. незнание того, кому и чем помогать. Действительно: кто и вправду нуждается в помощи, а кому и государство поможет? Вопрос. И еще одна проблема. Социальное служение часто связано с общением, контактами с людьми ограниченных умственных или физических возможностей. Как правильно найти к ним подход? Как не нанести им душевную травму и самим не оказаться в психологически травмирующей ситуации? Достаточно ли подготовлена молодежь, чтобы рассказывать таким людям о Боге, о вере, о Православии? Не уверена. Здесь нужно точно рассчитывать собственные силы, знания, подготовку. Не стоит, как мне кажется, кидаться на амбразуру социального служения, если ты к нему еще не готов. Помимо всего, когда дело касается выхода за пределы прихода, важную роль играет приходское священство, поскольку только оно может осуществлять связи и вести диалог с различными административными структурами.

В целом и общем можно сказать, что жизнь приходской молодежи не стоит на месте. Молодежь общается, духовно развивается, помогает, как может, тем, кто нуждается в помощи. Она выходит за рамки собственных приходов и встречается с другими приходскими объединениями (как это было в октябре прошлого года в Сургуте на IX съезде «Сибири Молодой Православной»), обменивается опытом, расширяет круг знакомств. У нее есть все необходимое для продолжения своего пути: силы, энергия, желание. Единственное, чего хотелось бы пожелать, – любви и терпения. Святой апостол Павел в своем послании к галатам пишет: «Друг друга тяготы носите» (Гал.6:1). Будем терпимы и терпеливы по отношению друг к другу, будем все наши слова и поступки соизмерять с Божественной Любовью, а все остальное приложится нам.

Мария Сафьянова,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.