Басня Ивана Андреевича Крылова
«Безбожники» была написана в 1813 году.
XVIII-XIX века отмечены проявлениями
богоотступничества в среде интеллигенции
на Западе. Дух неверия стал проникать и
в Россию. В особенности оглядывалась на
Запад интеллигенция. Повальное увлечение
французским языком, французские учителя,
французские повара – все это культурное
пленение впоследствии привело к попытке
физического пленения, когда французская
армия во главе с Наполеоном пришла завоевывать Россию. Русский народ поднялся
и дал отпор французскому нашествию. Увлечение интеллигенции Западом привнесло
дух неверия, дух противления Богу, пренебрежение и попрание многовековых традиций
православного русского народа. К чему это
приводит, Иван Андреевич Крылов образно и
пророчески показал в басне «Безбожники».
В басне повествуется о трагической судьбе народа, который «в сердцах ожесточился»
и восстал против Бога. Появились зачинщики
и, «чтобы поджечь в народе буйства боле»,
стали распространять клеветническую хулу
и недовольства, разжигая дух противления
Богу и призывая на бунт против Него.
Подстрекаемый зачинщиками обезумевший
народ решил закидать камнями и заметать
стрелами небеса – но камни и стрелы эти
«с тысячью смертей, и злых, и неизбежных,
на собственные их обрушились главы». Почитаем басню.
БЕЗБОЖНИКИ
Был в древности народ, к стыду земных
племен,
Который до того в сердцах ожесточился,
Что противу богов вооружился.
Мятежные толпы, за тысячью знамен,
Кто с луком, кто с пращой, шумя,
несутся в поле.
Зачинщики, из удалых голов,
Чтобы поджечь в народе буйства боле,
Кричат, что суд небес и строг и бестолков;
Что боги или спят, иль правят безрассудно;
Что проучить пора их без чинов;
Что, впрочем, с ближних гор каменьями
нетрудно
На небо дошвырнуть в богов
И заметать Олимп стрелами.
Смутяся дерзостью безумцев и хулами,
К Зевесу весь Олимп с мольбою приступил,
Чтобы беду он отвратил;
И даже весь совет богов тех мыслей был,
Что, к убеждению бунтующих, не худо
Явить хоть небольшое чудо:
Или потоп, иль с трусом гром,
Или хоть каменным ударить в них дождем.
«Пождем, –
Юпитер рек, – а если не смирятся
И в буйстве прекоснят, бессмертных
не боясь,
Они от дел своих казнятся».
Тут с шумом в воздухе взвилась
Тьма камней, туча стрел от войск
богомятежных,
Но с тысячью смертей, и злых,
и неизбежных,
На собственные их обрушились главы.
Плоды неверия ужасны таковы;
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства
толки смелы,
Чем против божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час,
И обратятся все в громовые вам стрелы.
Поистине эта басня была пророческим
предостережением – за сто лет до трагических событий XX века в России. В ней
раскрыт механизм насаждения мнимыми
мудрецами и подготовленными ими зачинщиками недовольства в обществе, механизм
претворения в жизнь переворотов, революций, майданов. В людском сообществе
на земле всегда имеют место элементы
социальной несправедливости. Мнимые мудрецы и самозванцы, используя зачинщиков,
стараются разжечь в народе недовольство
и довести его до буйства. Расшатывая
земной миропорядок, они посягают и на
миропорядок духовный. Пренебрегая духовной составляющей в жизни народа, мнимые
мудрецы разрушают традиционные духовнонравственные устои общества, что, в свою
очередь, приводит к разрушению и падению
страны и гибели народа. Глядя на историю
России в XX веке, можно убедиться, что
«плоды неверия ужасны».
Наследие Ивана Андреевича Крылова
– это духовное и культурное богатство нашего народа. Давайте воспользуемся этим
богатством, вдумаемся и прозреем, чтобы
нас не постигла участь ожесточенного в
сердцах богомятежного народа. Братья и
сестры, возродим и сохраним веру православную! В ней наше спасение, радость и
утешение. С нами Бог!
+ М. Д.
|