Третье воскресенье по Пасхе и вся следующая за ним неделя носит наименование
«Недели жен-мироносиц». Как мы знаем из
Евангелия, первые люди, кто узнал о том,
что Христос воскрес, – были женщины, служившие общине Христовой при Его жизни.
Не побоявшись, они стояли рядом с
Крестом и плакали о страдающем Учителе.
Рано утром в день первый после субботы,
который мы сейчас называем воскресеньем,
они пришли ко гробу Иисуса, чтобы помазать
тело Его благовониями. В Палестине в те
времена хоронили умерших, заворачивая
их тело в пелены и полагая в естественных
или искусственных пещерах, плотно закрывая вход.
И вот эти жены идут, и все их мысли
о том, кто бы им отвалил камень от входа
в пещеру, так как он был очень большой.
Однако пещера оказалась открытой, а тела
Господа в ней не было. Печаль и боль их
усилились, ибо они решили, что тело было
украдено теми же, кто распял Христа. Но вот
чудо! Явились два Ангела и сообщили о Воскресении Его. Эту весть жены-мироносицы
сообщили другим ученикам.
По изустному Преданию Церкви, которое
составляет существенную часть веры, но
не было записано в Священном Писании,
первой увидевшей Воскресшего Иисуса
была Его Матерь – Пресвятая Богородица,
Которой Он явился сразу после Своего
Воскресения. Писание же нам сообщает о
том, что из учеников Христа это были не
ближайшие Апостолы, а Мария Магдалина
и другие мироносицы. Как Ева первая согрешила, а уже потом только Адам, так и
весть о всеобщем Искуплении и Воскресении
первой получила женщина, она же сообщила
об этом апостолам-мужчинам.
Исторически именно христианство возвело женщину на должную высоту и сообщило
обществу дух равноправного отношения
между мужчиной и женщиной. Даже в
ветхозаветном библейском повествовании
о детях Адама и Евы упоминаются только
сыновья, что порождает законный вопрос:
а откуда у них взялись жены, если других
людей не было? Известно, что женами стали
их сестры, о которых просто не упоминается
в Библии, которая составлялась во времена
пророка Моисея. Читая Евангелие, мы видим также, что Господь утверждает святость
брачного союза и запрещает расторгать его
по прихоти мужа, как это часто бывало тогда
даже в еврейском народе, хранившем веру
в Единого Бога. Причем Христос говорит,
что это не новое установление – это изначальный закон, отражающий самый замысел
Творца о роде человеческом.
На величайшую высоту Сам Богочеловек
Иисус Христос возводит Свою Матерь – Богородицу. Церковь именует Ее «честнейшую
Херувимов и славнейшую Серафимов». Наши
церковные святцы говорят о большом количестве святых жен, прославивших Господа и
достигших святости в земной жизни. Причем
в стойкости исповедания веры они совсем
не уступали мужчинам. Подвиги святых жен
менее заметны, более скромны и тихи, но
от этого не менее велики.
В XX веке именно женщины безбоязненно ходили в храм, крестили детей и внуков.
Благодаря им теплилась жизнь в тех немногих
приходах, которые оставались не закрытыми
в Советском Союзе. Бывало, что мужчин не
было даже, чтобы помогать священникам совершать Богослужение в алтаре, – и эти обязанности возлагались тогда на благочестивых
женщин. Действительно, власти более снисходительно относились к верующим женщинам,
чем к верующим мужчинам, которых массами
ссылали в лагеря – как священников, так и
мирян. Это и привело к тому, что женщин
в храмах стало подавляющее большинство,
а мужчин почти не осталось. Но все-таки
как это похоже на евангельские события:
Апостолы разбежались, боясь за свою жизнь,
лишь жены-мироносицы остались верными
своему Учителю…
За что мы ценим женщин? За их женственность. Мужчина и женщина по природе
своей разные и должны такими оставаться,
тогда они будут иметь земное счастье. Какому мужчине хотелось бы иметь жену властную, привыкшую добиваться всего самой, а
его постоянно попрекающую за неумение?
Будет ли счастлив муж иметь такую жену?
Будет ли сама жена счастлива в таком
браке? Поэтому и говорит апостол Павел,
что жене непозволительно властвовать над
мужем, а муж должен любить свою жену и
заботиться о ней как о самом себе, ибо он
глава семьи. Муж и жена составляют одно
тело, и эти слова Священного Писания составляют тайну непостижимую для нашего
ума, но отражающую саму сущность брака.
Вы не задумывались никогда, почему
слово «пол» (мужской и женский) и слово
«пол» (в доме, по которому мы ходим) звучат
и пишутся одинаково? Если
Вы видели полы в старых
деревянных домах, то поймете о чем речь. Для изготовления полов цельные
(сравни со словом «целомудрие») бревна распиливали
повдоль на две половины
и укладывали рядом друг
с другом. Получалась поверхность, состоящая из
таких половинок, которую
мы и называем «пол».
То есть цельный человек
– это союз двух разных
половинок, составляющих
целое только тогда, когда
они вместе.
В наше время стало
принято отмечать «особые дни». Имеются в виду
различные дни работников
какой-либо сферы человеческого труда: День защиты детей, День матери
и многие другие. Конечно,
человеку приятно отмечать
праздники, которые имеют
непосредственное отношение к нему лично, – профессиональный праздник,
например. Однако это все
же светская и относительно
молодая традиция, в Церкви же такой практики не
было. Поэтому мы не найдем в месяцеслове
праздников, имеющих формулировку «женский
день», «день защитника отечества» и т.д.
Церковь отмечает праздники, основанные
на реальных и достойных исторических событиях, когда мы вспоминаем и доблестных
воинов, и праведных жен, и нуждающихся в
защите взрослых детей. Эти праздники имеют свою богатую историю и несут важное
смысловое и воспитательное значение.
Возвращаясь к разговору о «женском
дне», который страна праздновала как в советскую эпоху, так и сейчас 8 марта (кстати,
по старому стилю это 23 февраля), хочется
напомнить, что изначально эта дата отмечалась как день борьбы женщин за равные права с мужчинами. В силу противоречивости
исторических событий, послуживших поводом
для данного праздника, а также в силу его
изначального заряда женской эмансипации и
борьбы за стирание различий между обоими
полами, Церковь не может принять 8 марта
как нужный и полезный праздник, несмотря
на то, что большинство людей уже не вкладывают в него какой-либо революционный
или богоборческий смысл.
День же святых жен-мироносиц не несет
в себе никакого противопоставления женщин мужчинам. В нем нет и тени мысли об
ущербности положения женщин и стремления
«догнать» мужчин, как и в самом духе христианства. Это праздник, который можно и
нужно отмечать, в который можно и нужно
поздравлять наших матерей, сестер, жен и
дочерей. Он достоин того, чтобы именоваться
настоящим «Женским днем».
Иерей Григорий Мансуров,
Председатель Издательско-информационного отдела Тобольско-Тюменской епархии
|