«Благовествуй, земля, радость великую,
пойте, небеса, Божию славу!»
Мало в христианской Церкви, в религиозной традиции, в религиозной памяти христианских народов столь радостных и светлых
праздников, как весенний праздник Благовещения. А вместе с тем, кажется, ни одно из
событий, описанных в Евангелии, не вызывает
у неверующего, у скептика, у рационалиста
столько недоверия и скептицизма, как именно
это странное событие. Этот Ангел, посылаемый
с неба к юной женщине, это странное обещание, этот непонятный разговор... Нет, даже
если и готов скептик, как он говорит, признать
некую историческую основу у христианства,
если готов не все скопом отрицать, то не
здесь, не в этой детской сказке. И выходит,
что вся наша радость, весь этот взрыв ликования: «Благовествуй, земля, радость великую,
пойте, небеса, Божию славу!» – что все это,
так сказать, ни о чем, о легенде, о мифе, или
даже еще страшнее... об обмане.
Но пройдите по музеям всех стран, и
со всех стен будут сиять на вас эта лазурь
неба, этот радостный и трепетный лик ангела,
обращенного к Деве, Ее смирение, Ее неземная красота. Войдите в храм в вечер под
Благовещение и дождитесь этого торжественного момента, когда в наступившей тишине
раздастся эта сладостная песнь, которой мы
ждем целый год: «Архангельский глас вопием
Ти, Чистая: радуйся!»
Что это? Обман, самообман, длящийся
почти две тысячи лет? И если обман, то как
же ему радоваться и о чем эта особенная
благовещенская радость?
Вот тут, в такие минуты так ясно становится то трагическое, слепое, тупое и злобное
непонимание, которым обращено к религии
неверие. Это какой-то вечный, неистребимый
Смердяков, с прихихикиванием развенчивающий стихи. Действительно, кто же это
говорит в «стихах-с» – глупо и ненужно. И
торжествует Смердяков свою вечную победу,
и кажется ему, что со стихами покончено, ибо
как можно серьезно защищать их – глупость,
и дело с концом. Но вот и после Смердякова
люди не только пишут стихи, но и зачитываются ими, и они нужны им неизмеримо больше,
чем та плоская и утилитарная премудрость,
о которой возвещают, что она приведет
человечество к полному и окончательному
счастью. Но вот и после всех развенчаний
религии приходится собирать совещания по
вопросу, «что делать с ростом религиозности у молодежи». Слышите? У молодежи,
а не у уходящих и обреченных поколений.
Ибо ведь вот оно, то, чего никогда, никогда
не поймет Смердяков. Не поймет, что есть
другая правда, высшая правда, та, к которой
неприменима таблица умножения и химический опыт, неприменима даже наша обычная,
рассудочная, рациональная речь. Эту правду
нам дает, сообщает, раскрывает поэзия. И эту
же правду, на неизмеримо большей глубине,
дает, сообщает нам религия.
Да, это, конечно, детские слова, да, это
своего рода сказка: «Послан был Ангел
Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу
именем Иосифу, из дома Давидова; имя
же Деве Мария». И потом: «Радуйся!» (Лк.
1:26–28), и это обещание, и это сомнение, и
эта самоотдача... И, конечно, неприменимы
к этому таинственному рассказу наши обычные категории – как, когда, каким образом,
– как неприменимы они и к торжественному
утверждению Библии: «В начале сотворил Бог
небо и землю» (Быт. 1:1). Ибо и речь идет
тут не о событиях в нашем понимании этого
слова, а о событии духовного порядка, об
откровении душе и сердцу. На этой плоскости
это именно правда, и правда более глубокая,
чем все наши земные и ограниченные правды; и доказательством тому – эта радость,
что вот уже две тысячи лет ключом бьет и
разражается светлым ливнем хвалы: «Благовествуй, земля, радость великую, пойте,
небеса, Божию славу!».
Ведь вот, даже пословица говорит – нет
дыма без огня. Но какой же тогда должен
быть этот огонь, что и горит, и светит, и греет,
и побеждает в нашем темном, холодном и
таком плоском, смердяковском мире? Благовещение, благая весть – новость, никогда
не переставшая быть новостью – новой,
неслыханной и ослепительной. Ведь вот –
вчерашние новости истлевают в желтеющих
ворохах газетной бумаги. Но вечно новой
остается эта весть о спасении, о радости, о
пришествии к нам Бога. И вечно трепетным
остается это смиренное принятие: «Се, раба
Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк.
1:38). И вечно новым остается это сочетание
неба и земли, красоты небесной и красоты
земной, Божественного голоса и человеческого приятия. А все это и есть праздник
Благовещения.
И в Церкви в этот вечер мы не рассказываем о прошлом и не вспоминаем того,
чего не можем помнить. Все это как будто
на наших глазах, на этой земле случается с
нами. Мы – свидетели и участники не события
и не факта, а таинственной глубины того, что
за всеми событиями и за всеми фактами, той
глубины, которая находит, наконец, в жизни
свой последний смысл, свою высшую цель,
свою внутреннюю ценность.
Христианство начинается с Благовещения,
начинается со слышания нами небесного
голоса. И с нашего принятия этой вести.
Благовещение – это действительно и в полноте своей праздник Божественной любви и
человеческой свободы. Свободы, свободно
принимающей любовь. Именно поэтому: «Благовествуй, земля, радость великую, пойте,
небеса, Божию славу!». Вот скоро соберемся
мы снова и услышим эти слова, услышим:
«Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся!». И то, что произойдет с нами, – это
чудо прикосновения к неземному, к такой
чистоте, к такой любви, к такому послушанию,
которых мы не знаем в этом мире и в наших
грешных отношениях. Все это будет снова
дано нам как некий небесный дар, а получение этого дара, слышание этого голоса и
принятие и есть сущность праздника, сущность
веры, сущность христианской жизни.
Протоиерей Александр Шмеман
|