Когда молодой человек приходит в
Храм (именно в Храм с большой буквы),
т.е. начинает вести жизнь согласно Церковному Уставу, посещать Богослужения,
принимать участие в Таинствах, серьезная
проблема, с которой он сталкивается, –
это одиночество. Об этом говорят многие мои знакомые, пришедшие к вере в
возрасте 17-25 лет. Общих интересов с
прежними друзьями становится все меньше, они постепенно отдаляются, новых
же мы обретаем не столь быстро. В это
время очень важно, чтобы пришедший к
вере молодой человек не оказался почеловечески одинок и смог стать частью
того коллектива, который мы называем
молодежью прихода. Это необходимо ему
как в душевном, так и в духовном плане:
в душевном – удовлетворение потребности в общении, дружеских отношениях,
в духовном – помощь на пути воцерковления, духовного просвещения словом и
примером.
Можно с полным основанием утверждать:
в современной православной России приходская молодежь – это явление. Объединение
молодежи прихода происходит по-разному.
В нашей епархии этому во многом способствует существование православного
молодежного движения «Сибирь Молодая
Православная», отделения которого существуют в большинстве крупных (и не очень)
приходов епархии. Важную роль в объединении молодежи прихода играет личность
священнослужителя: дьякона, священника.
Делу объединения молодежи служит также
и участие в богослужениях: клиросное и пономарное послушания.
Для чего же молодежь объединяется?
Почему так важны именно молодежные
объединения прихода? На мой взгляд, здесь
скрыты три основные причины, три стороны
жизни приходской молодежи, и каждая из
них важна по-своему.
Первая причина – потребность духовного
просвещения. Большинство молодых людей
приходит в храм уже в зрелом возрасте,
их не воспитывали в Православии, поэтому
знания о Боге, о вере у них, как правило,
минимальные. А ведь без этих знаний о
Боге, о Православии, его глубинных духовных
основах, без знания основных христианских
догматов невозможно стать подлинным
христианином и соответствующим образом
построить свою жизнь. Во многих приходах епархии важной частью еженедельных
молодежных встреч является чтение и толкование Евангелия с опорой на творения
святых отцов. Во время разбора Евангелия
возникает множество вопросов, происходит
диалог между молодежью и священником
(или дьяконом), между самими молодыми
людьми, и вот эта-то возможность открытого
диалога, беседы на богословские темы, возможность получить ответы на возникающие
вопросы – одна из важнейших сторон жизни
приходской молодежи.
Другая не менее важная сторона обращена уже скорее не к духу, а к душе
молодого человека. Это общение. В повседневной жизни нас в основном окружают люди в лучшем случае равнодушные,
а в худшем – агрессивно настроенные по
отношению к Православной вере, Церкви.
И если человек семейный может найти отдушину в семье (хотя тоже, к сожалению,
далеко не всегда), то неженатая и незамужняя молодежь находит ее среди молодых людей прихода. Непосредственное,
живое общение о Православии, разговор
на любые темы, но с позиций православного человека, единомыслие по самым
важным и коренным основам жизни – вот
что привлекает многих в молодежных приходских объединениях. Помимо общения
привлекает еще и возможность встретить
спутника жизни, создать крепкую православную семью.
Однако в этой «душевной» стороне жизни
приходской молодежи есть свои трудности
и проблемы. Не все и не всегда готовы к
прямому диалогу, к открытому высказыванию
собственного мнения. Не все и не всегда
готовы раскрыть свою душу перед другими
людьми. Замкнутость, недоверчивость, страх
существуют и в православной молодежной
среде. Чтобы постепенно изжить все это и
из собственной души, и из жизни коллектива, необходимо помнить, что суть, соль
христианства – любовь («Бог есть любовь»,
1Ин.4:8). Необходимо относиться друг к другу
с любовью, величайшей осторожностью и заботой, как к самым драгоценным и хрупким
сосудам, чтобы грубым, резким, необдуманным словом не разрушить чего-то в душе
другого, не оттолкнуть его, не обидеть. К
сожалению, именно такой любви очень часто
не хватает в отношениях между молодыми
людьми, в том числе, и между православной
молодежью.
И, наконец, третья сторона приходской
жизни молодежи – это входящее сейчас
в моду так называемое «социальное служение». Думаю, на каждом приходе, где
есть хоть какое-то объединение молодежи, вопрос о необходимости социального
служения поднимался не раз и не два.
Потребность приложить силы и энергию в
каком-нибудь деле, кому-то помочь физически, ощутимо – все это присутствует в
среде православной молодежи. Посещение
детских домов, тюрем, больниц, помощь
людям, попавшим в сложную жизненную
ситуацию, – всем этим, в том или ином
масштабе, занимается приходская молодежь. Кому-то удается поставить дело,
как говорится, «на поток»: социальное
служение принимает широкий оборот; у
кого-то пока все ограничивается разовыми
актами помощи.
Проблемы в этом направлении, безусловно, есть, и главная из них, как мне кажется,
– отсутствие лидера, который мог бы дело
социальной помощи организовать. Далеко
не всем от Бога даны лидерские и организаторские качества, и вот с лидерами и
организаторами не всем приходам везет.
Другая проблема, могущая возникнуть
на пути социального служения, отсутствие
данных, т.е. незнание того, кому и чем
помогать. Действительно: кто и вправду
нуждается в помощи, а кому и государство
поможет? Вопрос. И еще одна проблема.
Социальное служение часто связано с общением, контактами с людьми ограниченных
умственных или физических возможностей.
Как правильно найти к ним подход? Как не
нанести им душевную травму и самим не
оказаться в психологически травмирующей
ситуации? Достаточно ли подготовлена молодежь, чтобы рассказывать таким людям о
Боге, о вере, о Православии? Не уверена.
Здесь нужно точно рассчитывать собственные силы, знания, подготовку. Не стоит,
как мне кажется, кидаться на амбразуру
социального служения, если ты к нему еще
не готов. Помимо всего, когда дело касается
выхода за пределы прихода, важную роль
играет приходское священство, поскольку
только оно может осуществлять связи и
вести диалог с различными административными структурами.
В целом и общем можно сказать, что
жизнь приходской молодежи не стоит на
месте. Молодежь общается, духовно развивается, помогает, как может, тем, кто
нуждается в помощи. Она выходит за рамки
собственных приходов и встречается с другими приходскими объединениями (как это
было в октябре прошлого года в Сургуте на
IX съезде «Сибири Молодой Православной»),
обменивается опытом, расширяет круг знакомств. У нее есть все необходимое для
продолжения своего пути: силы, энергия,
желание. Единственное, чего хотелось бы пожелать, – любви и терпения. Святой апостол
Павел в своем послании к галатам пишет:
«Друг друга тяготы носите» (Гал.6:1).
Будем терпимы и терпеливы по отношению друг к другу, будем все наши слова и
поступки соизмерять с Божественной Любовью, а все остальное приложится нам.
Мария Сафьянова,
г. Тюмень
|